- При какой величине уклона отвода ширины колеи не допускается эксплуатация железнодорожного пути
- 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- 2. ТРЕБОВАНИЯ, НОРМЫ УСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ
- При какой величине уклона отвода ширины колеи не допускается эксплуатация железнодорожного пути
- 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- 2. НОРМАТИВЫ УСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ В ПРОФИЛЕ, ПЛАНЕ, ПО УРОВНЮ И ШИРИНЕ
- 2.1. Нормативы устройства рельсовой колеи
- При какой величине уклона отвода ширины колеи не допускается эксплуатация железнодорожного пути
- Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути (Издание 2016 года)
- 2.2. Допуски на содержание рельсовой колеи
При какой величине уклона отвода ширины колеи не допускается эксплуатация железнодорожного пути
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И НОРМЫ
СОДЕРЖАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА
А.Г.Кузнецов, В.Д.Ленкин, В.Ф.Большаков, Ю.Ф.Козъяков
Начальник Управления промышленного транспорта Минтранса России А.Г.Кузнецов
Руководитель Департамента пути и сооружений МПС России С.А.Рабчук
Начальник отдела по надзору на ж.д. транспорте Госгортехнадзора России А.С.Павловский
Первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации Насонов А.П. от 31 марта 2003 г. N АН-132-Р
Настоящие «Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта» являются новым нормативным документом, устанавливающим технические требования, нормы содержания и правила устройства железнодорожных путей промышленного транспорта. Включают в себя требования к организации содержания и ремонта пути, ответственность должностных лиц за контроль и состояние пути и сооружений, а также требования к содержанию путей для перевозки опасных грузов.
К разработке привлекались специалисты заинтересованных министерств, ведомств, промышленных предприятий и организаций.
Подготовлено и выпущено Проектно-конструкторско-технологическим институтом транспортного строительства по заказу Министерства транспорта Российской Федерации.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Требования включают основные технические условия, нормы, требования и правила устройства и содержания пути, сооружений и устройств промышленного железнодорожного транспорта Российской Федерации, обеспечивающих его функционирование при допускаемых скоростях движения.
1.3. Путь состоит из верхнего строения (рельсы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма) и нижнего строения (земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения).
На участках автоблокировки путь оборудуется электрическими рельсовыми цепями, связанными с работой сигнальных устройств, сигналами, сигнальными и путевыми знаками, устройствами путевого заграждения.
1.4. Пути промышленного железнодорожного транспорта делятся на внешние (подъездные) и внутренние пути.
К внешним (подъездным) путям относятся пути с комплексом зданий, сооружений и устройств при них, предназначенные для обслуживания внешних перевозок грузов предприятий и организаций, соединяющие станцию (пункт) примыкания железнодорожных магистральных линий общей сети с промышленной станцией и другими раздельными пунктами, а при их отсутствии с погрузо-разгрузочными путями или со стрелочным переводом первого ответвления внутренних путей.
К внутренним путям относятся:
— пути промышленных железнодорожных раздельных пунктов (станций, включая входные сортировочные станции промышленных районов, узлов и отдельных предприятий, разъезды, посты и обгонные пункты) со зданиями и сооружениями при них;
— соединительные пути, связывающие пути раздельных пунктов или отдельных производств предприятий, расположенных на обособленных площадках с веером путей грузовых фронтов, контейнерных площадок и с другими погрузо-разгрузочными путями грузовых фронтов с путями локомотивно-вагонного хозяйства, промывочно-пропарочных станций, вагонных весов и других транспортных сооружений и объектов;
— погрузо-разгрузочные пути, включая пути грузовых дворов, контейнерных площадок, складских баз и т.п. объектов предприятий и организаций;
— пути и комплексы зданий и сооружений ремонтных хозяйств, локомотивно-вагонных депо, пунктов экипировки локомотивов и подготовки вагонов к погрузке, тяговых подстанций и прочих транспортных объектов предприятий и организаций.
1.5. Внешние (подъездные) и внутренние соединительные пути в зависимости от их назначения, размеров и характера движения подразделяются на категории:
1.6. Железнодорожные пути, предназначенные для обращения подвижного состава с осевыми нагрузками 450 кН и более, укладываются по специальному проекту.
1.7. Содержание пути, сооружений и устройств должно производиться в соответствии с нормами и допусками, установленными настоящими Требованиями, Правилами технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта (Правила), Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) и другими нормативными документами, связанными с содержанием пути.
1.8. Железнодорожные пути организаций, по которым обращаются локомотивы железных дорог Российской Федерации, должны соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
1.9. Контроль за состоянием пути, организация работ и их непосредственное выполнение по содержанию пути, сооружений и устройств в зависимости от объема перевозок, протяженности пути, эксплуатационных условий, технической оснащенности возлагается на специализированные подразделения предприятий и организаций или на подразделения магистральных железных дорог на договорной основе.
1.10. Содержание пути должно осуществляться при наиболее рациональном сочетании двух основных условий: обеспечение безопасности движения поездов с установленными скоростями и ресурсосбережения. Рациональность такого сочетания достигается на основе деления путей в зависимости от допускаемых скоростей движения, грузонапряженности и осевых нагрузок.
2. ТРЕБОВАНИЯ, НОРМЫ УСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ
2.1. Требования и нормы устройства рельсовой колеи
2.1.1. Путь в профиле и плане должен соответствовать утвержденной документации.
2.1.2. Кривые участки подъездных и соединительных путей должны иметь радиус не более 2000 м на путях I категории и 1000 м на путях II и III категорий.
Наименьшая допускаемая величина радиусов кривых в плане вне зависимости от типов обращающегося подвижного состава принимается в соответствии с табл.2.1.
Допускаемая величина радиусов кривых в плане
Категория подъездных и соединительных путей
Источник
При какой величине уклона отвода ширины колеи не допускается эксплуатация железнодорожного пути
Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Железнодорожный путь представляет собой комплекс инженерных сооружений и устройств, расположенных в полосе отвода и предназначенных для осуществления движения поездов с установленными скоростями.
Для обеспечения работы автоблокировки, локомотивной и переездной сигнализации, контроля целостности пути он оборудуется электрическими рельсовыми цепями, связанными с работой сигнальных устройств, сигналами, сигнальными и путевыми знаками, устройствами путевого заграждения.
1.2. Текущее содержание пути осуществляется круглогодично и на всем протяжении пути, включая участки, находящиеся в ремонте. Оно включает в себя диагностику состояния пути, изучение причин появления отступлений и неисправностей и выполнение работ по их устранению и предупреждению.
1.3. Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.
Сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны соответствовать утвержденной проектной и конструкторской документации.
Все сооружения и устройства пути на перегонах и станциях должны содержаться в соответствии с нормами и допусками, установленными действующей нормативной документацией.
1.4. Основным структурным подразделением путевого хозяйства, осуществляющим текущее содержание пути, является дистанция пути.
Протяженность дистанции пути и ее структурное деление устанавливаются владельцем инфраструктуры.
Текущее содержание искусственных сооружений осуществляется дистанциями инженерных сооружений.
1.5. Дистанции пути должны содержать контингент монтеров пути достаточный для соблюдения технологии выполнения работ и обеспечение безопасности движения поездов согласно действующим в ОАО «РЖД» нормам затрат труда для работников, занятых на текущем содержании пути, который распределяется по утвержденным структурным подразделением дистанции пути, а также необходимое техническое оснащение, оборудование и инструменты.
1.6. Организация работ по содержанию пути, сооружений и устройств, обеспечивающих его функционирование, а также работ по содержанию рельсовых цепей (в объеме, выполняемом дистанцией пути) возлагается на начальников дистанций пути, их заместителей, начальников участков, дорожных и мостовых (тоннельных) мастеров, бригадиров пути и бригадиров по искусственным сооружениям. На них же, а также на персонал диагностических средств, путеобследовательских и мостоиспытательных станций, контролеров за состоянием железнодорожного пути, монтеров пути назначаемых на осмотр и дежурных по переездам (в зоне переездов) возлагается контроль за состоянием пути, сооружений и устройств, обеспечивающих его функционирование.
Указанными работниками должны периодически, в соответствии с установленными правилами, проверяться вверенные им участки пути, обеспечиваться высокое качество текущего содержания пути, сооружений и устройств, создаваться необходимые условия для бесперебойного и безопасного движения поездов с установленными скоростями, а также для продления срока службы элементов пути.
С целью большей оперативности при принятии неотложных мер по обеспечению безопасности движения поездов начальник дистанции пути, его заместитель, начальники участков, дорожные мастера, контролёры состояния железнодорожного пути и бригадиры пути должны обеспечиваться средствами мобильной или оперативной связи.
1.7. Текущее содержание пути должно осуществляться при наиболее рациональном сочетании двух основных условий: обеспечения безопасности движения поездов с установленными скоростями и ресурсосбережения.
Рациональность такого сочетания достигается на основе деления путей на классы. Классность путей устанавливается в зависимости от их грузонапряженности, допускаемых скоростей движения поездов и других факторов, оказывающих влияние на работу пути и его элементов, в соответствии с Положением о системе ведения путевого хозяйства ОАО «Российские железные дороги» [1] и Методикой классификации и специализации линий утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 23 декабря 2015 г. N 3048р.
* Если иное не предусмотрено нормами и правилами.
Технические условия, нормы и правила для высокоскоростных линий устанавливаются специальной инструкцией ОАО «РЖД».
1.9. В настоящей Инструкции используются термины, приведенные в Правилах технической эксплуатации [7].
2. НОРМАТИВЫ УСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ В ПРОФИЛЕ, ПЛАНЕ, ПО УРОВНЮ И ШИРИНЕ
2.1. Нормативы устройства рельсовой колеи
2.1.1. Железнодорожный путь в профиле и плане должен соответствовать утвержденной ОАО «РЖД» проектной документации и требованиям настоящей Инструкции.
2.1.2. Круговые кривые должны сопрягаться с прямыми участками переходными кривыми, кроме кривых на стрелочных переводах и случаев, когда по условиям плана линии осуществить это не представляется возможным (закрестовинные и смежные с прямой вставкой кривые недостаточной длины и другие).
2.1.3. В кривых участках пути наружная рельсовая нить устраивается и содержится выше внутренней. Величина возвышения в кривых определяется по следующим правилам:
Минимально допустимое возвышение должно обеспечить значение поперечного непогашенного ускорения, направленного наружу кривой (a ), не более 0,7 м/с на уровне буксы подвижного состава для максимальной скорости грузовых и пассажирских поездов.
Величина поперечного непогашенного ускорения (a ) рассчитывается по фактическим значениям кривизны пути и возвышения наружного рельса в зависимости от скорости (V) по формуле:
, (2.1)
V— максимальная допускаемая скорость движения пассажирских поездов по кривой, км/ч;
На линиях со специализацией В, С и П, где обращается пассажирский подвижной состав с улучшенными динамическими характеристиками, допускаемая величина a может быть распоряжением ОАО «РЖД» установлена на основании проведенных испытаний 0,7 м/с и более.
На линиях с грузовым и смешанным движением поездов наименьшее воздействие на путь в кривых, снижающее интенсивность расстройства и износа элементов пути производится при a близком к нулю при средневзвешенной скорости движения грузовых поездов. Для этого на линиях со специализацией О, Г, Т непогашенное ускорение в грузовых поездах должно находиться в диапазоне ±0,3 м/с при фактически реализуемых скоростях движения.
Увеличение непогашенного ускорения в грузовых поездах более диапазона ±0,3 м/с допускается при наличии технико-экономического обоснования (на направлениях с большой разницей между максимальными скоростями пассажирских и грузовых поездов).
Величина возвышения проверяется по формуле:
, (2.2)
V — максимальная допускаемая скорость пассажирских поездов, установленная приказом для данной кривой радиуса R, которая не должна превышать скорости получаемой по тяговому расчету ведущей серии локомотивов, км/ч;
При этом для линий О, Г, Т проверяется, чтобы возвышение было в пределах:
,
(2.3)
Максимальное возвышение наружного рельса в кривой с учетом допусков на содержание не должно превышать 150 мм, при превышение этой величины движение поездов закрывается.
Из полученных по формулам величин возвышение принимается большее и округляется до значения кратного 5.
Рекомендуемые величины возвышения в кривых для линий разной специализации приведены в приложении 10.
В зависимости от конкретных условий работы пути в кривой (интенсивности износа рельсов по одной и другой нитям), полученная расчетом величина возвышения, при необходимости, может корректироваться в пределах нормативов непогашенных ускорений.
В кривых, расположенных на участках рекуперативного торможения, рекомендуется для компенсации действия продольных сжимающих сил увеличивать полученное расчетом возвышение на величину до 20%, а на кривых, расположенных на руководящих подъемах и близким к ним, для компенсации продольных растягивающих сил уменьшать полученное расчетом возвышение на величину до 15%. При этом должны соблюдаться нормативы по предельным непогашенным ускорениям.
Конец и начало отвода возвышения наружного рельса кривой и кривизны должны совпадать с точками начала переходной кривой и конца переходной кривой.
В стесненных условиях допускается устройство отводов возвышения без переходных кривых: либо на протяжении прямой, либо по 50% на прямой и кривой (без соблюдения условия совпадения отводов возвышения и кривизны).
2.1.5. Длина переходной кривой определяется в зависимости от расчетной величины возвышения наружного рельса и от количества смежных главных путей.
На однопутных линиях и для наружного пути двухпутных линий длина переходной кривой (L ) определяется по формуле:
, (2.4)
Для внутреннего пути двухпутной линии длина переходной кривой определяется по формуле:
, (2.5)
Необходимые уширения междупутья на двух- и многопутных участках определяются в соответствии с Инструкцией по применению габаритов приближения строений [3]. В соответствии с этим определяются длины переходных кривых.
2.1.6. Крутизна отвода возвышения в переходных кривых, соединяющих прямые и кривые участки или участки кривых с различной величиной возвышения должна соответствовать нормативам таблицы 2.1.
Таблица 2.1. Допускаемые уклоны отвода возвышения наружного рельса в кривых
Максимальный уклон отвода возвышения (i), мм/м, не более
Источник
При какой величине уклона отвода ширины колеи не допускается эксплуатация железнодорожного пути
(введена Приказом Минтранса России от 30.01.2018 N 36)
Более 1 до 2 включительно
Более 2 до 4 включительно
Более 4 до 5 включительно
Скорость движения поездов по рельсовым стыкам, имеющим по рабочей грани головки рельсов вертикальные и горизонтальные ступеньки.
Переход от рельсов одного типа к рельсам другого типа осуществляется с использованием переходных рельсов или типовых переходных накладок.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 30.01.2018 N 36)
При превышении допускаемого уклона отвода ширины колеи для установленной скорости, определяемого как средняя величина на базе 2 м, скорость должна уменьшаться до значений, соответствующих фактическому уклону отвода, вплоть до прекращения движения поездов.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 30.01.2018 N 36)
Уклоны отвода ширины колеи допускаются не более:
(абзац введен Приказом Минтранса России от 30.01.2018 N 36)
(абзац введен Приказом Минтранса России от 30.01.2018 N 36)
(абзац введен Приказом Минтранса России от 30.01.2018 N 36)
(абзац введен Приказом Минтранса России от 30.01.2018 N 36)
(абзац введен Приказом Минтранса России от 30.01.2018 N 36)
(абзац введен Приказом Минтранса России от 30.01.2018 N 36)
(абзац введен Приказом Минтранса России от 30.01.2018 N 36)
Не допускается эксплуатация железнодорожного пути при уклоне отвода ширины колеи более 0,005, в том числе при измерении на базе 1 м (при ручных промерах шаблоном), кроме железнодорожных путей 4 и 5 классов, уравнительных стыков, уравнительных приборов, глухих пересечений и одиночных стрелочных переводов измеряемой от стыка рамного рельса до корня остряков. Уклон отвода ширины колеи при ручных промерах измеряется как разность значений ширины колеи в точках через 2 м, уменьшенная на разность величин бокового износа в этих точках и деленная на 2000.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 30.01.2018 N 36)
Уклон отвода ширины колеи диагностическими средствами измеряется на базе 2 м.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 30.01.2018 N 36)
10. Верх головок рельсов обеих нитей железнодорожного пути на прямых участках должен быть в одном уровне. Разрешается на прямых участках железнодорожного пути содержать одну рельсовую нить на 6 мм выше другой.
Владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования на кривых участках железнодорожного пути в зависимости от радиуса кривой и скоростей движения поездов устанавливается возвышение наружной рельсовой нити.
Длина переходной кривой должна составлять не менее 20 м.
На линиях, на которых обращается пассажирский подвижной состав с улучшенными динамическими характеристиками, величина непогашенного ускорения может быть установлена более 0,7 м/с 2 в соответствии с конструкторской документацией на подвижной состав и результатами проведенных испытаний.
Круговые кривые радиусом 4000 м и менее должны сопрягаться с прямыми участками переходными кривыми, кроме кривых на стрелочных переводах и случаев, предусмотренных ремонтной и эксплуатационной документацией.
Фактическое максимальное возвышение наружного рельса с учетом допусков на содержание должно составлять 150 мм. Величина возвышения наружной нити на стрелочных переводах должна быть не более 75 мм.
На перегонах многопутных линий головки рельсов всех путей, расположенных на общем земляном полотне, должны устраиваться на одном уровне. В процессе эксплуатации допускается разница в уровне головок рельсов на прямых участках пути не более 15 см, если иное не предусмотрено проектной документацией.
Не допускается уклон отвода возвышения наружного рельса в кривых участках пути более 3,2 мм/м на всей длине переходной кривой или ее части длиной не менее 30 м.
(п. 10 в ред. Приказа Минтранса России от 30.01.2018 N 36)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Перечень особо крупных и наиболее важных сооружений и порядок контроля за ними, а также порядок контроля за деформирующимися или находящимися в сложных инженерно-геологических условиях участками земляного полотна устанавливаются, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
Мосты и тоннели по перечню, утвержденному, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования, ограждаются контрольно-габаритными устройствами, оборудуются оповестительной сигнализацией и заградительными светофорами.
Владельцы инфраструктуры, владельцы железнодорожных путей необщего пользования формируют перечень мостов и тоннелей, которые ограждают контрольно-габаритными устройствами, а также оборудуют оповестительной сигнализацией и заградительными светофорами.
Все мосты классифицируются по грузоподъемности на основании норм и правил.
12. Для контроля за состоянием железнодорожного пути и сооружений инфраструктуры применяются путеизмерительные вагоны и тележки, вагоны-дефектоскопы, дефектоскопные автомотрисы, дефектоскопные тележки, лаборатории по дефектоскопии, мостовые, тоннельные, путевые обследовательские, габарито-обследовательские, испытательные, ремонтно-обследовательско-водолазные станции.
Периодичность проверки железнодорожных путей, в том числе с учетом интенсивности движения, состояния железнодорожного пути и применяемых технических средств диагностики, устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
13. Рельсы и стрелочные переводы на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях необщего пользования по мощности и состоянию должны соответствовать условиям эксплуатации (грузонапряженности, осевым нагрузкам и скоростям движения поездов).
Нормы износа рельсов и стрелочных переводов устанавливаются нормами и правилами.
Рельсы железнодорожного пути, как на прямых, так и на кривых участках должны иметь подуклонку 1/20 (наклон внутрь колеи относительно поверхности шпал), если иное не предусмотрено конструкцией железнодорожного пути.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 30.01.2018 N 36)
(абзац введен Приказом Минтранса России от 30.01.2018 N 36)
(абзац введен Приказом Минтранса России от 30.01.2018 N 36)
14. Стрелочные переводы на железнодорожных путях общего пользования должны иметь крестовины следующих марок:
На железнодорожных путях необщего пользования допускается использование стрелочных переводов с крестовинами следующих марок:
Перед остряками всех противошерстных стрелочных переводов на главных железнодорожных путях общего пользования должны быть уложены отбойные брусья.
Применение вновь перекрестных стрелочных переводов и глухих пересечений допускается с разрешения, соответственно, владельца инфраструктуры, владельца железнодорожных путей необщего пользования.
Централизованные стрелки на железнодорожных путях общего пользования в зависимости от климатических и других условий оборудуются устройствами механизированной очистки или снеготаяния.
На каждом стрелочном переводе и глухом пересечении стрелка, крестовина, рельсовый путь между ними и примыкающие к ним рельсы должны быть одного типа.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 30.01.2018 N 36)
(абзац введен Приказом Минтранса России от 30.01.2018 N 36)
Источник
Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути (Издание 2016 года)
2.2. Допуски на содержание рельсовой колеи
2.2.1. Исходя из целей наиболее рационального определения видов и сроков выполнения работ по устранению и предупреждению появления отступлений от номинальных параметров и норм устройства рельсовой колеи при условии обеспечения безопасности движения поездов, оценка отступлений от номинальных значений параметров производится по степеням, регламентированным в зависимости от установленных скоростей движения [2].
Разделение отступлений на степени производится по мере приближения к предельным значениям, требующим ограничения скоростей движения поездов и в зависимости от очередности проведения путевых работ:
отступления, близкие к величинам, требующим ограничения скорости движения поездов, приводящие к предотказному состоянию пути, относятся к отступлениям третьей (III) степени и должны устраняться в течение 3-х суток;
отступления, требующие ограничения скорости движения или его закрытия и проведения неотложных работ являются отступлениями четвертой (IV) степени (неисправностями), должны устраняться незамедлительно.
2.2.2. Состояние пути по геометрическим размерам рельсовой колеи (по просадкам, по уровню, ширине колеи и направлению в плане) должно проверяться путеизмерительными средствами с установленной периодичностью согласно требованиям Положения о порядке контроля состояния главных и станционных путей путеизмерительными средствами [4], Инструкции [2] или ее заменяющей.
2.2.3. Величины степеней отступлений от номинальных параметров и норм устройства рельсовой колеи регламентируются Инструкцией по оценке состояния рельсовой колеи путеизмерительными средствами и мерам по обеспечению безопасности движения [2] или ее заменяющей.
Величины неисправностей, требующие ограничения скорости движения, приведены в таблицах 2.5-2.9.
Таблица 2.5. Неисправности по ширине колеи на участках с установленной скоростью 140 км/ч и менее
Источник