- Урок по теме «Решение систем линейных уравнений, содержащих параметры»
- Ход урока
- При каких значениях параметра a следующая система линейных уравнений не имеет решений
- При каких значениях параметра a следующая система линейных уравнений не имеет решений
- § 3. Решение систем с параметром и с модулями
- Системы уравнений с двумя переменными и параметрами
- п.1. Решение системы линейных уравнений с параметром
- п.2. Решение системы нелинейных уравнений с параметром
- п.3. Примеры
- При каких значениях параметра a следующая система линейных уравнений не имеет решений
Урок по теме «Решение систем линейных уравнений, содержащих параметры»
Разделы: Математика
Если в задаче меньше трех переменных, это не задача; если больше восьми – она неразрешима. Энон.
Задачи с параметрами встречаются во всех вариантах ЕГЭ, поскольку при их решении наиболее ярко выявляется, насколько глубоки и неформальны знания выпускника. Трудности, возникающие у учащихся при выполнении подобных заданий, вызваны не только относительной их сложностью, но и тем, что в учебных пособиях им уделяется недостаточно внимания. В вариантах КИМов по математике встречается два типа заданий с параметрами. Первый: «для каждого значения параметра решить уравнение, неравенство или систему». Второй: «найти все значения параметра, при каждом из которых решения неравенства, уравнения или системы удовлетворяют заданным условиям». Соответственно и ответы в задачах этих двух типов различаются по существу. В первом случае в ответе перечисляются все возможные значения параметра и для каждого из этих значений записываются решения уравнения. Во втором – перечисляются все значения параметра, при которых выполнены условия задачи. Запись ответа является существенным этапом решения, очень важно не забыть отразить все этапы решения в ответе. На это необходимо обращать внимание учащихся.
В приложении к уроку приведен дополнительный материал по теме «Решение систем линейных уравнений с параметрами», который поможет при подготовке учащихся к итоговой аттестации.
Урок рассчитан на два учебных часа.
Ход урока
Сообщение темы, целей и задач урока.
Проверка домашней работы. В качестве домашнего задания учащимся было предложено решить каждую из трех систем линейных уравнений
а) б)
в)
графически и аналитически; сделать вывод о количестве полученных решений для каждого случая
Ответы:
Заслушиваются и анализируются выводы, сделанные учащимися. Результаты работы под руководством учителя в краткой форме оформляются в тетрадях.
В общем виде систему двух линейных уравнений с двумя неизвестными можно представить в виде: .
Решить данную систему уравнений графически – значит найти координаты точек пересечения графиков данных уравнений или доказать, что таковых нет. Графиком каждого уравнения этой системы на плоскости является некоторая прямая.
Возможны три случая взаимного расположения двух прямых на плоскости:
К каждому случаю полезно выполнить рисунок.
Сегодня на уроке мы научимся решать системы линейных уравнений, содержащие параметры. Параметром будем называть независимую переменную, значение которой в задаче считается заданным фиксированным или произвольным действительным числом, или числом, принадлежащим заранее оговоренному множеству. Решить систему уравнений с параметром – значит установить соответствие, позволяющее для любого значения параметра найти соответствующее множество решений системы.
Решение задачи с параметром зависит от вопроса, поставленного в ней. Если нужно просто решить систему уравнений при различных значениях параметра или исследовать ее, то необходимо дать обоснованный ответ для любого значения параметра или для значения параметра, принадлежащего заранее оговоренному в задаче множеству. Если же необходимо найти значения параметра, удовлетворяющие определенным условиям, то полного исследования не требуется, и решение системы ограничивается нахождением именно этих конкретных значений параметра.
Пример 1. Для каждого значения параметра решим систему уравнений
В этом случае имеем
Система несовместна, т.е. решений не имеет.
Очевидно, что в этом случае система имеет бесконечно много решений вида x = t; где t-любое действительное число.
Пример 2. При каких значениях параметра a система уравнений
Пример 3. Найдем сумму параметров a и b, при которых система
имеет бесчисленное множество решений.
Решение. Система имеет бесчисленное множество решений, если
То есть если a = 12, b = 36; a + b = 12 + 36 =48.
а) не имеет решений; б) имеет бесконечно много решений.
Класс разбивается на группы по 4-5 человек. В каждую группу входят учащиеся с разным уровнем математической подготовки. Каждая группа получает карточку с заданием. Можно предложить всем группам решить одну систему уравнений, а решение оформить. Группа, первой верно выполнившая задание, представляет свое решение; остальные сдают решение учителю.
Карточка. Решите систему линейных уравнений
при всех значениях параметра а.
Если класс сильный, группам могут быть предложены разные системы уравнений, перечень которых находится в Приложении1. Тогда каждая группа представляет классу свое решение.
Отчет группы, первой верно выполнившей задание
Участники озвучивают и поясняют свой вариант решения и отвечают на вопросы, возникшие у представителей остальных групп.
Решение систем линейных уравнений с параметрами можно сравнить с исследованием, которое включает в себя три основных условия. Учитель предлагает учащимся их сформулировать.
При решении следует помнить:
Учитель оценивает работу на уроке класса в целом и выставляет отметки за урок отдельным учащимся. После проверки самостоятельной работы оценку за урок получит каждый ученик.
При каких значениях параметра b система уравнений
Графики функций y = 4x + b и y = kx + 6 симметричны относительно оси ординат.
Решите систему уравнений при всех значениях m и n.
Решите систему линейных уравнений при всех значениях параметра а (любую на выбор).
Источник
При каких значениях параметра a следующая система линейных уравнений не имеет решений
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите все значения параметра при каждом из которых система
имеет ровно
решений.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите все значения a, при каждом из которых система
имеет ровно два различных решения.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите все значения параметра а, при каждом из которых система имеет ровно 4 решения.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите все значения параметра а, при каждом из которых система имеет ровно 8 решений.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите все значения параметра при каждом из которых система
имеет ровно решений.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите все значения параметра при каждом из которых система
имеет единственное решение.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Найдите все значения параметра a, при каждом из которых система уравнений имеет ровно два решения.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
При каких значениях параметра система
имеет решения?
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
При каких значениях параметров а и b система имеет бесконечно много решений?
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
При каких значениях параметра a для любых значений параметра b хотя бы при одном значении параметра с система уравнений
Источник
При каких значениях параметра a следующая система линейных уравнений не имеет решений
§ 3. Решение систем с параметром и с модулями
В данном параграфе мы познакомимся со способами решения систем двух линейных уравнений с модулями.
Модуль в уравнении `|x-y|=5` можно «раскрыть», пользуясь определением модуля числа:
$$\left|x-y\right|=\left\<\begin
Итак, `x=5`, `y=0`, условие `x-y>=0` выполняется. Значит, найденные пары чисел является решением исходной системы.
2 случай. Если `x-y =0`, `y>=0`;
4) `x =0`, `y>=0`, система имеет вид:
Оба полученные значения удовлетворяют заданным условиям: `1,5>=0`, `0>=0`.
2 случай. `x>=0`, `y =0`.
3 случай. `x =0` система имеет вид:
Первое уравнение не имеет решения, так как сводится к равенству `0=6`, значит система не имеет решений.
Выражение `y-1=0`, если `y=1`.
Если `y>1`, то `|y-1|=y-1`, а если `y =1`, то `|y-1|=y-1` и `|y+5/2|=y+5/2`, получаем уравнение:
Тогда `x=1/3(2*2+5)=3`. Число `2>1`, так что пара `(3;2)` является решением системы.
Пусть теперь `-5/2 хождения `y` получаем уравнение
Число `8/13` больше `(-5/2)`, но меньше, чем `1`, поэтому пара чисел `(27/13;8/13)` является решением системы.
Источник
Системы уравнений с двумя переменными и параметрами
п.1. Решение системы линейных уравнений с параметром
Ответ: при всех действительных a, кроме a ≠ ± 1.
п.2. Решение системы нелинейных уравнений с параметром
При решении системы нелинейных уравнений с параметром чаще всего используем графический метод (см. §15 данного справочника).
Например:
При каком значении a система уравнений имеет одно решение: \( \left\< \begin
\( \mathrm
\( \mathrm
Система имеет одно решение, если прямая является касательной к окружности:
п.3. Примеры
Пример 2. Найти все значения параметра a, при каждом из которых система
\( \left\< \begin
Первое уравнение – квадрат с вершинами (±4; 0),(0; ±4); второе уравнение – окружность переменного радиуса с центром в точке (3; 3).
Единственное решение соответствует радиусу \( \mathrm
При увеличении радиуса будет 2, 3 или 4 точки пересечения. При дальнейшем увеличении окружность становится слишком большой, пересечений с квадратом нет.
Получаем:\( \mathrm<|a+1|=\sqrt<2>\Rightarrow a+1=\pm\sqrt<2>\Rightarrow a_<1,2>=-1\pm\sqrt<2>>. \)
При (a – 1) 2 2 = 4 одно решение.
При (a – 1) 2 > 4 два решения.
Получаем:\( \mathrm <(a-1)^2=4\Rightarrow a-1=\pm 2\Rightarrow>\left[\begin
Источник
При каких значениях параметра a следующая система линейных уравнений не имеет решений
При каких значениях параметра a хотя бы при одном значении параметра c система уравнений
имеет решения для любых значений параметра b?
Выразим x из второго уравнения и подставим в первое. Получим
Если уравнение (1) имеет решение относительно y, то из уравнения (2) найдем соответствующее значение х. Тем самым, существование и количество решений заданной системы зависит от уравнения (1).
Уравнение (1) должно выполняться хотя бы для одного значения с при всех b. Рассмотрим и
:
Полученная совокупность систем не имеет решений. Следовательно, ни при каких a уравнение (1) не имеет решений ни для одного с даже для двух значений и
Следовательно, не существует таких значений а, при которых хотя бы при одном c система уравнений имеет решения для любых значений b.
Ответ: ни при каких.
Каким будет ответ на вопрос «При каких значениях параметра a для любых значений параметра b хотя бы при одном значении параметра с система уравнений имеет решения?» См. задачу 484634.
Критерии оценивания ответа на задание С5 | Баллы |
---|---|
Обоснованно получен верный ответ. | 4 |
Рассмотрены все возможные случаи. Получен верный ответ, но решение либо содержит пробелы, либо вычислительную ошибку или описку. | 3 |
Рассмотрены все возможные случаи. Получен ответ, но решение содержит ошибки. | 2 |
Рассмотрены некоторые случаи. Для рассмотренных случаев получен ответ, возможно неверный из-за ошибок. | 1 |
Все прочие случаи. | 0 |
Максимальное количество баллов | 4 |
Аналоги к заданию № 484634: 527046 511309 Все
Источник