при каких условиях в рабочую программу воспитания можно включить дополнительный модуль

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (проект)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Назначение примерной программы воспитания – помочь школам создать и реализовать собственные работающие программы воспитания, направленные на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Примерная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым сделать свою школу воспитывающей организацией.

В центре примерной программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

Примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми.

На основе примерной программы воспитания образовательные организации разрабатывают свои рабочие программы воспитания. Примерная программа задает образец для разработки таких программ, но не может быть их заменой. Программы воспитания образовательных организаций должны включать в себя четыре основных раздела:

— Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса », в котором школа кратко описывает специфику своей деятельности в сфере воспитания. Здесь может быть размещена информация: о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на детей, значимых партнерах школы, особенностях контингента учащихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания.

О бразовательная организация, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания, вправе включать в неё те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов. П оскольку практика воспитания в школах России многообразна, и примерная программа не может охватить все это многообразие, допускается, что каждая школа по заданному в примерной программе образцу может добавлять в свою рабочую программу собственные модули. Тот или иной д ополнительный модуль включается в программу при следующих условиях: новый модуль отражает реальную деятельность школьников и педагогов, эта деятельность является значимой для школьников и педагогов, эта деятельность не может быть описана ни в одном из модулей, предлагаемых примерной программой.

Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы школы. Деятельность педагогов образовательных организаций в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Рабочая программа воспитания, которую образовательная организация разрабатывает на основе примерной программы, должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании.

К программе воспитания каждой школой прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы, соответствующий уровням начального, основного и среднего общего образования.

Примерную программу воспитания необходимо воспринимать как конструктор для создания рабочей программы воспитания. Он позволяет каждой образовательной организации, взяв за основу содержание основных ее разделов, корректировать их там, где это необходимо: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которая школа будет осуществлять в сфере воспитания.

Источник

Как разработать модули рабочей программы воспитания

708f5710e90e84e5c6596b5dda135d32

Нечаев Михаил Петрович

С 1 сентября текущего года в российских школах внедрена примерная программа воспитания. На ее основе общеобразовательные организации должны разработать рабочую программу. В помощь школьной администрации доктор педагогических наук, профессор кафедры методики воспитания и дополнительного образования Академии социального управления Михаил Нечаев подготовил детальное описание пошагового алгоритма действий.

В описании даны ответы на вопросы: как организовать работу над программой? Кто должен этим заниматься? С чего начать? Как работать над отдельными разделами и модулями? Как разработать наиболее сложный модуль «Школьный урок»? Говоря о работе с модулями, эксперт рассказал об особой технологии. Часть материала М. Нечаева, где представлена эта технология, мы предлагаем вашему вниманию.

e04980acbf0a62cdc6ba0b65ed9fff45

Михаил Нечаев. Фото из личного архива

Примерная программа воспитания разработана ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

В примерной программе воспитания есть инвариантные, вариативные и вносимые школой модули. Существует три способа работать с модулями программы.

Первый способ: «У нас почти так же».

Берем примерную программу и немного редактируем с учетом специфики своей школы.

Второй способ: «А мы хотели бы так».

Заимствуем понравившиеся идеи из примерной программы, вносим их в модуль и пытаемся их реализовать

Третий способ: «У нас вообще по-другому».

Добавляем новые модули, которых не увидели в примерной программе.

Как разработать конкретный модуль программы?

Предлагаю следующий алгоритм.

Первый шаг. Скачиваем с сайта соответствующий модуль, скажем, «Классное руководство» из примерной программы. Называем его: «Классное руководство. Черновик».

Второй шаг. Читаем, рефлексируем, соотносим с собой. Отбрасываем то, что нам не подходит. Решаем, что добавить.

Третий шаг. Насыщаем модуль содержанием, взятым из работы нашей школы, по четырем направлениям:

Работа с классным коллективом;

Индивидуальная работа с детьми;

Работа с учителями-предметниками;

Работа с родителями и законными представителями.

Важно! Каждый модуль программы должен занимать не более полутора-двух страниц. Не включайте в него общие рассуждения. Не надо перечислять функциональные обязанности классного руководителя. Для этого есть другие документы. Программа воспитания — это форсайт, бросок в будущее.

Четвертый шаг. Выделяем в тексте модуля красным цветом то, что не имеет к нам отношения. Например, в примерной программе перечислены: «…куратор, тьютор, наставник, классный руководитель». Если у нас есть только классный руководитель, отмечаем красным цветом лишние слова. Пока их не удаляем.

ca3551e829315d51cc4a60ab18a48d2e

Фото из архива доцента кафедры методики воспитания и дополнительного образования Академии социального управления Светланы Усовой

Пятый шаг. Начинаем вписывать в текст программы то, что характерно именно для нашей школы. Выделяем вставки желтым цветом. Отражаем в тексте себя самих, добавляем свою специфику. Например, в программе указано: «проведение классных часов». Если у нас это направление хорошо разработано, классные часы проводятся по разным направлениям — профессиональные, тематические и т.п., добавляем эту информацию и выделяем дополнение желтым цветом.

0242ed65d6501a3a14ac5e7c9cf77628

Фото из архива доцента кафедры методики воспитания и дополнительного образования Академии социального управления Светланы Усовой

Шестой шаг. Сохраняем черновик и на его основе делаем чистовой вариант. В чистовике удаляем те слова, которые выделены красным (это то, чего нет в нашей школе), оставляем то, что выделено желтым (то, что у нас есть). Проверяющие не смогут придраться, что мы сделали кальку с примерной программы. Достаточно будет открыть файл «черновик» и показать им то, что мы добавили.

P. S. Алгоритм с описанием всех этапов создания рабочей программы и рекомендации для разработчиков читайте в статье Михаила Нечаева «Как разработать рабочую программу воспитания на основе примерной?», в которой были использованы материалы разработчиков примерной программы воспитания — сотрудников ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Более подробно ознакомиться с методическими материалами по реализации и разработке программы в образовательных организациях можно на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

Источник

admin
Производства
Adblock
detector