при каких условиях учитель может использовать только словесные методы

Статья «Словесные методы и приемы обучения детей»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Словесные методы и приемы обучения детей

Словесные методы и приемы обучения детей

Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует.

Требования к рассказчику :

— Использование мимики, жестов, речевых выразительных средств.

— Вводные беседы- готовят детей к предстоящей деятельности, наблюдению.

— Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени.

Необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.

Педагог подготавливает детей к восприятию произведения краткой беседой, ставит перед ними учебно-познавательную задачу.

После чтения проводится беседа, помогающая ребенку полнее осознать содержание произведения.

В ходе беседы педагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.

В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

При чтении и рассказывании художественных произведений воспитатель использует такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире.

Эти приемы следующие :

1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;

2) введение слов — этических оценок поступков героев;

3) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.

В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов (А. И. Сорокина) :

— требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа кто?, что?, какой?, где?, когда?) ;

Вопросы должны быть определенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка; точными по формулировке.

Источник

Методы, средства обучения. Классификация методов обучения

b1e16e18124ce329760a700a4ea982e8 Лилия Ханова
Методы, средства обучения. Классификация методов обучения

Классификация методов обучения

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию.

Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.

Рассмотрим три наиболее распространенные классификации методов обучения.

1. Классификация методов обучения по дидактической цели (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий в большей степени отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

формирования умений и навыков;

закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля).

2. Классификация методов обучения по источнику знаний (Н. М. Верзилин, Е. Я. Голант, Е. И. Перовский). Это более распространенная классификация. Рассмотрим ее подробнее.

Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово, наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).

Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ – это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме.

Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных положений, то применяется метод объяснения.

Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения.

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику, групповые (вопросы задаются группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся).

В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся,места бесед в дидактическом процессе выделяют различные их виды: вводные, или вступительные; беседы-сообщения новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные.

Одной из разновидностей беседы является собеседование.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным характером освещения знаний.

Различают научно-популярные и академические лекции. Лекция, применяемая для обобщения, повторения пройденного материала, называется обзорной.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.

Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

Работа с книгой (учебником) также является одним из важнейших словесных методов обучения. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации.Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

конспектирование – краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Различают сплошное, выборочное, полное и краткое конспектирование. Конспектировать материал можно от первого (от себя) или третьего лица. Предпочтительнее конспектирование от первого лица, т. к. в этом случае лучше развивается самостоятельность мышления;

тезирование – краткое изложение основных идей в определенной последовательности;

реферирование – обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы;

составление плана текста – разбивка текста на части и озаглавливание каждой из них; план может быть простой и сложный;

цитирование – дословная выдержка из текста.При таком приеме работы необходимо соблюдать следующие условия: цитировать корректно, не искажая смысла; приводить точную запись выходных данных (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);

аннотирование – краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;

рецензирование – написание рецензии, т. е. краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения к нему;

составление справки. Справка – сведения о чем- либо, полученные в результате поисков. Справки бывают биографические, статистические, географические, терминологические и др. ;

составление формально-логической модели – словесно-схематического изображения прочитанного;

составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по теме, разделу или всей дисциплине;

составление матрицы идей (решетки идей, репертуарной решетки) – составление в форме таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов;

пиктографическая запись – бессловесное изображение.

Мы рассмотрели словесные методы обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы.

К наглядным методам обучения относятся такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметами, явлениями, процессами. Применяются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.

Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций.

Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством.

Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств (многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы, атласы и т. п.).

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Когда процесс или явление должны восприниматься в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение – формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.

Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.

Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.

К письменным тесно примыкают графические упражнения Применение их помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т д.

Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой, развивают конструкторско-технические умения.

Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности учащихся могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий используются комментированные упражнения. Сущность их состоит в том, что учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются.

Лабораторные работы как метод обучения основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т. е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований.

Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.

Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.

К особому виду относятся практические занятия, которые проводятся с использованием тренажеров, обучающих и контролирующих машин.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемых по источникам знаний. Эту классификацию неоднократно и достаточно обоснованно в педагогической литературе подвергали критике, так как она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, степень их самостоятельности в учебной работе.

3. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (ИЛ. Лернер, М. Н. Скаткин).

Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся. По этой классификации выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным, т. е. имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а учащиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

Главное преимущество репродуктивного метода, как и объяснительно-иллюстративного, – экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Оба метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Такая цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод. Метод получил свое название вследствие того, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск учащимися знаний. Этот метод используется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни.

Главный недостаток этого метода состоит в том, что он требует значительных временных затрат. Существуют и другие классификации методов обучения.

Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.

Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.

В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В. В. Петрусинский)обучение средствами внушения; гипнопедия – обучение во сне; фармакопедия – обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты неплохие результаты при их применении в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.

Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения. сети.

Методы и средства обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.

Методы и средства обучения дошкольников Методы и средства обучения дошкольников Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит.

Метoды и средства обучения, их классификация и характеристика Процесс обучения – это соц. процесс, кот. зародился с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.

Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.

Методы, средства обучения Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы.

Классификация методов и средств обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.

Источник

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В процессе познания большую роль играет слово; только благодаря слову мы можем выражать наши знания о мире. Однако для того, чтобы слово могло выполнять функцию своеобразного «сигнала сигналов», важность которой подчеркивал И. П. Павлов (1849—1936), чтобы с его помощью можно было адекватно отражать действительность, им следует правильно пользоваться. Особенно важно это положение для учебно-воспитательной работы в школе, где слово — как устное, так и письменное — является важным средством воздействия на учащихся. Поэтому отдавая себе отчет в отрицательных последствиях одностороннего вербального обучения, о чем уже говорилось, не следует забывать и о том, что методы обучения, основанные на слове, являются одним из главных средств работы учителя.

Исходя из роли словесных методов, активизирующих мышление учащихся в процессе обучения, их можно подразделить на следующие виды: рассказ, лекция, беседа, дискуссия, работа с книгой. В такой последовательности мы и будем их рассматривать. В ходе рассказа ученики знакомятся с определенными предметами, явлениями, событиями или процессами в форме их словесного описания. Этот метод работы применяется прежде всего в младших классах, хотя учителя пользуются им и в старших, например на уроках родного языка, истории и географии. Эффективность этого метода зависит главным образом от того, насколько слова, используемые учителем, понятны для учащихся, а также от правильного сочетания демонстрации со словесными пояснениями (в старших классах — с обсуждением). Рассказ учителя, как бы заменяющий наблюдение самих предметов и явлений, должен приучать учащихся слушать, понимать и запоминать важнейшие факты. Поэтому его содержание должно опираться на уже имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя и обогащая его новыми элементами. Рассказ должен строиться и излагаться ясно, сжато и пластично и служить для учащихся образцом, приучать грамотно выражать свои мысли с первых лет школьного обучения.

Подобно рассказу, лекция, служит для передачи учащимся определенной информации из области наук о природе, обществе, технике и культуре. От рассказа лекция отличается тем, что она не только воздействует на воображение и чувства и стимулирует конкретно-образное мышление, но и активизирует дедуктивно-гипотетическое мышление слушателей. Поэтому структура лекции является более строгой, чем структура рассказа, а ее ход в большей степени подчинен требованиям логики. Кроме того, предметом лекции в основном является описание сложных объектов, явлений, событий и процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей, главным образом причинно-следственного характера, в то время как в рассказе представляются, как правило, внешние характеристики этих предметов и явлений.

Из этого следует, что лекцией можно пользоваться только в старших классах школы, вводя ее постепенно, постоянно контролируя этапы, раскрывающие отдельные части темы, и качество восприятия передаваемой учащимся информации. Широко лекция используется в высшей школе.

Постепенное приобщение учащихся к работе на лекции предусматривает:

Успех лекции зависит прежде всего от уровня ее подготовки. Несомненное влияние на получаемые с ее помощью результаты оказывают и такие факторы, как четкость, логически компактная структура, живой язык, своевременное включение обобщений, а также многосторонность в раскрытии основной содержательной линии. Следует помнить о том, что показатели восприятия содержания лекции колеблются от 20 до 50% [см.: Szewczuk W. 1955]. Отсюда следует, что одностороннее увлечение лекциями, как и исключительное использование других методов дидактической работы, неэффективно.

От рассказа и лекции беседа отличается главным образом тем, что не только требует от учащихся мысленного следования «за учителем», но и вынуждает их к самостоятельному мышлению. Сущность беседы состоит в общении учителя, который руководит ею, с учащимися; стремясь достигнуть поставленной цели, он задает ученикам вопросы, на которые они в свою очередь предлагают ответы. Таким путем, как бы шаг за шагом учащиеся переходят от незнания к знанию, воспринимая новую для себя информацию и упорядочивая уже имеющиеся знания.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». Позднее этот тип беседы с характерным для нее ироническим оттенком был переименован в «поисковую» (эвристическую) беседу и поднят до уровня ведущего метода обучения в некоторых вариантах прогрессивистской трудовой школы, однако в школьной практике часто бывало и так, что беседа, вместо того чтобы активизировать, помочь учащимся в приобретении знаний, сковывала их инициативу, подавляла их находчивость и самостоятельность, не способствовала уяснению цели, к которой стремилась школа, а также путей, к ней ведущих. В связи с этим беседа оказалась предметом острой критики. В частности, в начале нашего столетия немецкий педагог Гуго Гаудиг (1860— 1923) утверждал, что беседа представляет собой искусственный, типично школярский метод. Правильно ли, отмечал он, что вопросы задает тот, кто уже знает ответы на них, т. е. учитель? Не должно ли быть наоборот: чтобы спрашивал ученик, т. е. тот, кто их не знает, а отвечал учитель, который их знает? Не тормозят ли в этих условиях вопросы учителя развития самостоятельности учеников? [см.: Gaudig Н. S. 14].

Недостатки беседы как метода обучения, подмеченные Г. Гаудигом, можно было бы признать обоснованными, если бы учитель пользовался только ею.

Но этого не было ни в прогрессивистской, ни в современной школе. Если в соответствии с концепцией современной дидактики, утверждающей, что эффективность работы школы является функцией множества используемых методов, средств и организационных форм обучения, признать беседу одним из методов обучения, то она может служить в следующих целях:

С учетом этих задач можно выделить следующие виды беседы: вводная беседа, беседа, служащая ознакомлению учащихся с новым материалом, синтезирующая и закрепляющая беседа, контрольная беседа.

Однако то, в какой мере беседа окажется полезной для решения перечисленных задач, зависит от вида вопросов, которые ставит перед учениками учитель. Для реализации возлагаемых на них дидактических функций эти вопросы должны учитывать интеллектуальные возможности, быть для них ясными, понятными и однозначными, мобилизовать их к умственным усилиям и особенно к использованию уже имеющихся у них знаний как основы для приобретения новых.

В отличие от лекции беседа шире всего применяется в младших классах школы. В старших же классах мы используем этот метод не столько для ознакомления учащихся с новым материалом, сколько для его синтеза, закрепления, а также для текущего, выборочного контроля и оценки.

Смысл дискуссии состоит в обмене взглядами по определенной проблеме, поэтому и условием эффективного использования этого метода в дидактической работе является предварительная подготовка учащихся к такому обмену как в содержательном, так и в формальном отношении. Эта подготовка состоит прежде всего в обеспечении учащихся необходимым объемом знаний. Без этого дискуссия станет бессодержательной и неточной. Важно также приучать учеников к сложному искусству ведения дискуссии, поэтому предметом особой заботы учителя должна быть выработка у них умения однозначно формулировать рассматриваемые проблемы и вопросы, представлять свою точку зрения в содержательно обоснованном и логически стройном виде, использовать конкретные аргументы для опровержения неправильных взглядов, способные убедить слушателей. Учитель должен познакомить учащихся с общими правилами ведения дискуссии, такими, как ясность и четкость формулировки ее главной проблемы, предметность и компактность высказываний, умение синтетически подводить итоги ее хода или формулировать заключительные выводы.

Дискуссией можно пользоваться только в старших классах неполной и полной средней школы. Этот метод позволяет обогащать содержание уже известного ученикам материала, упорядочивать его, обобщать и закреплять, но прежде всего развивать у них умение самостоятельно строить выступления, защищать свои взгляды по определенным вопросам и, что также важно, приобщать их к жизни в коллективе, ибо от высказываний отдельных учеников, которые раскрывают рассматриваемую проблему с различ ных точек зрения, не всегда совпадающих между собой и только частично верных, в ходе дискуссии ее участники приходят к общему, единому решению. Выраженные во время дискуссии различные позиции и разнообразные взгляды в целом приводят к пополнению и модификации знаний отдельных учеников, что выступает в качестве одного из условий развития их личности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

admin
Производства
Adblock
detector