- Ваш психолог. Работа психолога в школе.
- Самое популярное
- 1. Референтные группы
- 2. Самооценка
- 3. Личностные смыслы
- Что такое референтная группа и зачем подростку это нужно?
- Референтная группа: понятие, примеры, виды, значение
- Что такое референтная группа?
- Примеры референтных групп
- Классификации референтных групп
- Значение референтной группы
- Заключение
- Часть третья. Этот непонятный и непонятый подросток
- Глава 5
- Что такое референтная группа и зачем подростку это нужно?
- При каких условиях учебный класс становится референтной группой для ученика
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Е. В. Гаврилина Государственное казенное оздоровительно-образовательное учреждение «Созвездие», г. Волгоград, Россия
Summary. This article observes the psychological features of the teenagers, students of the 9th — 11th forms. Author analyzes the reference groups, self-esteem and personal senses of a modern teenager. Results of research can be used for receiving optimum effects in «student-teacher» and «student-parent» relations.
Key words: teenager; reference groups; self-esteem; personal senses.
. Ни одно даже самое фундаментальное исследование не исчерпало всего, что можно узнать о подростке. Подросткам, живущим в то или иное время, в определенной среде, присущи особые, специфические характеристики развития.
Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития и образования РГПУ им. А. И. Герцена Л. А. Регуш
1. Референтные группы
Подростки, причисляющие себя к малой референтной группе «спорт» (спортсмен, баскетболист, футболист), тоже не относят себя ни к одной несуществующей группе и наряду с этим описывают себя только с точки зрения самооценки, не используя при этом ни одного личностного смысла. Примечательно, что все они — мальчики. Возможно, для мальчика-спортсмена на первое место выступает внешняя физическая привлекательность.
Один подросток описал себя только с точки зрения референтных групп (реальных и несуществующих): меломан, игроман, пофигист, не любитель школы, рыбак, робот.
86 % высказываний о принадлежности к не существующим в социальной реальности группам дали подростки, которые не относят себя к реальным референтным группам. Данное обстоятельство может свидетельствовать о претензии подростков на признание собственной уникальности и непохожести на сверстников.
2. Самооценка
Следующим шагом нашего исследования стал анализ прилагательных, фигурирующих в высказываниях подростков. Они касались самооценки качеств личности, способов общения, внешности и собственной уникальности.
Количественный анализ полученных данных представлен на
рис. 3.
Как видно из представленных на нем данных, подростки оценивают себя, прежде всего, с позиций личностных качеств (36,4 % от числа общих высказываний) и способов общения (34,2 %).
Примечательно, что, оценивая личностные качества, старший подросток способен выделить как положительные, так и отрицательные черты. Это свидетельствует о наличии дифференцированной самооценки. Количество позитивных и негативных оценок в ответах учащихся практически одинаково.
Однако, особенность старшего подросткового возраста заключается в том, что соотношение «Я-идеального» и «Я-реального» в самооценке не совсем устойчиво. Каждая положительная и каждая отрицательная самооценка мгновенно приобретают глобальный характер, и дети порой просто не могут их разграничить.
Характеристики, данные себе одним и тем же подростком, наглядно доказывают эти слова: «Двуличная — иногда жутко веселая, а иногда — грустная».
Другие примеры приведены ниже:
Особое внимание следует уделить самооценке, основанной на признании собственной уникальности. 10,5 % от общего числа высказываний касаются «особенности», «необычности», «неповторимости» и «загадочности» респондентов.
3. Личностные смыслы
Следующим шагом нашего исследования стал анализ глагольных форм, фигурирующих в высказываниях подростков. Они касались личностных смыслов, связанных с общением, развитием, усвоением нравственных норм, прогнозом будущего и потребностью в удовольствиях и материальных благах.
Количественный анализ представлен на рис. 4.
Источник
Что такое референтная группа и зачем подростку это нужно?
Прилагательное «референтная» происходит от латинского слова «referens» — «сообщающий», что, помимо прочего, означает «докладчик, консультант по определенным вопросам». Близкие слова: «реферат» — изложение сущности какого-то вопроса, «рефери» — судья в спортивном состязании, «референдум» — в буквальном переводе «то, что должно быть сообщено».
Таким образом, референтная группа — это группа значимых для человека людей, к мнению, советам которых он прислушивается, от чьих оценок зависит его самоощущение. Это те люди, которым он сам отдал право «судить» себя, от которых он готов принимать искреннюю обратную связь.
Референтная группа есть у многих людей. Ее количественный состав может быть разным, но в современном городском обществе она, как правило, не особенно многочисленна. Референтная группа может ограничиваться рамками семьи, а может и совсем не включать ее. Это может быть группа одноклассников или коллег по лаборатории, армейских сослуживцев или туристов, студенческая компания или скамеечное сообщество старичков и старушек. Часто, но не совсем точно референтную группу обозначают словосочетанием «своя компания».
В основе существования референтных групп лежит древнейшее разделение «свой — чужой». Своим я доверяю и они мне доверяют, своих я в случае чего буду защищать и сам могу рассчитывать на их помощь и поддержку. С чужими все наоборот. Понятно, что изначально своими был свой род, свое племя, а чужими — все остальные. Сегодня мы (по крайней мере, большая часть населения России) живем отнюдь не в условиях родоплеменных отношений, но разделение на «свой — чужой» вполне живо в нашем менталитете. В самом деле, ведь нельзя доверять абсолютно всем. Значит, надо как-то выбирать. Взрослые люди, как правило, выбирают или, точнее, создают свою референтную группу годами, на основе долгоиграющих дружеских, любовных, деловых и всяких прочих отношений. Ведь взрослый человек отчетливо понимает, что мнение любого члена этой группы впоследствии будет самым непосредственным образом влиять на его самооценку, настроение, поступки. Следовательно, чем более взвешенным будет выбор, тем благополучнее и безопаснее будет его дальнейшая жизнь.
А может быть, лучше совсем без референтной группы? Ну ее к бесу, раз это так сложно и опасно! Но здесь, как и во многих жизненных ситуациях, куда ни кинь, всюду клин. Без референтной группы человек лишен возможности взглянуть на себя со стороны, получить обратную связь от социума, а следовательно, и не может адекватно приспособиться к нему, не может развиваться, расти, так сказать, над собой. То есть обратная связь будет в любом случае. Только вот доверять ей человек не станет. В самом деле, неужели вы станете верить всему, что скажет про вас и вашего ребенка эта противная Анна Петровна, которая к тому же еще и глупа как курица!
Широкое развитие психологических служб в странах Западной Европы и США отчасти связано именно с этим феноменом. Вполне здоровый и даже благополучный человек, не имеющий референтной группы или утерявший ее по каким-то причинам, приходит к психологу, чтобы со стороны взглянуть на свои проблемы и достижения, построить план дальнейших действий и обсудить его с кем-то, кому он доверяет. Все это очень важно, и за это он готов платить очень немалые деньги. То же самое происходит и во всевозможных группах поддержки, группах самопомощи, обществах анонимных алкоголиков и т. д. (Все они безумно популярны и распространены на Западе, так как, во-первых, достаточно эффективны, а во-вторых, гораздо дешевле, чем индивидуальная работа с психологом или психотерапевтом.) Искусственно созданная психотерапевтическая группа на какой-то период становится для человека референтной, и благодаря групповым правилам и нормам человек может чувствовать себя в ней в безопасности, свободно говорить о своих проблемах и помогать другим в разрешении их проблем.
У подростков с вопросом о референтной группе все обстоит несколько иначе, чем у взрослых людей. Дело в том, что у них, как правило, нет времени, нет опыта и нет аналитических способностей для взвешенного, тщательного отбора. А потребность имеется — может быть, даже более выраженная, чем у взрослых людей. В самом деле, рефлексия для большинства подростков — недоступная роскошь, а как же узнать о себе, о том, каким тебя видят другие, как узнать, на что ты годен, к какому роду-племени ты принадлежишь, в конце концов? Может быть, у учителей спросить? Или у родителей? Ха-ха-ха! Вот тут-то и приходит на помощь референтная группа, создаваемая, а точнее, созываемая, по самому внешнему, легко узнаваемому признаку. Иногда, когда речь идет о подростках, говорят не о референтной группе, а о «реакции группирования », чтобы подчеркнуть отличие подросткового объединения от «взрослых» образцов. Идеология группы подбирается и формируется потом, позднее. Первична — потребность. «Свои» — все, кто носит плетеные «фенечки», или танцует рок-н-ролл, или слушает рэп, или фанатеет от Виктора Цоя и его песен, или ходит в театральную студию, или чтит Кришну, или болеет за «Зенит», или ест мухоморы, или… Список можно продолжать до бесконечности. Понятно, что такой этап для развития подростка вроде бы нужен, в чем-то даже необходим. Люди-одиночки, вынужденно или по собственной инициативе не прошедшие этот этап подростковых объединений любого типа (от дворовой компании до «Общества любителей русской поэзии 19 века» в колледже при Оксфордском университете), как правило, недоверчивы или чрезмерно наивны, неуклюжи в социальных контактах, с трудом строят отношения с противоположным полом и не умеют адекватно воспринимать критику и похвалу.
Но вместе с тем всякому понятно и другое: на пути прохождения этого (вполне, как мы уже заметили, закономерного) этапа возрастного развития подростка подстерегает множество ловушек. О них мы поговорим ниже.
Источник
Референтная группа: понятие, примеры, виды, значение
Что такое референтная группа?
Референтная группа — это социальная группа, которая служит для личности своеобразным эталоном, а также источником формирования мировоззрения и ценностных ориентаций. Возможны так же ситуации, когда человек действует от противного, то есть имеется негативная референтная группа, которая вызывает у личности отторжение. Поведение человека в различные периоды его жизни во многом определяется референтными группами, которые его окружают. Чуть ниже мы рассмотрим примеры референтных групп.
Взаимоотношения между человеком и референтной группой также являются уникальными и определяются конкретным случаем. Это объясняется тем, что каждый самостоятельно формирует собственное отношение к эталону, а также формат взаимодействия с ним.
Здесь стоит учитывать, что взаимодействие между человеком и эталонной группой носит крайне нестабильный характер, что объясняется тем, что каждая персона может ориентироваться на различные сообщества в разные моменты собственной жизни и в разных социальных обстоятельствах. Каждый человек ориентируется на несколько эталонов, например, при покупке одежды и при выборе модели автомобиля эталоны будут различны.
Термин «референтная группа» утвердился в социологии благодаря известному американскому социологу 20-го века — Мертону Роберту Кингу. В отечественной социальной психологии особое внимание вопросам изучения референтных групп уделял советский и российский психолог А.В. Петровский. По его мнению референтная группа является значимым кругом общения, то есть категорией людей, чьем мнение носит для конкретного индивидуума повышенную значимость. В некоторых ситуациях определенные нормы становятся приемлемыми для индивидуума только после того, как эти же самые нормы станут приемлемыми для его референтной группы. Это объясняется появлением некоторого промежуточного ориентира, который помогает человеку достигать новых целей.
Примеры референтных групп
Рассмотрим некоторые примеры референтных групп, а также их влияние на становление человека по мере его взросления.
Первой референтной группой для каждого человека является его семья, где появляется возможность ориентироваться на определенные нормы и правила, которые в ней имеются. Так человек получает базовые представления о нормах морали и нравственности.
По мере взросления человек вынужден сталкиваться с различными эталонными группами, которые оказывают воздействие на его взросление и становление. Следующей значимой референтной группой становится школа и в этот момент крайне важно контролировать круг общения ребенка, чтобы не допустить его попадание в неблагоприятные группы.
Серьезной проблемой является тот факт, что в подростковом возрасте ребенок может оказаться под влиянием антисоциальных личностей и группировок, желая оказаться во влиятельной, пусть даже плохой компании.
Следующей референтной группой является студенчество, когда оказывается серьезное влияние на личность человека. Для мужчин дополнительной референтной группой становится армия.
Взрослые люди в большинстве случаев обладают более самостоятельной позицией, которая позволяет им несколько абстрагироваться от воздействия эталонов. Впрочем, наиболее распространенной референтной группой для взрослых является работа, а также коллеги, которые во многом и определяют поведение конкретного человека. Однако главной особенностью взрослого является умение совмещать интересы общего и собственные идеи и мысли.
Классификации референтных групп
Социологи выделяют различные способы классификации референтных групп в зависимости от степени их воздействия и важности для каждого человека, уровню формальности имеющихся в них отношений, а также в зависимости от силы желания человека отождествлять себя с конкретной группой.
Если рассматривать классификацию с точки зрения степени важности, то можно выделить два вида референтных групп:
Если рассматривать классификацию с точки зрения формата отношений, то здесь можно выделить следующие группы:
Стоит отметить, что классификация может быть создана в зависимости от уровня желания человека отождествлять себя с ними:
Значение референтной группы
Референтные группы могут оказывать серьезное влияние на человека, которое тоже можно условно разделить на три группы:
Нормативное влияние определяется в качестве подчинения определенным нормам, что требует абсолютного согласия с ними. Необходимость подчинения существенно увеличивается при возникновении обстоятельств с формирующимися сильными факторами давления из-за норм. Результатом подобного поведения является непосредственное восприятие человеком результатов данной деятельности.
Последние исследование показывают, что одной мотивации недостаточно для стимуляции поведения. Следовательно, нормативное влияние будет важным только в том случае, когда оно также распространяется на близких людей индивида.
Одним из факторов, который способствует уменьшению нормативного влияния является урбанизация, которая приводит к становлению и развитию индивидуализма и социальной изолированности.
Ценностно-ориентированное влияние формируется в момент, когда референтные группы выступают в качестве носителей определенных ценностей. Основным признаком идентификации индивида с группой является принятие ее норм, правил и ценностей.
Информационное влияние референтной группы в большинстве случаев проявляется только в рекламном маркетинге. Потребители часто воспринимают мнение других, авторитетных для них лиц, поскольку испытывают к ним доверие и уважение. В большинстве случаев подобное поведение проявляется, когда человек не имеет возможности самостоятельно подробно ознакомиться с продукцией.
Референтные группы оказывают серьезное воздействие на людей всех возрастов, в основном подростков. Данный фактор является крайне важным в вопросах управления социализацией подростков.
Заключение
Каждый человек самостоятельно определяет для себя необходимость становиться частью референтной группы или обычным наблюдателем, опирающимся на ее нормы и ценности. В большинстве случаев для того чтобы стать участником, требуется научиться самостоятельно вырабатывать видение окружающего мира. В некоторых случаях без постоянного развития референтная группа может терять актуальность, а ее ценности перестают представлять какой-либо интерес для общества. В связи с этим мы наблюдаем постоянное изменение господствующих референтных групп, что проявляется в веяниях моды и других тенденциях.
Источник
Часть третья. Этот непонятный и непонятый подросток
Глава 5
Что такое референтная группа и зачем подростку это нужно?
Прилагательное «референтная» происходит от латинского слова «referens» — «сообщающий», что, помимо прочего, означает «докладчик, консультант по определенным вопросам». Близкие слова: «реферат» — изложение сущности какого-то вопроса, «рефери» — судья в спортивном состязании, «референдум» — в буквальном переводе «то, что должно быть сообщено».
Таким образом, референтная группа — это группа значимых для человека людей, к мнению, советам которых он прислушивается, от чьих оценок зависит его самоощущение. Это те люди, которым он сам отдал право «судить» себя, от которых он готов принимать искреннюю обратную связь.
Референтная группа есть у многих людей. Ее количественный состав может быть разным, но в современном городском обществе она, как правило, не особенно многочисленна. Референтная группа может ограничиваться рамками семьи, а может и совсем не включать ее. Это может быть группа одноклассников или коллег по лаборатории, армейских сослуживцев или туристов, студенческая компания или скамеечное сообщество старичков и старушек. Часто, но не совсем точно референтную группу обозначают словосочетанием «своя компания».
В основе существования референтных групп лежит древнейшее разделение «свой — чужой». Своим я доверяю и они мне доверяют, своих я в случае чего буду защищать и сам могу рассчитывать на их помощь и поддержку. С чужими все наоборот. Понятно, что изначально своими был свой род, свое племя, а чужими — все остальные. Сегодня мы (по крайней мере, большая часть населения России) живем отнюдь не в условиях родоплеменных отношений, но разделение на «свой — чужой» вполне живо в нашем менталитете. В самом деле, ведь нельзя доверять абсолютно всем. Значит, надо как-то выбирать. Взрослые люди, как правило, выбирают или, точнее, создают свою референтную группу годами, на основе долгоиграющих дружеских, любовных, деловых и всяких прочих отношений. Ведь взрослый человек отчетливо понимает, что мнение любого члена этой группы впоследствии будет самым непосредственным образом влиять на его самооценку, настроение, поступки. Следовательно, чем более взвешенным будет выбор, тем благополучнее и безопаснее будет его дальнейшая жизнь.
А может быть, лучше совсем без референтной группы? Ну ее к бесу, раз это так сложно и опасно! Но здесь, как и во многих жизненных ситуациях, куда ни кинь, всюду клин. Без референтной группы человек лишен возможности взглянуть на себя со стороны, получить обратную связь от социума, а следовательно, и не может адекватно приспособиться к нему, не может развиваться, расти, так сказать, над собой. То есть обратная связь будет в любом случае. Только вот доверять ей человек не станет. В самом деле, неужели вы станете верить всему, что скажет про вас и вашего ребенка эта противная Анна Петровна, которая к тому же еще и глупа как курица!
Широкое развитие психологических служб в странах Западной Европы и США отчасти связано именно с этим феноменом. Вполне здоровый и даже благополучный человек, не имеющий референтной группы или утерявший ее по каким-то причинам, приходит к психологу, чтобы со стороны взглянуть на свои проблемы и достижения, построить план дальнейших действий и обсудить его с кем-то, кому он доверяет. Все это очень важно, и за это он готов платить очень немалые деньги. То же самое происходит и во всевозможных группах поддержки, группах самопомощи, обществах анонимных алкоголиков и т. д. (Все они безумно популярны и распространены на Западе, так как, во-первых, достаточно эффективны, а во-вторых, гораздо дешевле, чем индивидуальная работа с психологом или психотерапевтом.) Искусственно созданная психотерапевтическая группа на какой-то период становится для человека референтной, и благодаря групповым правилам и нормам человек может чувствовать себя в ней в безопасности, свободно говорить о своих проблемах и помогать другим в разрешении их проблем.
У подростков с вопросом о референтной группе все обстоит несколько иначе, чем у взрослых людей. Дело в том, что у них, как правило, нет времени, нет опыта и нет аналитических способностей для взвешенного, тщательного отбора. А потребность имеется — может быть, даже более выраженная, чем у взрослых людей. В самом деле, рефлексия для большинства подростков — недоступная роскошь, а как же узнать о себе, о том, каким тебя видят другие, как узнать, на что ты годен, к какому роду-племени ты принадлежишь, в конце концов? Может быть, у учителей спросить? Или у родителей? Ха-ха-ха! Вот тут-то и приходит на помощь референтная группа, создаваемая, а точнее, созываемая, по самому внешнему, легко узнаваемому признаку. Иногда, когда речь идет о подростках, говорят не о референтной группе, а о «реакции группирования», чтобы подчеркнуть отличие подросткового объединения от «взрослых» образцов. Идеология группы подбирается и формируется потом, позднее. Первична — потребность. «Свои» — все, кто носит плетеные «фенечки», или танцует рок-н-ролл, или слушает рэп, или фанатеет от Виктора Цоя и его песен, или ходит в театральную студию, или чтит Кришну, или болеет за «Зенит», или ест мухоморы, или… Список можно продолжать до бесконечности. Понятно, что такой этап для развития подростка вроде бы нужен, в чем-то даже необходим. Люди-одиночки, вынужденно или по собственной инициативе не прошедшие этот этап подростковых объединений любого типа (от дворовой компании до «Общества любителей русской поэзии 19 века» в колледже при Оксфордском университете), как правило, недоверчивы или чрезмерно наивны, неуклюжи в социальных контактах, с трудом строят отношения с противоположным полом и не умеют адекватно воспринимать критику и похвалу.
Но вместе с тем всякому понятно и другое: на пути прохождения этого (вполне, как мы уже заметили, закономерного) этапа возрастного развития подростка подстерегает множество ловушек. О них мы поговорим ниже.
Источник
При каких условиях учебный класс становится референтной группой для ученика
Под социально-психологической адаптацией мы понимаем такое взаимодействия со средой, которое характеризуется и приспособлением, и как процесс, и как результат деятельности личности.
На процесс социальной адаптации всех людей, в том числе и подростков, влияет множество факторов. Одним из таких факторов, при этом достаточно значимым, по нашему мнению, является референтная группа личности. Рассмотрим данный феномен.
Это предположение было проверено в 10-м классе школы № 38 г. Таганрога в 2015 г. В состав изучаемого класса входили пятнадцать (15) человек, из них пять (5) девочек и десять (10) мальчиков.
В ходе проведения исследования, нами были использованы следующие методы: анкета на определение способности к школьной адаптации; метод «компетентных судей»;социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе; беседы с классным руководителем и учителями.
На первом этапе эксперимента нами было проведено анкетирование на определение способности к школьной адаптации и использован метод «компетентных судей».
Во время классного часа мы раздали ребятам анкеты и попросили искренне ответить на предлагаемые вопросы. Проанализировав ответы подростков, мы получили следующий результат: в целом, большинство учеников изучаемого класса чувствуют себя в коллективе комфортно, удовлетворены взаимоотношениями с одноклассниками и учителями. Однако было выявлено три подростка, ответы которых свидетельствовали об их низкой адаптации в школе и классе. Эти ребята (Николай Д., Игорь Е., Наталья С.) дали следующие ответы: «я чувствую себя в классе неуютно»; «мне не с кем в классе поделиться своими мыслями»; «мне в моем классе взаимоотношения не нравятся»; «мои взаимоотношения с учителями конфликтные» (Николай Д., Наталья С.);«мои взаимоотношения с учителями равнодушные» (Игорь Е.); «мне кажется, что меня в классе не уважают» (Игорь Е.); «я хотел(а) бы перейти в другой класс или школу».
Далее для выявления адаптированности в школе, был использован метод «компетентных судей», в ходе проведения которого, классный руководитель и четыре учителя-предметника (русского языка, истории, биологии, физики), преподающих в изучаемом классе, выразили свое мнение об адаптированности в школьном социуме каждого из пятнадцати подростков. В результате троих учеников (Николая Д., Игоря Е. и Наталью С.) учителя назвали низко адаптированными.
На втором этапе практической работы нами было проведено социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе (в данном случае в изучаемом классе).
Испытуемых попросили представить, что класс подлежит расформированию, и с этой позиции письменно ответить на следующие вопросы:
1. Кого из членов вашего класса вы хотели бы видеть в составе вновь организованного класса? (Укажите 3-5 фамилий таких товарищей.).
2. Кого из членов вашего класса вы не хотели бы видеть в новом классе?
3. Кто, по вашему мнению, выберет вас?
4. Кто, по вашему мнению, вас не выберет?
При проведении социометрии нами был соблюден ряд условий, обеспечивающих надежность получаемых результатов:
а) мы позаботились о том, чтобы члены класса отвечали самостоятельно, не советуясь друг с другом;
б) мы не торопили испытуемых с ответами и переходили от ответа на один вопрос к другому только тогда, когда все участники ответили на предыдущий вопрос;
в) для того чтобы испытуемые не упустили из внимания никого из членов класса, мы написали на доске все пятнадцать фамилий подростков.
По данным опроса испытуемых вначале мы составили социометрическую матрицу. В итоговых нижних строках и правых столбцах используются следующие обозначения:
ВС – количество выборов, сделанных данным человеком;
ОС – количество отклонений, сделанных данным человеком;
ОП – сумма отклонений, полученных данным человеком;
ОВ – количество ожидаемых выборов;
ОО – количество ожидаемых отклонений;
ВВ – количество взаимных выборов;
ВО – количество взаимных отклонений.
В нижние строки матрицы заносим результаты о количестве полученных выборов (независимо от того, в какую очередь – 1, 2, 3-ю) и отклонений, о количестве взаимных выборов и отклонений, о количестве ожидаемых от данного лица выборов и отклонений.
В крайние правые столбцы матрицы заносили результаты о количестве ожидаемых данным лицом выборов и отклонений.
Число выборов, полученных каждым подростком, является мерилом положения его системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Ребята, которые получили наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией одноклассников имеют социометрический статус «звезд». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относят тех, кто получает шесть и более выборов (если, по условиям опыта каждый член группы делал три выбора). Если подросток получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных», если получил только отклонения – то к категории «отвергаемых». Был сделан вывод, что все испытуемые изучаемого класса, получившие 9 и более выборов, имели высокий социометрический статус, являлись «звездами», а испытуемые получившие 3 и меньше выборов – низкий статус.
Был сделан вывод о социометрическом статусе подростков в изучаемом классе: к категории «звезд» относим одного подростка (Константин З.); к категории «предпочитаемых» – троих учеников (Сергей Б., Ирина Д., Николай Д.); к категории «принятых» – четырех подростков (Татьяна Б., Андрей Е., Наталья С., Артур С.); к категории «пренебрегаемых» – семь подростков (Михаил Б., Елена Д., Игорь Е., Екатерина К., Сергей К., Алексей К., Сергей С.);
Подростков, которых можно было бы отнести к категориям «изолированных» и «отверженных» в исследуемом классе не выявлено.
В итоговых нижних строках и правых столбцах используются следующие обозначения:
ВС – количество выборов, сделанные данным человеком;
ОС – количество отклонений, сделанных данным человеком;
ВП – сумма выборов, полученных данным человеком;
ОП – сумма отклонений, сделанных данным человеком;
ОВ – количество ожидаемых выборов;
ОО – количество ожидаемых отклонений;
ВВ – количество взаимных выборов;
ВО – количество взаимных отклонений.
Пользуясь только социометрической матрицей, трудно в деталях представить картину взаимоотношений в группе. Для получения более наглядного их описания, обратились к социограмме.
Они бывают двух типов: групповые и индивидуальные. Первые изображают картину взаимоотношений в классе в целом, вторые – систему отношений существующих у интересующего исследователя испытуемого с остальными членами группы. Вначале мы на чертили четыре концентрические окружности, поделили их диаметром пополам. Так, в центральной окружности находились подростки имеющие социометрический статус «звезды», второй круг – «предпочитаемые», третий круг – «принятые», четвертый круг – «пренебрегаемые».
В процессе социометрического исследования структуры взаимоотношений в классе, обращали особое внимание на тех подростков, которые в результате первого этапа практической работы были признаны низко адаптированными в школьном социуме. В социометрической матрице отчетливо было видно, что двое из этих подростков не имели в классе ни одного взаимного выбора. При этом, интересующие нас участники исследования не относились к категории «изолированных» или «отвергаемых». Исходя из сказанного, был сделан вывод о том, что данные подростки в классном коллективе получают определенное количество выборов, но не от тех одноклассников, к которым они сами стремятся, и мнение, дружба и оценка которых для ребят особенно важны и актуальны.
Всесторонний анализ статуса индивида в группе в данном случае изучаемом классе получили при помощи шести индексов, оценивающих количество: сделанных выборов; полученных выборов; взаимных выборов; полученных отклонений; сделанных отклонений; взаимных отклонений.
Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «-» (если он ниже среднего по группе), были получены закодированные социометрические профили индивидов.
Обратились к закодированному социометрическому профилю интересующих нас подростков:
Наталья С. имела профиль вида «+,+,_,_,+,_»
Игорь Е. имел профиль вида «+,_,_,+,,_,_»
Общим в закодированных социометрических профилях данных подростков является то, что при достаточно благоприятном социометрическом статусе в классе и наличии определенного количества выборов, не имеют взаимных выборов, т.е. выборов тех одноклассников общение с которыми представляется подросткам наиболее привлекательным и явно входили в «эталону» для них группу.
Для каждого члена класса имеет значение не столько число выборов, сколько коэффициент (К) удовлетворенности (Куд) своим положением в данном классе:
Источник