при каких условиях учебная деятельность протекает наиболее эффективно

Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа п. Прудовой

Екатериновского района Саратовской области

«Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся, которые наиболее продуктивны»

Учитель: Долгова Е. В.

«Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся, которые наиболее продуктивны»

Качество знаний учащихся остаётся проблемой номер один. Наиболее актуален этот вопрос в последние годы, так как уровень развития учащихся в классе различен.

Цель нашей работы в начальных классах сформировать мотивацию к учению, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения.

Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо,чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»

Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Необходимо формировать мотивацию к учению.

Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником, принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки.Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком. Следует помнить, что большое значение имеет формирование мотивации не только у неуспевающих учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся я использую:

•дидактические игры и упражнения на уроках;

•личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;

•внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель);

•творческие работы учащихся по предметам и текущим темам;

•проведение предметных олимпиад;

•использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.).

Очень эффективно введение новых знаний начинать с создания учебно-проблемных ситуаций, не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, окажется мощным толчком к началу интенсивного мышления.

Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к содержанию учебного материала, к приемам познавательных действий.

Выявление уровня сформированности знаний в игровой форме гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест.

•интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)

•использование современных инновационных технологий (интерактивная доска, компьютеры, цифровая аудио и видеотехника и т. п.) в обучающем процессе.

Одной из самых распространенных и удачных на мой взгляд форм ИКТ является использование мультимедийной презентации. В презентации, использую дидактические игры, кроссворды, ребусы с опорой на слайды со звуковым сопровождением. Презентация даёт возможность сделать уроки более эффективными, а также позволяет активизировать внимание учащихся, способствует вовлечению их в учебный процесс,повышает интерес к изучаемому материалу. При этом повышается качество образования, развивается творческий и интеллектуальный потенциал.

Методы:

• словесные (Яркий, образный рассказ или беседа невольно приковывает внимание учеников)

• наглядные и практические методы

• репродуктивные и поисковые методы

методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

Если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Мотивирование деятельности обучающихся на уроке можно осуществлять различными методами: эмоциональными, познавательными, волевыми, социальными.

И всё-таки, с чего же лучше начинать?

В первую очередь, следует помнить, с какой группой детей Вы работаете.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Если в этом возрасте ребенок, не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях. Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого взрослого.

Следует помнить пять уровней учебной мотивации:

1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования.)

2. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, но учебный процесс их мало привлекает.)

4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.)

5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.)

Преподаватель должен помнить структуру успешной учебной деятельности:

Мотивы – Мотивационный этап урока- Учебные задачи и действия – Организационный этап урока- Контроль и оценка – Итоговый этап урока

Следует помнить, что ни слишком лёгкий, ни слишком тяжёлый материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

Создание на уроке ситуации успеха для учащихся – основа для проявления активности ребёнка, его мотивированного обучения. Ситуация — это то, что способен организовать учитель.

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке

Этап Педагогическая задача Дифференциация

учащихся Дельность учителя

1. Мотивационно-целевой Сформировать

мотив достиже-

на успешное вы-полнение задания

Учащиеся, имевшие в прошлом неуспех в выполнении аналогичного задания Нейтрализовать память от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; настроить на то, что данное задание вы-полнимо и по силам

Учащиеся, незнакомые с

рода Предвосхитить положительную

эмоциональную реакцию; нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха

Учащиеся, успешно вы-полнившие задания подобного рода Актуализировать позитивную эмоциональную память детей, поддержать побуждение к работе

2. Организационный Обеспечить условия успеш-ной

деятельности, заинтересовать познавательным процессом Учащиеся, требующие организационного контроля Организационный контроль начала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы

Учащиеся, требующие помощи в процессе выполнения работы Эмоциональное ободрение и интеллектуальная стимуляция учебной деятельности

Учащиеся, работающие активно и самостоятельно Обеспечение права выбора заданий, эмоциональное и интеллектуальное стимулирование познавательной деятельности

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую успешную работу

Резуль-тат, не аде-кват-ный усили-ям Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности

И самое главное, «Ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя…. Радость успеха может померкнуть.» В. А. Сухомлинский.

Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главного, ответы на вопросы и т. д., то их ответ будет успешным. Для этого на каждом уроке я проговариваю, что и как следует подготовить дома.

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является игра. При включении ребенка в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

На доске записана тема урока. (Литр, Рубль, Метр)

— Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

— Вот видите, как важно…

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Приём «Что, если?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов,которые начинаются со слов: «Что, если?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Колобок остался у бабушки и дедушки в сказке «Колобок»).

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

«А напоследок я скажу».

Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:

1. Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя?

2. Что не оправдалось и почему?

3. Мои и наши перспективы?

-Если я найду волшебную палочку, я попрошу ее помочь (кому)

«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу…

Мотивационная сфера:

• отсроченная загадка (или задание);

Приём “Фантастическая добавка”. Учащемуся предлагается представить себя каким-нибудь сказочным героем или предметом, и попытаться пересказать историю.

Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Приём “Удивляй”. Существует самая маленькая птичка…. Как вы думаете она меньше какой птицы?

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неёследующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с живым Киви.

При знакомстве с текстом или рассказом использую приём “Прогнозирование”. Послушайте названия текста или рассказа, как вы думаете о ком или о чём пойдёт речь.

Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. Я задумала загадку или я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.

Использую формыорганизации нестандартного начала урока:

o Эмоциональное вхождение в урок «Поделись улыбкою своей».

o Мешок настроений.

o Мимические упражнения

o Рифмованное начало урока.

o Психологическая установка на урок.

o Интегрированная разминка.

• Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.

• Внимание моё растёт.

• Я как разведчик всё замечу.

• Голова мыслит ясно.

• Я готов (ва) к работе.

Или «Я умею думать, я умею слушать….

1. Какая гласная стоит всегда под ударением?

2. Преврати мел- в мелкое место, получится слово?___

3.Угадай слова: ВИ3НА, ЭЛЕК3К, СМОР1 НА.

4. Найди лишнее слово в каждой строке

пара, парный, паровой;

носильщик, носатый, поднос; лето, лететь, летний.

Использование современных подходов к формированию мотивации учащихся к учебной деятельности при обучении способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника, но они должны быть систематическими и для них нужно побольше свободного времени.

В заключение доклада хочу привести цитату из высказывания величайшей гуманистки XXвека Матери Терезы: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью». Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя в решении вопросов мотивации учения младшего школьника, воспитания интереса и любви к получению знаний?

Игровые мотивации по рисованию и лепке во второй младшей группе «Игровые мотивации по рисованию и лепке». Во второй младшей группе. 1. Тема: «Золотое яичко». Игровая мотивация: Заходят дедушка с бабушкой.

detsad 250607 1418644472Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

detsad 84714 1555951783Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

detsad 216206 1535872700Консультация для родителей «Зачем учиться? Секреты мотивации» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Поздравляю всех с началом нового учебного года и представляю Вашему вниманию.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

detsad 346978 1518773848Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

detsad 368406 1496346676Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Источник

Статья: «Роль индивидуального подхода в повышении эффективности учебной деятельности младших школьников»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

« Роль индивидуального подхода в повышении эффективности учебной деятельности младших школьников »

II . Повышение эффективности учебной деятельности……………. ….5

Понятие о деятельности………………………………………………. 5

Характеристика учебной деятельности………………………………..6

Понятие об эффективности учебной деятельности…………………8

Пути повышения эффективности учебной деятельности………….10

III . Индивидуальный подход к ученику в процессе обучения

Понятие об индивидуальном подходе………………………………..11

3.1.1. Сущность индивидуального подхода…………………………………11

Индивидуализация и дифференциация обучения…………………. 12

Реализация индивидуального подхода……………………………….13

Характеристика отдельных индивидуальных особенностей личности………………………………………………………………….16

I . Введение

Все мы разные. У каждого из нас свои особенности, способности, интересы. Мы различаемся по степени развития умственных способностей, физических возможностей. Каждый из нас представляет собой комплекс характера, темперамента, воспитания. Каждый из нас индивидуум. Поэтому мы так не похожи друг на друга. К каждому отдельному человеку нужен отдельный подход соответствующий особенностям его личности. Если он необходим в жизни, что говорить про учебную деятельность в школе.

Чтобы продуктивно развивать эффективность учебной деятельности, необходимо использование индивидуального подхода к каждому ученику. Ведь от правильного подхода к ученику, во время урока, от объективности оценки его знаний, зависит успех работы учителя. И это большая трудность для учителя. Одна из основных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, более того, возможности к обучению не адекватны. Исследования психологов свидетельствуют о том, что все обучающие в школах дети могут усвоить программу, но в одном и том же классе, на одной и той же ступени обучения встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга: одни легко схватывают учебный материал, другие усваивают его с трудом, одни очень активны в процессе учебной деятельности, другие проявляют пассивность, одни стремятся к обучению другие нет. Поэтому и происходит спад эффективности в учебной деятельности, которую необходимо повышать.

Возможно ли повышать эффективность учебной деятельности при индивидуальном подходе? Для этого учителю нужно организовать свою работу с учеником так, чтобы не тормозить развитие детей, и в то же время подтягивать остальных. Возможно ли это? Мы считаем, что ’’да’’. Но это тяжелый и огромный труд учителя, который будет вознагражден хорошей успеваемостью в классе, желанием и умением ребят учиться.

Таким образом, целью данной выпускной квалификационной работы является:

показать как индивидуальный подход влияет на повышение эффективности учебной деятельности младших школьников.

Изучить индивидуальные особенности младших школьников и средств организации индивидуального подхода;

Выяснить сущность эффективности учебной деятельности;

Подобрать средства организации индивидуальной работы, направленные на организацию учебной деятельности и опробировать их в практической деятельности;

Определить условия, при которых индивидуальный подход является средством повышения эффективности учебной деятельности.

II . Повышение эффективности учебной деятельности

Понятие о деятельности

В основу теории образования в психолого-педагогической науке положено понятие деятельности. Именно деятельность определяет самостоятельность и ответственность ребенка в собственном развитии и дает возможность педагогу отчетливо представлять себе, какие конкретные цели он должен ставить в обучении,

Выделяется внешняя и внутренняя деятельность. Человек совершает некоторое преобразование объекта, их мы можем видеть, мы фиксируем внешнюю деятельность, поскольку объект изменяется на глазах. Если же субъект решает в уме, вспоминает, придумывает, сочиняет, то он при это так же преобразует объект. Однако без его помощи, зафиксировать изменения этого объекта, его собственные действия, не можем: они происходят в его сознании. Эта деятельность внутренняя. В любой человеческой деятельности всегда есть внутренняя составляющая, которая называется психической деятельностью субъекта. Внешняя часть может присутствовать, а может быть не видна, однако именно психическая деятельность составляет суть действия и развития психики. Именно психическая деятельность развивается в процессе развития ребенка.

2.2. Характеристика учебной деятельности.

В любой период своего развития ребенок реализует несколько видов деятельности. В каждой из деятельностей ребенок включается в результате определенного социального влияния со стороны его ближайшего окружения.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становиться учебная деятельность. Учебная деятельность понимается как особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, в следствии чего она и начинает выступать в качестве непосредственной основы его развития. В процессе учебной деятельности ребенок приобщается к достижениям человеческой культуры, усваивает знания и умения.

К моменту поступления в школу, ребенок является субъектом разнообразных видов деятельности, и у него формируется потребность в расширении сферы реализации себя как субъекта. Ребенок может усваивать в учебном процессе как субъект только в том случае, если он приобретает способность самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним задач.

Учебная деятельность младших школьников регулируется и поддерживается системой мотивов. Благодаря мотиву, деятельность не замыкается сама на себя, он ее выводит ориентирует, на нечто более широкое, лежащее за ее пределами. Именно такая ориентированность и выступает источником деятельности, придавая ей смысл и побуждение. Сила мотива определяется степенью значимости. Деятельность без мотива или со слабым мотивом не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

Конкретным мотивом учебной деятельности школьников занимает учебно-познавательный интерес. Именно он может обеспечить протекание полноценной учебной деятельности, поскольку он ориентирует ученика непосредственно на процесс решения содержательных учебных задач.

Совокупность мотивов, побуждающих ребенка, к какой либо деятельности, называют мотивацией. Мотивация учебной деятельности как свойство личности представляет систему ее целей, потребностей, побуждающих обучаемых к активному пополнению знаний, овладению умениями и навыками. Мотивация учебной деятельности характеризуется направленностью на учение (освоение содержания, способов, приемов учения), а также познавательной активность и деятельностью. Для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходимо целенаправленная, специально организованная работа.

Важнейшее значение для полноценного овладения учебной деятельностью приобретает характер учебной мотивации. Наиболее адекватными мотивами побуждающими такую деятельность, должны быть мотивы собственного роста, собственного самосовершенствования.

Понятие об эффективности учебной деятельности.

Обучение школьников должно быть эффективным. Эффективность освоения учебным видом деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности.

Эффективность деятельности оценивается по количеству и качеству работы выполненной группой за определенный промежуток времени. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно. Для организации эффективного хода формирование учебной деятельности учителю важно видеть каждого ученика. Следует использовать на уроках любую возможность для заданий, которые интересны для детей и требуют от них творческого участия, любую возможность для развития воли, чувств и мотивов деятельности.

2.5. Пути повышения эффективности учебной деятельности

Повышение эффективности ведутся в трех направлениях: индивидуализация обучения; формирование творческого подхода учащихся к учению включение в структуру учебного процесса разнообразных технических средств.

Эффективность учебной деятельности характеризуется следующими качествами (Бабанский Ю. К.)

познавательная активность: выражается в интересах, стремлениях и потребностях.

Готовность к преодолению трудностей: выражается в их осознании и желании преодолеть.

Самостоятельность: выражается в способностях ставить цель деятельности, актуализировать необходимые решения заданий или способов деятельности, планировать свои действия и корректировать их осуществления, соотносить полученный результат с поставленной целью без участия учителя.

Оперативность: предполагает правильное понимание стоящих перед обучающимися задач, выбор нужного действия и темпа работы. Оперативность это способность переносить разные способы действий в различные области знаний.

Результативность это усвоение учебным материалом на высоком уровне.

III . Индивидуальный подход к ученику в процессе обучения

Понятие об индивидуальном походе

3.1.1.Сущность индивидуального подхода.

Индивидуальный подход является одним из важных принципов обучения.

Как указывается в педагогическом словаре, реализация индивидуального подхода в обучении позволяет учителю в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о характере каждого из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения; получить возможность объяснить поступок ребенка и отношение к учебе в целом. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным школьникам, а выбор форм и методов с учетом особенностей и способностей ребенка.

3.1.2.Индивидуализация и дифференциация обучения

В «Педагогической энциклопедии» индивидуализация определяется как «…организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению».

Это понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности учеников, включение в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным особенностям. Осуществляемый с помощью индивидуализации обучения, индивидуальный подход проявляется в выборе и применении методов обучения, дозировки домашних заданий, при определении вариантов самостоятельных и контрольных работ (по степени их трудности) и во многом другом. Принцип индивидуального подхода, даже не будучи сформирован, так или иначе применяется на практике педагогами, действующими на основе здравого смысла. Собственно научная проблема организации индивидуального подхода возникает, когда ставятся вопросы о целях и средствах индивидуализации, классификациях и типологии индивидуальных особенностей, природе индивидуальности и. д.

В школе принцип индивидуального подхода может быть реализован в форме индивидуализации и дифференциации обучения. Однако часто встречается употребление терминов «индивидуализация» и «дифференциация» в качестве синонимов. Так, в одном и том же значении говорят об индивидуальном и дифференцированном подходе к учащимся на уроке. Вместе с тем термин «дифференциация» зачастую рассматривается в значительно более узком смысле, а именно как разделение школ на потоки, иногда даже как формирование специальных школ и классов.

Различные варианты использования этих понятий можно встретить и в зарубежной педагогики. В США понятием «индивидуализация» обычно охватываются любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся. Индивидуализированное обучение иногда просматривается как стратегия обучения. По мнению Н. Э. Гронлунда это проявляется в следующих вариантов:

От минимальной модификации в групповом обучении до полностью независимого обучения;

Варьирование темпа учения, целей обучения, методов обучения, учебного материала, требуемого уровня успеваемости;

Использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам, по части предметов, в отдельных частях учебного материала или же отдельными учащимися.

Как видим, понятие индивидуализации здесь используется в весьма широком понимании.

В контексте индивидуализации обучения понятие «дифференциация» исходит из особенностей индивида, его личностных качеств. Однако необходимо иметь ввиду, что понятие «дифференциация» используется в более широком значении.

Реализация индивидуального подхода

Индивидуальный подход имеет ввиду не приспособление целей и основного содержания обучения к отдельным школьникам, он обеспечивает устранение трудностей в учении отдельных школьников, обеспечивает возможность развития способностей учащихся. По реализации индивидуального подхода в практической деятельности необходимо разработать систему воздействия на каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей, имея ввиду задачи данного периода обучения и общие задачи обучения в школе.

В индивидуальном подходе нуждается каждый ученик это непременное условие формирования всесторонне развитой личности.

Метод изучения индивидуальных особенностей школьников

С целью реализации индивидуального подхода в обучении и развитии потенциальных способностей учащихся рассмотрим некоторые методы изучение индивидуальных особенностей младших школьников, которые может применить любой учитель.

Для выявления познавательной самостоятельности учащихся при решении учебных задач можно применить метод наблюдения по определенному плану:

Как решает ученик учебную задачу:

а) самостоятельно и различными способами;

б) самостоятельно, но не оригинально;

в) при незначительной подсказке во время анализа условия задачи;

г) при условии, если дается схема или чертеж;

д) ученик не приступает к решению задачи, ждет, когда начнут решать другие учащиеся.

Какую задачу выбирает ребенок для решения:

в) если это возможно, то отказывается от любого варианта.

Какие вопросы задает ученик по ходу решения учебной задачи:

а) вопросы, направленные на выяснение сущности предмета;

б) на уточнение отдельных фактов;

в) старается вообще не задавать вопросов;

г) задает вопросы, не касающиеся предмета.

Результаты, полученные в процессе наблюдения помогут учителю выявить уровень познавательной самостоятельности детей. Определить методику индивидуального подхода направленную на развитие активности и самостоятельности ребенка в обучении.

Для диагностики учебных способностей важнейшую роль играет соотношение продуктов деятельности с конкретными условиями, в которых они были получены: степенью самостоятельности, проявленной учеником при их изготовлении; количество допущенных и исправленных затем ошибок, затратами времени и т. д.

Как известно, психика человека представляет собой целостность, поэтому выделение отдельных психических процессов (восприятия память, мышление) в известной степени условно. Тем не менее эти процессы имеют свои характерные особенности, что и позволяет вычленить их внутри познавательной деятельности школьников. От ощущений и восприятий познание переходит к мышлению, которое выходит за рамки чувственного данного и расширяет границы познания ребенка. Индивидуальные же различия в мышлении выражено достаточно отчетливо, что и позволяет говорить о мыслительных способностях, определяемых успешностью выполнения учебных задач, предлагаемых учителем.

Характеристика отдельных индивидуальных особенностей личности

Индивидуально-психологические различия школьников в основном сводятся к следующему:

Быстрота или замедленность усвоения материала.

Гибкость (подвижность) или инертность мышления.

Например, в математике школьники с гибким мышлением умеют использовать различные способы вычисления, выбирая наиболее рациональные, в то время как школьники с инертностью мышления стойко «цепляются» за привычные способы.

Принцип индивидуального подхода предполагает учет таких особенностей учащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. Таковыми могут быть различные физические и психические качества состояния личности: особенности всех познавательных процессов и памяти, свойства нервной системы, черты характера и воли, мотивация, способности, одаренность, постоянные или временные дефекты органов чувств и всего организма. Все эти да еще множество других факторов в той или иной мере влияют на процесс учебной деятельности.

Психические процессы, с помощью которых познает окружающий мир, себя и других людей называются познавательными процессами. К таким процессам относятся: ощущения, восприятия, внимание, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания.

Простейшими, но очень важными психическими познавательными процессами являются ощущения. Они сигнализируют нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме.

Без ощущений невозможно восприятие.

То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени.

С особенностями запоминания связаны особенности восприятия и осмысления детьми различного учебного материала.

В каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что на него воздействует. Он выделяет то, что представляет для него интерес, соответствует его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделение объекта и сосредоточенности на нем.

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала непроизвольное внимание, а затем постепенно развивается произвольное внимание. Педагогический процесс предполагает умение:

использовать непроизвольное внимание;

содействовать развитию произвольного.

Темперамент — это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.

У большинства школьников черты темперамента обнаруживаются весьма четко и определенно. Чем старше ребенок, тем сложнее его отношения с миром и, следовательно, тем чаще он испытывает воздействие этого мира, которые в той или иной степени могут изменять особенности его темперамента. В процессе жизни тип нервной системы человека не остается неизменным; под влиянием воздействий среды, в результате воспитания, приобретения опыта общения и деятельности он значительно изменяется и даже перестраивается.

Свойства личности, выражающие отношения человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером.

Важным моментом в индивидуальных особенностях школьника являются его способности.

Иными словами, под способностями понимают свойства, или качества человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Способности проявляются и развиваются только в деятельности, также и создаются в ней.

В теоретической части мы рассмотрели понятия об эффективности учебной деятельности, сущность индивидуального подхода, реализация индивидуального подхода, характеристику отдельных индивидуальных особенностей личности, и т. д.

В практической части, мы постараемся показать, как индивидуальный подход влияет на повышение эффективности учебной деятельности младших школьников.

В своей работе мы изучили важную проблему организации процесса обучения, повышение эффективности учебной деятельности младших школьников через индивидуальный подход.

Это важная проблема так как наше наблюдения показывают, что большинство сегодняшних школьников не умеют учиться. Это проявляется в том, что они не умеют организовать свое учение, не любят самостоятельно работать над учебными задачами, не могут выбрать рациональный способ деятельности. Зачастую их не интересуют результаты собственного учебного труда. У многих школьников появляется привычка получать знание готовом виде. По мнению М. Н. Скаткина «в результате калечится мышление». Ребенок превращается в бездумного исполнителя чужой воли. Если вовремя не задуматься об этих проблемах, то может появиться целое поколение людей, не умеющих и не желающих работать. Как показала теоретическая часть изучение этой проблемы, ее решения носит интегрирующий характер и одним из важнейших аспектов в разрешении этой проблемы является индивидуальный подход.

Индивидуальный подход позволяет сохранить и развивать индивидуальность ребенка, его потенциальные способности. Индивидуальный подход способствует усвоению каждым учащимся учебную программу, предупреждает неуспеваемость, развивает познавательные интересы, формирует личностные качества: самостоятельность, трудолюбие, творчество.

Главным достоинством индивидуального подхода является то, что он позволяет полностью адаптировать содержание учебной деятельности к ученику, следить за каждым его действием, следить за его продвижением от незнания к знаниям, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность. Это позволяет ученику работать постоянно контролируя затраты своих сил, в оптимальном для себя режиме, что естественно позволяет достигать высших результатов обучения.

Повысить эффективность учебной деятельности можно:

— за счет оптимальной структуры содержания учебной информации, предъявляемой учеником

за счет организации контроля по усвоению информации;

за счет организации познавательной деятельности детей со стороны.

Таким образом, можно говорить о том, что индивидуальный подход влияет на повышение эффективности учебной деятельности младших школьников.

Источник

admin
Производства
Adblock
detector