при каких условиях природа является средством эстетического воспитания

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами природы

e459139c54af623d84fb1b5c38d2b4f4 Асия Ахметова
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами природы

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир,в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств; развивается умение эстетически воспринимать красоту природы.

Древняя мудрость гласит: «Мышление начинается с удивления». Мир природы – вечный источник детского разума. Именно там, в явлениях природы, множество проблем, вопросов, пусть даже открытых людьми, но вновь и вновь открываемых детьми в процессе учения. Одна из целей экскурсий – приобщение детей к тем радостям, которыми так богато проникновение в чудесные тайны природы. Задача воспитателя – вместе с детьми постичь истинную красоту, которая не всегда яркая, громкая, напротив, часто тихая, спокойная, скромная и неброская, по-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, почувствовать особое очарование в красоте природы. Например, говоря о насекомых, следует отметить, что они изумительно совершенное и прекрасное образование в природе, с которым никто и ничто не может соперничать по богатству красок и форм. Красота здесь многолика. Она проявляется в виде силы, ловкости, легкости, быстроты, грации, мощи. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, гармонию звуков, надо подключать к познанию как чувство, так и абстрактивно-логическое мышление. Пробуждению эстетической чуткости детей способствуют привлечение их к наблюдению над природой, специальные эстетико-познавательные задачи и упражнения, ряд проблемных ситуаций. Это побуждает детей воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые и выразительные. Например, можно предложить прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката, найти на пустыре самое красивое растение и т. п. Если эти и другие разнообразные задания предлагать на занятиях постоянно, то они, быть может, помогут детям услышать «музыку» лугов и лесов, подивиться движению облаков, полюбоваться травами, насекомыми, птицами – одним словом, пристально всмотреться в жизнь. Среди эстетико-познавательныхзаданий и наблюдений выделим лишь некоторые из них: «Полюбуйся, весна наступает», «Звонкий колокольчик синицы», «Слушаем звон капели», «Радуемся первым грачам и скворцам», «Здравствуй, разноцветная природа», «Черемуховые метели», «Веселая полянка». Такие задания-наблюдения могут быть использованы непосредственно на занятиях и экскурсиях, а также до и после него. Любование красотой природы – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая его в активное стремление к плодотворной деятельности. Мало учить воспринимать прекрасное и доброе, надо постараться подвести детей к тому, чтобы они могли не только любоваться красотой, но и беречь и охранять ее, а на доброту не только откликаться, но и самим творить добро.

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано.Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов.Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать своими руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

На территории нашего детского сада имеются «поляны сказок», сделанные из пластиковых бутылок, баллонов и природного материала по технике рециклинг руками воспитателей и родителей.Это из запечатленных художественных произведений:

«Царевна лягушка» «Божьи коровки»

и др., благодаря которым дети учатся видеть красоту природы в сочетании с искусственно созданной руками человека.

Если взрослые сами искренне любят природу и бережно относятся к ней, они смогут передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.

Одна из трудоёмких и сложных форм обучения – это экскурсия. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности как таковой сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.) мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности) воображения и творческих способностей. При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т. е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Воспитатель обращает внимание дошкольников на то, что в лесу много деревьев, кустарников, травянистых растений. Вместе с воспитателемони находят знакомые деревья: ель, сосну, березу, осину; узнают, что в жаркую погоду в лесу прохладно, потому что от деревьев падает тень. На экскурсиях в лес детей учат различать деревья и кустарники по расположению и толщине ветвей, окраске и поверхности коры, форме и величине листьев, наличию плодов и семян и др.

Для сравнения разных пород деревьев (березы и липы, березы и клена, ели и сосны и др.)можно предложить игры типа: «Угадай, какое это дерево?», «От какого дерева эта ветка?», «С чьей ветки детки?». Детальное рассматривание и описание деревьев помогает подвести дошкольниковк их элементарной группировке: хвойные и лиственные.

В лесу детям можно предложить найти доказательство полезности птиц (посмотреть кору деревьев, поискать гнездо лесной птицы, подумать и сказать, как и чем она кормит птенцов). Во время экскурсий в лесу ребята учатся слушать пение птиц и узнавать их по голосам (соловей, кукушка, певчий дрозд и др.).

В теплое время года дошкольникимогут также наблюдать за насекомыми: любоваться бабочками, следить за стремительным полетом стрекоз, ползанием жуков. Воспитательпоказывает детям жуков: жужелицу, бронзовку, божью коровку и др. Они учатся различать бабочек, жуков по названию, размеру, окраске. Рассматривают пчел и шмелей, ползающих по цветам, отыскивают в траве кузнечиков, наблюдают, как они прыгают. Изучая насекомых, дети знакомятся с их ролью в природе (опыляют растения, участвуют в цепи питания).

Что из этого можно сделать? Да все что угодно! Птичек, лесную полянку, человечков, зверюшек. Малышам интересно просто приклеивать сухие листья на бумагу. Чем старше становится ребенок, тем более сложные гербарии он может собирать. Можно, например,собрать гербарий: деревья и кустарники нашего леса, растения болотистых мест, мои любимые растения, лекарственные травы.

Кроме того, приклеивая на бумагу засушенные для гербария листья, цветы и мох, можно сделать удивительной красоты панно или поздравительную открытку (флористика).

Сделать зверюшек из камней. Вместо того чтобы тайком их выкидывать, предложить малышу превратить собранные камешки в забавных зверюшек. Для этого нужно их хорошо вымыть с мылом и высушить. Разложить находки на столе и пофантазировать вместе, какой камень подойдет для какого животного. Например, из множества мелких камушков можно сделать гусеницу, из гладкого круглого камня мордочку медведя, тигра или свиньи, а из овального божью коровку.

Наблюдая за природой, его явлениями, дети начинают замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательней присматриваются к явлениям природы, видят их красоту.

Так постепенно в процессе работы, я стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден результат работы. Многие дети, я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле не подобающе.

Ахметова А. К. воспитатель

КГКП «Детский сад села Курчум»

Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм» Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Через родную.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов совсем маленького человечка, с его первых слов, с поступков. Ни что иное, как.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Использование пайеток в нетрадиционной технике аппликации Конспект непосредственно образовательной деятельности: «Волшебное превращение пайеток» Воспитатель ГБОУ ОДОД № 582 Общеразвивающего вида.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности Актуальность Как часто мы получаем информацию из средств массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодёжи.

Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности «Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности» Проблема. У каждого ребенка творчество.

Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами театральной деятельности Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через театральную деятельность. I/ Базовые национальные ценности и основные.

Воспитание любознательности средствами природы Воспитание любознательности средствами природы. Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с.

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами природы Гармоничное развитие ребёнка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди.

Источник

Консультация «Природа, как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

9211fbe4359a52a30701ac83958f3a30 Надежда Самсыкина
Консультация «Природа, как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность исследования. Важным условием духовной жизни человека являются глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве.

Актуальность проблемы исследования определяется тем, что в последнее время слова о необходимости эстетического воспитания всё чаще можно прочитать на страницах газет и журналов, услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф. М. Достоевского о красоте, «которая спасёт мир». О влиянии красоты написано и сказано немало. Ещё древние греки полагали, что красота, гармония – это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ,породила проблемы глобального характера: экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т. п.

Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается ее красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека. Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката.

Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать.

Развитие эстетических способностей детей невозможно отделить от процесса становления их как личностей. Если художественная деятельность становится для детей областью, которая позволяет им выражать свое отношение к миру в единстве чувства и мысли, то такое развитие, несомненно, будет сказываться на развитии их личностных характеристик.

Воспитание эстетических способностей в области искусства – задача, успешность решения которой в значительной мере определяет уровень художественной культуры страны, сохранность и развитие духовных сил ее народа. Особо актуальным это становится в отношении подрастающего поколения, живущего в период серьезных общественных изменений, затрагивающих ценностные ориентации каждого гражданина.

Цель исследования – рассмотреть природу, как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – эстетические воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс развития эстетических способностей детей дошкольного возраста под влиянием природы.

Гипотеза исследования: предположение о том, что организация образовательной деятельности детей, основанной на принципе интеграции образовательных областей для создания ощущения единства с природой, способствует развитию эстетических способностей детей и приобретению первичного опыта творчества.

В соответствии с целью и гипотезой необходимо решить следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

2. Рассмотреть условия развития эстетических способностей детей дошкольного возраста;

3. Выбрать методы и методики диагностики развития эстетических способностей дошкольников.

4. Осуществить экспериментальное исследование развития эстетических способностей детей дошкольного возраста под влиянием природы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научной и специальной литературы по рассматриваемой проблеме исследования; эксперимент, беседа, тестирование, наблюдение.

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 79 комбинированного вида. В исследовании приняли участие 20 детей (10 мальчиков, 10 девочек) в возрасте 5-6 лет.

Глава 1. Теоретические аспекты развития эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста под влиянием природы

1.1. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Практика последних десятилетий показала, что способности человека значительно богаче, чем их реализация. Начиная с середины 50-х годов прошлого столетия, акцент исследования способностей сместился с проблем типа «творчество и наследственность», «творчество и болезнь» на исследование закономерностей развития способностей, их природы, воспитания эстетической личности. Ученых начинают интересовать проблемы педагогического воздействия на личность. Во всем мире идет активная разработка методик развития эстетических способностей. Пропагандируется воспитание творчеством. Зависимость оценок эстетических способностей от окружающей среды позволяет формировать их и развивать.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка. В этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения [6, с. 69].

Расширяются интеллектуальные возможности детей. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения.

Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении Солнца, Луны, звезд и прочего. Для объяснения детьми привлекаются знания,почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звездных войнах.

Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину увиденного в целом. У них ещё отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления. Способность заметить, выделить все красивое развивается постепенно. Но, если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание, чтобы дети не остались глухи и слепы к красоте природы.

Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств. Домашние животные – большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребёнка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Только тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга. Мы отвечаем за животное, за растение перед природой и обществом, а, следовательно, природа – один из важных факторов эстетического развития личности.

1.2. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников

Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего коммунистического воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием [10, с. 45].

Таким образом, эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитаниянеобходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также являются важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательными друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомит дошкольников с этими профессиями, но и вызывает желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств.

В процессе проведения целевых наблюдений и экскурсий расширяется кругозор дошкольников, развивается творческое воображение, дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Педагог должен обращать внимание детей не только на существенные черты того или иного явления, но и на красоту слаженного труда, преобразующего природу, на благородство взаимоотношений между людьми, построенных на взаимопомощи, товариществе и заботе друг о друге. То, что по-настоящему взволнует детей, обязательно отразится в их играх, рисунках, рассказах.

1.3. Природа, как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Эстетическое воспитание активизирует ребёнка до творческой деятельности по законам красоты. Богатейший эмоциональный опыт даёт детям природа. Дошкольникам необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы: тёмные тучи, яркие звёзды, серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме; разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, сверкание снега; отмечать и сопоставлять формы цветов и листьев. С этой целью, проводятся сезонные экскурсии, во время которых учимся воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра, шелест листьев, звон капели, пение птиц, замечать, как преображается природа в результате труда человека (посадка деревьев, цветов и т. п.).

Старшие дошкольники постепенно начинают проявлять творческую фантазию и самостоятельность, сооружая постройки из снега, составляя букеты цветов, делая поделки из природного материала. Знания, полученные на прогулках и экскурсиях, дополняются на художественно-речевых занятиях.

Почувствовать красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало, помогают занятия по развитию речи (рассказ, чтение наизусть, словесные игры). Предшествующий опыт живого общения с природой даёт ребёнку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить своё отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, дети сопоставляют действительность и художественный образ, ярче чувствуют красоту природных явлений.

Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что соответствует их миропониманию и настроению. Умение видеть красоту природы – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Вот почему педагогические воздействия требуют постоянного общения с природой.

Воспитанники Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 79 комбинированного вида ухаживают за комнатными растениями в уголках природы, которые есть в каждой группе, наблюдают за рыбками в аквариуме. На территории детского сада дети наблюдают за деревьями, цветами, кустарниками. Во время прогулок и целевых экскурсий дети отмечают особенности и оттенки листьев, лепестков; наблюдают, как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья; как расцветают цветы и созревают семена.

Необходимо, чтобы ребёнок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое кажется ему самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к другу – навещает его, замечает новые побеги, помогает ему [11, с. 37].

В весенний период можно показать детям особенности поведения воробьёв, галок, голубей, научить описывать их оперение, глаза, форму лапок и тела, рассказать об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи. Важно научить детей помогать птицам: устраивать кормушки на окне или на дереве и пусть дети сами подкармливают птиц. У детей поднимается настроение от сделанного доброго дела.

Задача педагога состоит в том, чтобы направить в нужное русло появившийся интерес, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, видеокамерой. Такой вид охоты обогатит эстетический, эмоциональный мир ребёнка, разовьёт в нём наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному. В работе по эстетическому воспитанию детей важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности эстетического восприятия: воспринимая явления окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами [13, с. 89].

Таким образом, эстетическое восприятие – это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она – неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В процессе наблюдения за явлениями природы, у ребёнка включаются все анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный и т. д. Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия.

1.4. Экспериментальное исследование развития эстетических способностей детей дошкольного возраста под влиянием природы

В данной работе для выявления особенностей развития эстетических способностей детей дошкольного возраста под влиянием природы будем использовать метод эксперимента. Специфика эксперимента заключается в том, что в нём целенаправленно и продуманно создаётся ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надёжнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно – следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.

Констатирующий и контрольный эксперименты позволяют установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определённых контролируемых условиях, измерить его количественных характеристики и дать качественное описание.

Таким образом, сущность экспериментального метода состоит в том, что исследователь систематически изменяет одну переменную (называемую независимой) и снимает объективные показания другой переменной (называемой зависимой). Одновременно неизменными сохраняются другие факторы, способные повлиять на зависимую переменную.

В исследовании особенностей развития эстетических способностей детей независимой переменной является содержание занятий, направленных на развитие изобразительных эстетических способностей детей; оно определялось экспериментатором, а не ребенком. Зависимой переменной в этом случае является уровень развития изобразительных эстетических способностей детей.

При оценке эстетическихспособностей выделяют следующие параметры:

1. В процессе диагностики эстетические способности подразделяют на вербальные (словесное эстетическое мышление) и невербальные (изобразительное эстетическое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов эстетическихспособностей с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.

2. Изучение воображения,а также его характеристики: целостность, образная емкость, чувство времени, чувство пространства, экспрессия, эстетическое воображение.

3. Изучение различных методик диагностики эстетических способностей позволило выявить общие критерии оценки эстетических способностей,а именно:

– показатель беглости (скорости, продуктивности) отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания;

– показатель гибкости оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем;

– показатель оригинальности характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных;

– показатель разработанности, детализации идей используется только для оценки фигурных тестов, но многие исследователи считают его довольно полезным.

В экспериментальном исследовании принимали участие 20 воспитанников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № комбинированного вида в возрасте 5-6 лет: 10 мальчиков и 10 девочек. Были созданы две группы (контрольная и экспериментальная).

Экспериментальная диагностика развития эстетических способностей и соответственно вышеописанных критериев, при проведении констатирующегои контрольного экспериментов осуществлялась по следующим методикам:

– тест эстетического мышления Е. П. Торранса (диагностика изобразительного эстетического мышления);

– методика «Иллюстрирование произведения» (В. Ф. Базарный, М. А. Ненашева);

– опросник педагогической экспертной оценки креативности Рензулли.

Рассмотрим подробнее описание использованных методик.

Развитие эстетических способностей детей невозможно отделить от процесса становления их как личностей. Если художественная деятельность становится для детей областью, которая позволяет им выражать свое отношение к миру в единстве чувства и мысли, то такое развитие, несомненно, будет сказываться на развитии их личностных характеристик.

Воспитание эстетических способностей в области искусства – задача, успешность решения которой в значительной мере определяет уровень художественной культуры страны, сохранность и развитие духовных сил ее народа. Особо актуальным это становится в отношении подрастающего поколения, живущего в период серьезных общественных изменений, затрагивающих ценностные ориентации каждого гражданина.

Данная работа имела своей целью рассмотреть природу, как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, доказав предположение о том, что организация образовательной деятельности детей, основанной на принципе интеграции образовательных областей для создания ощущения единства с природой, способствует развитию эстетических способностей детей и приобретению первичного опыта творчества.

Работа проводилась в два этапа. На первом этапе был сформулирован исследовательский аппарат (цель, задачи, гипотеза, предмет, объект, выполнена теоретическая проработка проблемы особенностей развития изобразительных эстетических способностей в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, было проведено тестирование с целью диагностики особенностей развития изобразительных эстетических способностей детей дошкольного возраста.

На втором этапе проводилось обобщение, описание и статистическая обработка результатов диагностики, разработка и проведение тематических занятий, повторная диагностика, сформулированы выводы по всей работе.

Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической, научной и специальной литературы показал, что эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитаниянеобходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Анализ результатов экспериментального исследования позволил отметить, что развитие эстетического мышления и его критериев (беглость, оригинальность, гибкость, разработанность) в контрольной и экспериментальной группах в начале эксперимента практически одинаково, т. е. группы равны по показателям.

После проведения организованной образовательной деятельности в форме серии тематических занятий с детьми экспериментальной группы, у них улучшились показатели развития эстетических способностей, в то время как у детей контрольной группы показатели развития эстетического восприятия оказались практически на прежнем уровне.

Таким образом, можно сделать выводы, что в процессе работы мы достигли нашей цели, выполнили поставленные задачи и нашли подтверждение выдвинутой гипотезе. Для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы необходимо организовать образовательную деятельность на принципе интеграции образовательных областей, ощущения единства с природой. На занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с её использованием, закреплением в практической деятельности.

Ознакомление с культурой мордовского народа как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Ознакомление детей с культурным наследием родного края имеет огромное значение для становления патриотических чувств у детей дошкольного.

detsad 1983253 1564473606Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста» Воспитание толерантности как одной.

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры бесспорна, так как детский сад является начальной ступенькой к освоению.

Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 38» ПРОЕКТ «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания.

Реализация образовательного проекта «Моя Воркута» как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста «Реализация образовательного проекта Моя Воркута, как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста» В связи с.

Консультация «Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста» Театр, словно чародей, волшебник, Своею палочкой волшебной проведя, И вот ребёнок, скромный и застенчивый, Сегодня вдруг играет короля.

Сюжетно-ролевая игра как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста План самообразовательной работы. Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только помощью организованного воспитания, но и.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Какой - самый большой справочник ответов на вопрос какой
Adblock
detector