- Непроизвольное запоминание: почему ненужная информация запоминается, а нужная вылетает из головы
- Основные понятия
- Что такое непроизвольное запоминание
- Две главных методики изучения непроизвольного запоминания
- Методика Зинченко
- Методика Смирнова
- Забывание намерений и впечатлений
- Вывод
- II. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности.
- Семья и развитие детей
- Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности
- Занятие 5.1 ИССЛЕДОВАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ И УСЛОВИЙ ЕГО ПРОДУКТИВНОСТИ
- Непроизвольное запоминание и условия его продуктивности
- Взгляды известных психологов на природу памяти, ее основные виды. Условия продуктивности непроизвольного запоминания (памяти). Организация эмпирического исследования непроизвольной памяти и ее производительности, обработка данных и анализ результатов.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Выводы по первой главе
Непроизвольное запоминание: почему ненужная информация запоминается, а нужная вылетает из головы
Трудно переоценить значение памяти. Без неё человек вечно бы оставался в состоянии младенца, не мог бы освоить никаких ценных навыков и чему-либо научиться. Учёные делят память на два вида: произвольную и непроизвольную. То же самое и с запоминанием. Оно также делится на два типа. О методиках изучения последнего (непроизвольного запоминания) мы сегодня и поговорим.
Основные понятия
Прежде чем говорить о непроизвольном запоминании и памяти, дадим определения основным понятиям:
Образно говоря, память – это склад, на котором работают грузчики и кладовщики, и то, чем они занимаются. А запоминание – это одно из занятий сотрудников склада, суть которого состоит в том, чтобы загружать в него новую «продукцию» (знания и умения).
Что такое непроизвольное запоминание
Поступим методом «от противного» (как в геометрии) – объясним сначала, что такое произвольное запоминание:
Или вот другой наглядный пример, а точнее опыт, проведённый исследователями: дошкольникам дали задание разложить в разные кучки карточки с нарисованными на них предметами, которые обычно находятся на кухне и в спальной комнате, такие как чайник, кастрюля, кровать, вилки, ложки, компьютер и другие. Задачей было именно разделить предметы на две группы. Больше указаний от экспериментаторов не было.
Когда дети разложили карточки, их попросили вспомнить, какие предметы они раскладывали. Хотя запоминание не входило в задание, ребята назвали практически все предметы. Это и называется непроизвольным запоминанием – когда что-то «запомнилось само».
Две главных методики изучения непроизвольного запоминания
Процессы запоминания активно исследовали советские учёные А. А. Смирнов и П. И. Зинченко. Они стали авторами двух главных методик изучения непроизвольного запоминания и написали книги. Немного расскажем о каждой из методик.
Методика Зинченко
Петр Иванович Зинченко разделил свой эксперимент на три этапа:
Зинченко сделал следующий вывод: хорошо запоминается лишь та информация, на которую направлена деятельность человека. Непроизвольное запоминание случается редко.
Методика Смирнова
Анатолий Александрович Смирнов попросил участников эксперимента вспомнить все детали пути, которым они обычно идут с работы до дома, и получил три основных результата:
Главный вывод Смирнова: люди запоминают лишь то, что вызывает эмоции и связано с действиями. В принципе, его исследование подтвердило опыты Петра Ивановича Зинченко о действии непроизвольного запоминания.
Забывание намерений и впечатлений
Почему люди запоминают одну информацию, а другую – забывают? Приведем результаты изысканий Зигмунда Фрейда.
Из-за желания человека избежать неприятных ощущений информация может вытесняться из непроизвольной памяти. И интересно то, что вытесняется не только неприятная информация, но и та, которая с ней хоть как-то связана. Причём то, что она вытесняется, не значит, что она пропадает насовсем. Её можно вспомнить, если человек осознает мотивы, за счёт которых она была вытеснена.
Зигмунд Фрейд опрашивал двух путешественников, которые в течение всего путешествия жили в одинаковых условиях. Их воспоминания о дороге и приключениях существенно разнились. По мнению Фрейда, это как раз и объясняется нежеланием испытывать отрицательные эмоции. В доказательство он приводит другой пример действия этого феномена.
Однажды Фрейд пообещал купить музыкальную шкатулку своей знакомой, но забыл, где находится магазин. Когда вспомнил его местоположение, то понял, что он находится по соседству с людьми, с которыми у него плохие отношения. В принципе, этого достаточно, чтобы примерно понять, как происходит забывание.
Вывод
Если кратко, то непроизвольное запоминание происходит в двух случаях:
Забывается информация либо из-за её ненадобности, либо из-за её неприятности.
Это и объясняет, почему вы иногда запоминаете вроде бы и ненужную информацию, а действительно нужные вещи часто вылетают из головы. Чтобы запоминать больше и то, что нужно, старайтесь делать так, чтобы чувствовать больше позитивных эмоций, а также превращайте любой процесс в интересное и нескучное занятие.
Источник
II. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности.
Непроизвольное запоминание – процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач. Непроизвольное запоминание – продукт и условие познавательных и практических действий. Прежде всего необходимым условием непроизвольного запоминания является действие с предметом. Для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если он входит в содержание основной цели деятельности, то запоминание лучше, чем в том случае, когда включается в условия, способы достижения этой цели. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем.
Проведем эксперимент по исследованию непроизвольного запоминания.
Цель эксперимента: выявить зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека.
Методика исследования: проводятся два групповых опыта: классификация изображений и составление числового ряда.
В ходе эксперимента участвовало 15 человек:
1. Елена, 36 лет, экономист
2. Галина Александровна, 68 лет, пенсионер
3. Валентина, 31 год, домохозяйка
4. Роман Валерьевич, 40 лет, юрист
5. Оксана, 25 лет, бухгалтер
6. Ирина, 28 лет, бухгалтер
7. Людмила Васильевна, 63 года, пенсионерка
8. Валерий Тихонович, 66 лет, работающий пенсионер
9. Нина Ефимовна, 53 года, экономист
10. Надежда, 20 лет, студентка
11. Екатерина, 22 года, студентка
12. Ирина, 24 года, учитель русского языка
13. Ирина, 28 лет, домохозяйка
14. Павел, 27 лет, юрист
15. Юрий Федорович, 63 года, пенсионер
Гипотеза исследования: продуктивность непроизвольного запоминания связана и зависит от характера деятельности человека.
Опыт 1.
Классификация изображенных предметов.
Экспериментальный материал – 15 карточек, на каждой из которых изображен один предмет. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, вещи. Кроме изображения предмета, на каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.
Процедура опыта. Перед началом опыта карточки располагаются на щите в случайном порядке и закрываются листом бумаги.
Испытуемым дается следующая инструкция (групповая):
«С вами будет проведен опыт, в котором проверяется умение классифицировать предметы по их общим признакам. Ваша задача состоит в том, чтобы расклассифицировать все картинки по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале каждой группы ее название. Те, кто завершит работу до окончания опыта, должен дополнить выделенные группы предметами, относящимися к тем же классам».
После окончания опыта его участникам предлагают по памяти воспроизвести в любом порядке сначала предметы, изображенные на карточках, а затем числа.
В нашем эксперименте участвуют взрослые люди. Всех испытуемых мы разобьем на четыре подгруппы:
1. работающие (8 чел.)
2. домохозяйки (2 чел.)
3. пенсионеры (3 чел.
Эксперимент проводился в домашних условиях. Отказов в участии эксперимента не было.
Нами было взято 15 карточек с изображением на них:
В ходе эксперимента были получены следующие данные:
— Елена, 36 лет, экономист – воспроизвела правильно 12 предметов, 2 числа;
— Галина Александровна, 68 лет, пенсионерка, воспроизвела 10 предметов и 0 чисел;
— Валентина, 31 год, домохозяйка: 12 предметов и 1 число;
— Роман Валерьевич, 40 лет, юрист: 11 предметов и 0 чисел;
— Оксана, 25 лет, бухгалтер: 13 предметов, 3 числа;
— Ирина, 28 лет, бухгалтер: 12 предметов, 1 число;
— Людмила Васильевна, 63 года, пенсионерка: 11 предметов, 1 число;
— Валерий Тихонович, 66 лет, работающий пенсионер: 11 предметов, 0 чисел;
— Нина Ефимовна, 53 года, экономист: 13 предметов, 2 числа;
— Надежда, 20 лет, студентка: 14 предметов, 3 числа;
— Екатерина, 22 года, студентка: 15 предметов, 4 числа;
— Ирина, 24 года, учитель русского языка: 14 предметов, 3 числа;
— Ирина, 28 лет, домохозяйка: 12 предметов, 2 числа;
— Павел, 27 лет, юрист: 14 предметов, 1 число;
— Юрий Федорович, 63 года, пенсионер: 8 предметов, 0 чисел
Опыт 2.
Восстановление числового ряда.
Экспериментальный материал тот же, что и в опыте 1, но только мы сменили карточки на другие, участвует та же группа испытуемых.
Процедура опыта. Карточки располагаются на доске так, чтобы числа на них не образовывали натурального ряда. Испытуемым предлагают нарисовать у себя на листе бумаги сетку в 15 клеток (3 ряда по 5). Их задача – расположить все числа, имеющиеся на карточках строго по порядку номеров, так, чтобы наименьшее было помещено в левую клетку верхнего ряда, а наибольшее – в правую клетку нижнего ряда.
Ошибочно записанные числа следует зачеркивать и там же писать нужное число. Завершившие работу до окончания опыта должны нарисовать у себя в тетради еще одну таблицу и вписать в нее сначала все четные числа, а затем все нечетные.
Далее следует воспроизвести сначала числа, а затем – название предметов. На проведение первого и второго опыта отводилось времени по 5 минут. За данный промежуток времени никто из испытуемых не завершил работу раньше, поэтому дополнительное задание не сделал никто.
В ходе второго опыта были получены следующие данные:
В подгруппе пенсионеров:
1. Галина Александровна, 66 лет: воспроизведено 9 чисел, 1 предмет;
2. Людмила Васильевна, 63 года: 8 чисел, 2 предмета;
3. Юрий Федорович, 63 года: 7 чисел, 1 предмет
1. Надежда, 20 лет: 14 чисел, 4 предмета;
2. Екатерина, 22 года: 13 чисел, 5 предметов
1. Елена, 36 лет: 12 чисел, 4 предмета;
2. Роман Валерьевич, 40 лет: 11 чисел, 3 предмета;
3. Оксана, 25 лет: 10 чисел, 5 предметов;
4. Ирина, 28 лет: 11 чисел, 3 предмета;
5. Валерий Тихонович, 66 лет: 9 чисел, 2 предмета;
6. Нина Ефимовна, 53 года: 11 чисел, 3 предмета;
7. Ирина, 24 года: 13 чисел, 6 предметов;
8. Павел, 27 лет: 11 чисел, 3 предмета
1. Валентина, 31 год: 11 чисел, 2 предмета;
2. Ирина, 28 лет: 12 чисел, 0 предметов
1. Определим среднее число правильно воспроизведенных предметов и чисел в обоих опытах для группы испытуемых. Результаты полученных данных внесем в таблицу №1.
Результаты полученных данных по исследованию непроизвольного запоминания.
Задача | Объект запоминания | Испытуемые | ||
Работающие | Пенсионеры | Домохозяйки | студенты | |
Классификация предметов | Предметы | 12,5 | 14,5 | |
Числа | 1,31 | 0,25 | 1,5 | 3,5 |
Составление числового ряда | Числа | 11,5 | 13,5 | |
предметы | 3,6 | 1,3 | 4,5 |
Полученные средние значения занесем в таблицу №2.
Сводная таблица результатов опытов 1 и 2
Задача | Среднее число правильных воспроизведений | |
Предметов | Чисел | |
Классификация предметов | 12,25 | 1,6 |
Составление числового ряда | 2,6 |
Анализ результатов и выводы:
1. На основании анализа полученных нами данных (таблица №2) следует отметить, что условием продуктивности непроизвольного запоминания является интерес у исследуемых к объекту исследования.
Так, при классификации предметов объектом непроизвольного внимания были числа и среднее число правильных воспроизведений составило 1,6, а при составлении числового ряда объектом непроизвольного внимания стали предметы. Их среднее число правильных воспроизведений возросло до 2,6.
2. По результатам эксперимента мы также установили, что среднее число правильных воспроизведений и предметов и чисел больше в подгруппе студентов, самое наименьшее в подгруппе пенсионеров, что подтверждает нашу гипотезу исследования: продуктивность непроизвольного запоминания зависит от характера деятельности человека.
Деятельность студентов связана с учебным процессом, поэтому у них более высокие показатели продуктивности непроизвольного запоминания.
Источник
Семья и развитие детей
Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности
На главную Психодиагностика психолога в школе Психодиагностика познавательных особенностей детей Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности
Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности |
Психодиагностика психолога в школе — Психодиагностика познавательных особенностей детей | ||||||||||||
Теоретическое обоснование. Непроизвольное запоминание — процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач. Непроизвольное запоминание — продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, детермированный особенностями деятельности субъекта. Необходимым условием непроизвольного запоминания является действие с предметом. Как показали исследования П.И. Зинченко, для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если он входит в содержание основной цели деятельности, то запоминается лучше, чем в том случае, когда включается в условия или способы достижения цели. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем. Наконец, непроизвольно запоминается материал, значимый для субъекта, вызывающий у него интерес и эмоции. При высокой интеллектуальной активности в процессе деятельности, в итоге которой осуществляется непроизвольное запоминание, последнее может обеспечить более широкое запечатление материала и более прочное сохранение его в памяти по сравнению с произвольным запоминанием. Непроизвольное запоминание является ранней генетической формой памяти, на которой избирательность памяти определяется самим ходом деятельности, а не активным использованием включенных в нее средств и способов, оно предшествует формированию произвольной памяти. Для изучения особенностей непроизвольного запоминания используется ряд конкретных методик. Среди них — методика исследования непроизвольного запоминания, разработанная П.И. Зинченко, результаты которой представлены в таблице (см. табл. 1). Цель. Выявление зависимости продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека. Данные исследования П.И. Зинченко | ||||||||||||
Классификация предметов | ||||||||||||
Составление числового ряда В ходе выполнения методики проводят два групповых опыта: классификация изображений предметов и составление числового ряда. Опыт 1. Классификация изображений предметов Экспериментальный материал — 15 карточек, на каждой из которых изображен один предмет, а в правом верхнем углу написано двузначное число. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки. Инструкция. В опыте принимает участие первая подгруппа испытуемых. Перед началом опыта карточки располагают в произвольном порядке и закрывают листом бумаги. Участникам сообщают, что с ними будет проведен опыт, в котором проверяется умение классифицировать предметы по общим признакам, и предлагают расклассифицировать все картинки по группам. Тот, кто завершит работу до окончания опыта, должен будет дополнить выделенные группы предметами, относящимися к тем же классам. После этого перед участниками опыта ставят задачу воспроизвести по памяти в любом порядке сначала предметы, изображенные на карточках, а затем числа. Опыт 2. Составление числового ряда Экспериментальный материал тот же, что и в опыте 1; участвует вторая подгруппа испытуемых. Инструкция. Карточки располагают на щите так, чтобы числа на них не образовывали натурального ряда. Испытуемым предлагают нарисовать у себя в тетрадях сетку из 15 клеток (3 ряда по 5) и объясняют задачу: расположить все числа, имеющиеся на карточках, строго по порядку номеров, поместив наименьшее из чисел в левую клетку верхнего ряда, а наибольшее — в правую клетку нижнего ряда. Ошибочно записанные испытуемыми числа следует зачеркивать и там же писать нужное число. Завершившие работу до окончания опыта должны нарисовать у себя в тетрадях еще одну сетку и вписать в нее сначала все четные числа, а затем»— все нечетные. Далее участникам опыта следует воспроизвести сначала числа, а затем – названия предметов. Обработка результатов. Определить среднее число правильно воспроизведенных предметов и чисел в обоих опытах. Записать полученные средние значения в таблицу (см. табл. 2). Интерпретация результатов. На основании анализа данных, представленных в таблице 2, сделать выводы об условиях продуктивности непроизвольного запоминания. Так, если безошибочно вписано 50% и более ответов, то констатируется средний и высокий уровень продуктивности запоминания. Установить обстоятельства, которые способствовали запоминанию предметов и чисел в ситуациях, когда они выступали фоновыми раздражителями. Сравнить с результатами аналогичных опытов, проведенных П.И. Зинченко на большом числе испытуемых различных возрастных групп (см. табл. 1). Результаты опытов 1 и 2 | Среднее число правильных воспроизведений Источник Занятие 5.1 ИССЛЕДОВАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ И УСЛОВИЙ ЕГО ПРОДУКТИВНОСТИВводные замечания. Непроизвольное запоминание — процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немне- мических задач. Непроизвольное запоминание — продукт и условие познавательных и практических действий. При высокой степени интеллектуальной активности в процессе выполнения деятельности, в итоге которой осуществляется непроизвольное запоминание, последнее может обеспечить более широкое запечатление материала и более прочное сохранение его в памяти по сравнению с произвольным запоминанием. Непроизвольное запоминание является ранней генетической формой памяти, на которой избирательность памяти определяется самим ходом деятельности, а не активным использованием включенных в нее средств и способов, оно предшествует формированию произвольной памяти. Для изучения особенностей непроизвольного напоминания используется ряд конкретных методик. Так, например, А. А. Смирнов [39] при исследовании роли активности в непроизвольном запоминании предлагал испытуемым пары фраз, из которых они должны были выводить определенные орфографические правила, а затем придумывать примеры на эти правила. П. И. Зинченко [12] для изучения влияния направленности деятельности на продуктивность запоминания предложил методику классификации предметов и составления числового ряда. При выполнении обеих этих задач предметы и числа запоминались непроизвольно. Когда предметы и числа были объектом деятельности испытуемых (классификация предметов в первом опыте и составление числового ряда — во втором), они запоминались лучше, нежели тогда, когда служили только фоновыми раздражителями. Однако и в последнем случае запоминание было результатом проявления со стороны испытуемых какой-либо активности по отношению к этим объектам, хотя она проявлялась лишь в форме случайных ориентировочных реакций. Результаты, полученные в исследовании непроизвольного запоминания предметов и чисел, проведенном П. И. Зинченко были, представлены в табл. 5.1.1. Цель занятия: выяснить зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека. Методика П. И. Зинченко. Проводятся два групповых опыта: классификация изображений предметов и составление числового ряда. Классификация изображений предметов Экспериментальный материал — 15 карточек, на каждой из которых изображен один предмет. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки. Кроме изображения предмета, на каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число. Процедура опыта. Перед началом опыта карточки располагаются на щите в случайном порядке и закрываются листом бумаги. В опыте принима- Источник Непроизвольное запоминание и условия его продуктивностиВзгляды известных психологов на природу памяти, ее основные виды. Условия продуктивности непроизвольного запоминания (памяти). Организация эмпирического исследования непроизвольной памяти и ее производительности, обработка данных и анализ результатов.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную нижеСтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Размещено на http://www.allbest.ru/ Глава 1. Обзор психологической литературы по проблеме памяти 1.1 Взгляды известных психологов на природу памяти 1.3 Непроизвольное запоминание и условия его продуктивности Глава 2. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности 2.1 Организация Эмпирического исследования 2.2 Обработка данных и анализ результатов эмпирического исследования Проблема памяти обсуждалась еще философам Древней Греции, например Платон в своем сочинении «Теэтет», сравнивал человеческую память с восковой табличкой, на которой остается оттиск от всего, что мы чувствуем, видим, переживаем, от всего, что хотим запомнить. В средние века уже философ Августин в своей «Исповеди» сравнивал память с палатами дворца, наполненными сокровищами воспоминаний, а органы чувств (нос, рот, глаза и т.д.) называл дверями этого дворца, через которые сокровища попадают в свои палаты, где хранятся, иногда неосознанно, пока однажды ты не пожелаешь на них посмотреть. В ХХ веке Зигмунд Фрейд сравнивал память с «вечным блокнотом», аппаратом, в то время ставшим своеобразной новинкой, сегодня же являющимся скорее детской игрушкой, где с помощью палочки можно писать любую информацию, а потом легко ее стирать. Поверхность снова чиста и готова принять новую информацию, но на внутренней части блокнота остается оттиск написанного. Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается Г. Эббингауз. Он впервые поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в ходе своей экспериментальной работы установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Г. Эббингауз стоял на позициях ассоцианизма, память он понимал, как образование ассоциаций. П. Жане выдвинул гипотезу о социальной природе памяти человека, считая, что память могла возникнуть только в человеческом обществе. Исследования памяти человека с точки зрения онтогенетического подхода проводили советские учёные П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. Другую группу работ составили фундаментальные исследования закономерностей непроизвольного запоминания, которые проводили такие ученые как П.И. Зинченко, А.А. Смирнов. Проблема памяти до сих пор не до конца изучена, и, несомненно, остается актуальной и в наше время. Лично для меня особый интерес представляет непроизвольное запоминание, по моему мнению, изучению этого вида памяти уделялось незаслуженно мало внимания, по сравнению с другими видами памяти. Цель: исследовать условия продуктивности непроизвольного запоминания. Объект: Память и ее виды. Предмет: условия продуктивности непроизвольного запоминания. 1. Проанализировать основные научные подходы и направления в области разработки проблем памяти. 2. Рассмотреть и охарактеризовать основные виды памяти. 3. Выявить условия продуктивности непроизвольного запоминания. память непроизвольный запоминание продуктивность Глава 1. Обзор психологической литературы по проблеме памяти 1.1 Взгляды известных психологов на природу памяти Очень точно, но в то же время очень поэтично о памяти говорил советский психолог С.Л Рубинштейн: «Без памяти мы бы были существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической деятельности, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть» [11, с. 216] Анализируя процессы памяти, У. Джеймс также отмечал их ассоциативную природу. Под памятью У. Джеймс понимает знание о минувшем душевном состоянии после того, как оно перестало непосредственно сознаваться нами, т.е. память есть знание о событии или факте, о котором человек в данный момент не думает и который им осознаётся как явление прошлого. Причиной запоминания и припоминания, по У. Джеймсу, служит закон приучения в нервной системе, который играет такую же роль, как и при ассоциации идей [3, с. 46]. Основываясь на этой же ассоциативной теории У. Джеймс объясняет и условия развития хорошей памяти, связывая с ней умение образовывать многочисленные и разнородные ассоциации со всяким фактом, который человек желает удержать в памяти. Не потеряли актуальности и в наше время мысли У. Джеймса о развитии памяти человека. Особенно любопытны его мысли о подготовке к экзаменам. Он отмечает, что «метод зазубривания» не оправдывает себя, т.к. при его помощи в уме человека не создаются прочные ассоциации с другими объектами. Мысли и знания, приобретённые путём простого зубрения, неизбежно забываются. Согласно его рекомендациям, умственный материал, которые приобретается памятью, должен набираться в связи с различными контекстами, освещаться с разных точек зрения и связываться ассоциациями с другими внешними событиями, при этом неоднократно подвергаться обсуждению. Только таким образом воспринимаемый материал сможет образовать такую систему, в рамках которой он вступит в связи с другими элементами интеллекта и надолго останется в памяти [3, с. 48]. В 1964 г. Г. Хиденом была выдвинута гипотеза о роли РНК в процессах памяти. Поскольку ДНК содержит генетическую память для каждого индивидуального организма, Хиден предложил теорию, что она или РНК может также передавать и приобретённый опыт. В настоящее время уже доказано, что обучение действительно оказывает влияние на РНК. Ещё одной группой исследований памяти являются социально-генетические. Так, П. Жане в своей работе «Эволюция памяти и понятия времени» (1928) рассматривает психологические механизмы памяти и выделяет ряд генетических форм, проявление которых было социально обусловлено ситуацией сотрудничества. Жане выделяет такие формы памяти, как ожидание, поиск (начальные формы), сохранение, поручение (отсроченные действия), рассказ наизусть, описание и повествование, пересказ самому себе (высшие ступени человеческой памяти) [11, с.53]. Каждая из отмеченных П. Жане форм памяти возникает из нужд общения и сотрудничества людей, именно этому обстоятельству он придаёт главную роль в появлении и развитии памяти человека, которая, по его мнению, необходима лишь общественному человеку. Социальную теорию памяти переняли советские психологи. Идея социальной природы памяти получила дальнейшее развитие в трудах Л.С. Выгодского и А.Р. Лурия. В 1930 г. Эти ученые выпустили работу «Этюды по истории поведения», в которой авторы проанализировали эволюции архаической памяти и сравнили данные фило- и онтогенеза памяти. Выгодский и Лурия указывают на такие особенности памяти первобытного человека: её необычайную буквальность, фотографичность, комплексный характер и др. Однако авторы сделали общие выводы, что архаический человек пользуется памятью, но не господствует над ней, примитивная память носит стихийный и неуправляемый характер. Также учёные выделили важнейший момент, определивший коренное изменение её функционирования [11, с. 125]. Основу такого изменения составляет переход от использования и употребления предметов в качестве средств памяти к созданию и использованию искусственных знаний как орудий запоминания. Также интересна работа А.Р.Лурии «Маленькая книжка о большой памяти» [2], где автор рассматривает основные формы и приемы памяти. Автор написал эту книгу на основе 30-летнего наблюдения за человеком с феноменальной памятью. Анализируя процессы воспроизведения того, что запоминалось испытуемым, А.Р. Лурия рассуждает о том, что, возможно, процесс удержания материала не исчерпывался у того простым сохранением непосредственных зрительных следов, что в него вмешиваются дополнительные элементы, которые говорят у него о высоком развитии синестезии. Значение таких синестезических способностей в процессах запоминания и воспроизведения, делает выводы А.Р. Лурия, состоит в том, что они создавали как бы фон для каждого запоминания, неся при этом «избыточную» информацию и обеспечивая точность запоминания [7, с. 36]. А.Н. Леонтьев в своей книге «Развитие памяти» (1931) анализирует природу высшей формы памяти в связи с историческим развитием человеческой деятельности. Учёный предостерегает от натуралистического подхода к проблеме памяти, он говорит о том, что в основе запоминания не могут лежать те же самые процессы, которые образуют и механизмы навыков и ссылки на общую физиологическую природу высшей памяти не помогут в объяснении [5, с. 245]. Работа В.Я. Ляудис «Память в процессе развития» [8] посвящена сравнительно-генетическому изучению развитых и элементарных форм памяти человека. Ученый выясняет функции форм памяти человека на конкретном экспериментальном материале и раскрывает условия развития процессов произвольного запоминания, припоминания. В рамках данной работы, конечно, невозможно проанализировать взгляды всех известных учёных на проблему памяти, однако те взгляды, которые здесь представлены, могут, по моему мнению раскрыть её основные характеристики и пролить свет на функционирование её основных процессов. Так как память включена во все разнообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления, ее виды чрезвычайно многообразны. Разные формы проявления мнемической деятельности выделяют в соответствии с тремя основными критериями. 1. По характеру активности, преобладающей в деятельности, память делят на: Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и иных видах деятельности человека. Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. Образы памяти могут быть разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание. Образная память различается в зависимости от того, какой анализатор наиболее продуктивен при запоминании человеком различных впечатлений. Выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой типы памяти. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты у всех людей, то три остальные типы памяти являются скорее профессиональными типами. 2. По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную. 3. По времени закрепления и сохранения материала различают память кратковременную и долговременную. Кратковременная память основана на автономном распаде следов. Долговременная память базируется на необратимых, не подлежащих распаду следах, которым свойственна ассоциативность и чувственность к интерференции (т.е. смешению следов). Развитие теории памяти и требования практики привели к постановке проблемы оперативной памяти, обслуживающей непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Разные виды памяти, выделенные в соответствии с различными критериями, находятся в органическом единстве. Например, словесно-логическая память в каждом конкретном случае может быть либо непроизвольной, либо произвольной; одновременно она обязательно является либо кратковременной, либо долговременной. Различные виды памяти, выделенные по одному и тому же критерию, также взаимосвязаны. Кратковременная и долговременная память, по большому счету, представляет собой две стадии единого процесса, который всегда начинается с кратковременной памяти. 1.3 Непроизвольное запоминание и условия его продуктивности Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: явления, окружающие предметы, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и тому подобное, хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его потребностями и интересами, с целями и задачами его деятельности. Также мы можем наблюдать закономерности непроизвольного запоминания, когда наша деятельность неожиданно для нас прерывается. Если человек полностью поглощён решением определенной задачи, то при прерывании его деятельности существует большая вероятность, что эта деятельность будет непроизвольно запомнена, причём лучше, чем та деятельность, которая была завершена. Любое действие должно быть вызвано определённой потребностью человека. Действие человека вызывается некоторым напряжением, и человек стремится это действие довести до завершения. Такое напряжение соответствует актуализации некоторой потребности (квазипотребности). Когда человек завершает действие, напряжение разряжается, и человек прекращает стремиться к выполнению действия. Однако, если действие не завершено и напряжение не разряжено, то сохраняется тенденция к выполнению действия. А если тенденция сохраняется, значит, действие должно сохраняться в памяти человека. Очевидно, тенденция в каком-то смысле и является одним из механизмов памяти. Именно она и препятствует забыванию действия. Таким образом, потребностное напряжение влияет на работу памяти. Этот феномен исследовали Б. В. Зейгарник и Г. В. Биренбаум в рамках теоретического направления школы К. Левина. Основной методический прием для изучения непроизвольного запоминания состоит в том, что испытуемому предлагается выполнить какую-либо деятельность, а затем, после известной паузы, он опрашивается о том, что сохранилось у него в памяти из проделанной работы или полученных впечатлений. (Т. П. Зинченко.) Вот как говорил о важности непроизвольного внимания известный советский ученый П.И. Зинченко: «В зарубежной психологии такое запоминание получило название «случайного»…большой ошибкой многих зарубежных психологов было то, что таким случайным запоминанием они пытались исчерпать все непроизвольное запоминание. В связи с этим оно получило преимущественно отрицательную характеристику. Но случайное запоминание составляет лишь одну, причем не основную, форму непроизвольного запоминания. Целенаправленная деятельность занимает основное место в жизни…человека… поэтому непроизвольное запоминание, являющееся продуктом такой деятельности, и является основной, наиболее жизненно значимой его формой». [11, c.475] Выводы по первой главеПопробуем подвести основные итоги по первой главе данной работы. Проблема памяти в наше время рассматривается в рамках различных психологических теорий и подходов. Самое большое распространение получили ассоциативные теории памяти, по которым предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся в памяти не отдельно друг от друга, а в связи друг с другом. В русле биохимических и нейронных процессов наиболее распространённой была гипотеза Д.О. Хебба о кратковременном и долговременном процессах памяти. В рамках социально-генетической теории психологические механизмы памяти изучаются в ключе их социальной обусловленности ситуацией сотрудничества. В советской психологической школе проблема памяти была предметом исследований таких известных учёных, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, и др. Работы этих и других учёных являются актуальными и до сих пор, а результаты их исследований могут стать основой новых психологических исследований по вопросам памяти. Глава 2. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности 2.1 Организация Эмпирического исследования Для изучения особенностей непроизвольного запоминания используется ряд конкретных методик. К примеру, А.А. Смирнов при исследовании роли активности в непроизвольном запоминании предлагал испытуемым пары фраз, на которых они должны были выводить определённые орфографические правила, а затем придумывать примеры на эти правила. На следующий день испытуемым предлагалось воспроизвести те фразы, которыми они пользовались накануне. Опыты показали, что собственные фразы запоминались гораздо лучше предложенных экспериментатором. Методика И.П. Зинченко [10, с. 88] направлена на изучение влияния направленности деятельности на продуктивность запоминания. Для этого он предложил методику классификации предметов и составления числового ряда. При выполнении обеих этих задач предметы числа запоминались непроизвольно. Когда предметы и числа были объектом деятельности испытуемых (классификация предметов в первом опыте и составление числового ряда во втором), они запоминались продуктивнее, чем, когда служили фоновыми раздражителями. Однако и в этом случае (когда объекты выступали в качестве фонового раздражителя) запоминание было результатом проявления со стороны испытуемых какой-либо активности по отношению к этим объектам, хотя она и проявлялась лишь в форме случайных ориентировочных реакций. В данном исследовании приняла участие группа студентов 2-го курса (15 человек), в возрасте от 18 до 23 лет, 70% девушки, 30% молодые люди. Исследование проводилось в групповой форме, в дневное время, в течение учебного дня, в помещении аудитории. Состояние здоровья всех испытуемых нормальное. Испытуемые были настроены положительно, с энтузиазмом и интересом. Так как непроизвольное запоминание представляет собой процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач [10, с. 92], то, прежде чем проводить исследование непосредственно непроизвольного запоминания, необходимо провести какой-либо опыт, направленный на решение немнемических задач. В данной работе в качестве такового использовалась методика «Прием информации» [15, с. 47]. Опыт 1 «Прием информации» Ход работы: Испытуемым выдаются листки бумаги. Экспериментатор дает следующие инструкции: «Сейчас вам будут зачитаны слова, которые необходимо распределить в 5 колонок: химические элементы, человеческие чувства, мебель, деревья, животный мир. Будьте внимательны, действуйте быстро и четко». Далее экспериментатор зачитывает в быстром темпе 32 слова: Натрий Кошка Диван Верба Тревога Водород Хорек Кресло Восторг Черемуха Ель Серебро Сервант Рысь Любовь Гелий Медведь Лев Стол Тополь Усталость Дуб Каштан Аргон Воробей Железо Клен Медь Сазан Береза Соболь Радий Испытуемые (вся группа), должна эти слова классифицировать и записать сокращенно в нужную колонку. Источник Adblock detector |