- Раскройте понятие о знаниях, умениях, навыках. Выявите психологические условия успешного формирования навыков.
- Процесс формирования навыков в ходе упражнений, взаимодействие навыков
- Вопросы для повторения
- Читайте также
- ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
- ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
- ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
- ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
- ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
- ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
- Вопросы для повторения
- Вопросы для повторения
- Вопросы для повторения
- Вопросы для повторения
- Вопросы для повторения
- Вопросы для повторения
- Вопросы для повторения
- Вопросы для повторения
- Вопросы для повторения
- Вопросы для повторения
- Приемы эффективного повторения и запоминания
- Основные приемы эффективного запоминания речевого или текстового материала, а также результативные закономерности процесса повторения.
- Методы рационального повторения
Раскройте понятие о знаниях, умениях, навыках. Выявите психологические условия успешного формирования навыков.
По мере освоения той или иной деятельности человек совершенствуется в её выполнении. Уровни освоения деятельности бывают различными.
Умением называют освоенный человеком способ выполнения деятельности. Для того, чтобы человек овладел умением (умел читать, писать, считать и т.д.), он должен знать, как это надо делать. Получив знания, он учится применять их на практике – у него вырабатывается умение. Однако, имея знания, человек может не обладать соответствующими умениями. Так, например, знание правил орфографии не говорит ещё об умении грамотно писать. Умения приобретаются на практике. Не всегда умения основаны на знаниях. Ряд двигательных умений – умение ходить, плавать, говорить и др. – вырабатываются у человека путём тренировки, без опоры на знания, правила.
Умения человека проявляются на разном уровне. Например, некоторые дети уже в детском саду «умеют» читать, о взрослом можно также сказать, что он умеет читать. Умеет плавать и начинающий пловец и мастер спорта по плаванию.
В результате долгих упражнений деятельность выполняется всё более и более правильно, точно, быстро, экономно, без ошибок. Это приводит к тому, что хорошо освоенные операции в составе деятельности начинают выполняться автоматизировано, без непосредственного контроля сознания.
Навыком называют такое действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнений. Т.е. навык – это частично автоматизированное действие. Ещё одно определение: навык – способ выполнения действий, ставший в результате упражнения автоматизированным.
Умения и навыки формируются путём упражнений. Упражнение – многократное повторение действий для их сознательного совершенствования. Не каждое многократное повторение является упражнением. Оно должно отвечать следующим условиям:
1. наличие ясно осознанной цели и стремления её достичь,
2. обучающийся должен знать, каких результатов он добивается в процессе упражнений, осознавать свои успехи и ошибки, и их причины,
3. контроль и самоконтроль деятельности.
При длительном отсутствии упражнений навык постепенно разрушается. Для его восстановления необходимо вновь повторить соответствующие упражнения.
К условиям, обеспечивающим успешное формирования навыков, относится также число упражнений, их темп и распределение во времени. Важное значение имеет знание результата. Таким образом, основными условиями формирования навыков являются:
Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ, объяснение, сочетание показа с объяснением. Во всех случаях необходимо осознать схему действия и место в нем каждой операции.
Формирование отдельного навыка никогда не является самостоятельным, изолированным процессом. На него влияет, в нем участвует весь предшествующий опыт человека. В выработке навыка существенную роль играют и индивидуальные различия. Одни и те же навыки у одних людей вырабатываются намного быстрее, чем у других. Выработка навыка совершается неравномерно, иногда скачкообразно.
Причины, влияющие на продуктивность навыка
Утомление и усталость.Известно, что всякая деятельность приводит к утомлению.
Утомление – физиологическое явление, естественное истощение сил работающего органа или всего организма в процессе деятельности, вызванное затратой энергии и необходимостью ее восстановления.
Усталость – переживание человеком утомления. Само переживание не является прямым отражением утомления. В чувство усталости включается отношение человека к работе, привычка к физическому и умственному напряжению. Поэтому усталость может возникнуть до наступления физиологического утомления, даже в самом начале работы. Однообразная, неинтересная, безразличная для человека работа приводит к тому, что утомление наступает раньше нормального времени, необходимого для того, чтобы возникла усталость, имеющая физиологические причины. И наоборот, утомление, может быть приятным при интересной работе, и усталый человек будет чувствовать себя бодрым.
Утомление выражается не только в субъективном переживании чувства усталости. Объективными показателями утомления является замедление темпа работы и снижения ее качества. Исследования работоспособности показывают, что в первые 2 часа работы работоспособность повышается, достигает максимального уровня, а затем наступает ее снижение. Поэтому педагог должен правильно организовать воспитательно-образовательный процесс в работе с детьми: в первую очередь чередование занятий: а) разнообразных по содержанию материала; б) по степени сложности; в) правильно организовывать отдых между ними.
Преодолению усталости способствует и осознание мотивов и целей деятельности, творчество, отношение к деятельности.
В течение жизни у человека формируется большое количество разнообразных навыков, которые по-разному влияют друг на друга.
Положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новым называют переносом. (Например, навык шофёра облегчает формирование навыка тракториста и т.п.). перенос навыков возможен, если имеется нечто общее в старой и новой деятельности. Если же старый и новый навыки не имеют ничего общего, а способы их выполнения резко отличаются, то старый навык тормозит образование нового.
Отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых называется интерференцией навыков.
Новый навык выработать легче, чем перестраивать старый (учить легче, чем переучивать).
Источник
Процесс формирования навыков в ходе упражнений, взаимодействие навыков
По мере упражнения в той или иной деятельности человек совершенствуется в ее выполнении. Уровни освоения деятельности бывают различными. Умением называют освоенный человеком способ выполнения деятельности.
В одних случаях умение есть освоенный человеком способ применения знаний на практике. Познавая в учении окружающую действительность, законы природы и общества, человек приобретает знания. С развитием человеческого общества совершенствуются и изменяются знания людей. Знания передаются от поколения к поколению. Получив знания, человек должен применять и использовать их в жизни, на практике. Для того чтобы учащийся овладел умениями — умел считать, писать, читать и т. д., он должен знать, как это надо делать. Получив знания, он учится применять их в практической деятельности — у него вырабатывается умение. В процессе упражнений, в ходе практической деятельности умения совершенствуются; в связи с этим и деятельность становится более совершенной.
Процесс образования умений и навыков. И умения, и навыки формируются путем упражнений. Упражнение — это многократное повторение действий для их сознательного совершенствования. Но упражнение не просто многократное механическое повторение действий. Как известно, есть люди с очень плохим почерков. Пишут они всю жизнь, а почерк их от этого не улучшается. Можно часто повторять одни и те же действия, но если нет сознательной цели их усовершенствовать, улучшения может и не наступить.
При каких же условиях многократное повторение действий становится упражнением? Этих условий два. Первое условие: наличие ясно осознанной цели и стремления ее достигнуть. Обучающийся должен отчетливо понимать, чего он должен достигнуть в результате упражнений. Если речь идет об учебных умениях и навыках, то здесь большую роль играет ясное, точное, понятное объяснение учителем поставленной перед учеником задачи и показ педагогом результатов (учитель правильно и выразительно читает — при выработке навыка чтения; показывает, Как писать буквы, — при выработке навыка письма и т. д.). Второе условие: обучающийся должен знать, каких результатов он добивается в процессе упражнений, осознавать свои успехи (что ему уже удается) и свои ошибки, недостатки и причины их. Сопоставление промежуточных результатов упражнений с их Конечной целью, анализ достижений и недостатков производятся также с помощью учителя, но важно приучать и ученика постоянно оценивать результаты своих упражнений. Иначе говоря, контроль должен дополняться самоконтролем.
Дальнейшие упражнения должны быть направлены на устранение отмеченных недостатков и исправление ошибок. Но надо помнить, что просто отрицательная оценка, указание только на ошибки, без показа того, как надо делать, не дадут нужного эффекта. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что если обучающийся не отдает себе отчета в том, чего он достиг и что еще ему не удается, то совершенствование не наступает и при большом числе повторений. Более того, недочеты и ошибки могут закрепляться. Надо отметить, что увидеть свою ошибку не такое легкое дело. Например, при анализе процесса формирования навыка письма отмечены такие этапы. В начале упражнения, когда ученик овладевает навыком письма, он с трудом распознает свои ошибки. Только после того как слово написано, часто после вопроса учителя школьник замечает ошибку. На следующем этапе учащийся самостоятельно находит ошибку после тщательной проверки текста. Далее он замечает ошибку в тот момент, когда ее совершает. Наконец, учащийся уже не делает подобной ошибки.
При организации упражнений следует иметь в виду, что если одни и те же упражнения повторяются в течение длительного времени без перерыва, то результаты их вследствие развивающегося утомления не только не улучшаются, но ухудшаются. Так что необходимо распределение упражнений во времени.
Основные показатели успешного формирования навыка — систематическое достижение все более и более высокого качества работы, уменьшение количества ошибок, все более быстрый темп работы. Важный момент в формировании навыка — устранение излишних движений и снятие мышечной напряженности (это касается и формирующихся навыков учебной работы — вспомним, как пишет свои первые буквы первоклассник, судорожно сжимая ручку и напрягая все тело). Другой важный момент — объединение отдельных частных движений или действий в одно целостное, когда переход от одного звена к другому происходит плавно, равномерно, без рывков и остановок (например, переход от чтения слогами к навыку чтения словами, переход от поэлементного начертания букв к изображению буквы в целом и т. д.).
Взаимодействие навыков. Различные навыки взаимодействуют друг с другом, по-разному влияют друг на друга. Существующий навык мажет способствовать усвоению нового действия или, наоборот, мешать его усвоению. Положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новым действием называют переносом навыка. Так, навык шофера облегчают усвоение навыка тракториста. Наличие у школьника навыка работы напильником облегчает формирование навыка работы пилой-ножовкой при резании металла. Навыки, выработанные при решении математических задач одного типа, помогают решать задачи другого, сходного типа: анализировать условия задачи, устанавливать зависимость между данными задачами, планировать решение.
15.Мотивационная сфера личности. Мотивация и мотивировка. Внутренняя и внешняя мотивация.
Деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы – это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т. п.).
Понятие «мотив» (от лат. movere – двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т. п.
Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе – у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.
Мотивы – это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.
Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени.
Например, мотивация деятельности и активность работника зависят не только от интенсивности мотивов (стабильных личностных образований, которые проявляются в различных обстоятельствах), но и от требований, установок руководителя и других ситуативных факторов.
Актуально (в некоторый конкретный промежуток времени) мотивация достижения студента (например, в процессе выполнения им теста) зависит не только от его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (указаний и установок экспериментатора, предыдущего влияния других людей).
Мотивация спортсмена (актуальная мотивация достижения во время соревнования) зависит не только от особенностей и силы его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (установок тренера, турнирной ситуации, ожиданий со стороны других людей, командного «духа» и т. п.).
Определенный мотив (или даже совокупность мотивов) однозначно не определяют мотивацию деятельности. Необходимо учитывать вклад факторов конкретной ситуации. Например, чрезмерная сложность учебной деятельности, отсутствие нормального взаимодействия с учителем или руководителем приводят к снижению не только мотивации, но и эффективности деятельности.
Таким образом, мотивация – это совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности.
Внешняя мотивация: Люди вовлечены в работу для того, чтобы достичь цели или вознаграждения, которые к самой работе как такового отношения не имеют
Пример: банковский клерк выполняет неинтересную ему работу для того, чтобы получить за нее деньги (вознаграждение), на которые он купит новый телевизор (цель)
Внутренняя мотивация: Люди вовлечены в работу по причинам, заключенным в самой работе: она им интересна, они получают от ее выполнения удовольствие, возможность для самовыражения, самоутверждения и признания.
Пример: школьная учительница работает на низкооплачиваемой работе, потому что она любит детей, и считает свою профессию отличной возможностью для самореализации и для того, чтобы «оставить после себя след на земле».
Источник
Вопросы для повторения
Вопросы для повторения
1. Какова связь между мотивами и задачами деятельности?
2. Что называется «высотой мотивации»?
3. Что называется навыком?
4. Каково взаимоотношение между навыками и творчеством?
5. Перечислите важнейшие моменты, характеризующие формирование навыков.
6. Чем отличается подлинное мастерство от простого уменья?
7. При каких условиях повторение становится упражнением?
8. Что называется привычкой и в чём её отличие от навыка?
9. Какими признаками характеризуется состояние вдохновения?
10. Какие формы имеют подготовительные этапы творческого процесса в различных видах деятельности?
11. Какие условия способствуют продуктивности творческой работы и, в частности, возникновению состояния вдохновения?
Читайте также
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Истоки психики.2. Формы психических явлений.3. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности и происхождения психики.4. Физиологические основы психики.5. Нервная система, ее возникновение, совершенствование и роль в развитии
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Понятие о личности.2. Соотношение объема и содержание понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность.3. Структура личности.4. Понятия мотивации и диспозиции.5. Основные диспозиционные составляющие: мотив, потребность, цель.6. Структура и
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Коллектив как социально-специфическое понятие.2. Основные психологические характеристики коллектива.3. Большая и малая группы.4. Система понятий, описывающих положение индивида в группе.5. Основные параметры группы.6. Социометрическая
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Понятие конфликта в психологии.2. Сущность конфликтогенов, их типы. Понятие эскалации конфликтогенов.3. Конструктивные и деструктивные конфликты.4. Реалистические и нереалистические конфликты (по Л. Коузеру).5. Основные типы
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Профессионально-этические принципы психодиагностики.2. Психодиагностические инструменты (их классификация).3. Конструирование и адаптация тестовых методик.4. Понятия «объективность», «надежность», «валидность», «трудность», «коэффициент
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Фазы делового общения.2. Установление контакта.3. Ориентация.4. Умение выйти из контакта.5. Основные этапы деловых переговоров.6. Стили делового общения партнеров.7. Особенности взаимодействия с различными типами партнеров.8. Мотивы
Вопросы для повторения
Вопросы для повторения 1. Какими вопросами занимается психология?2 В чём заключается материалистическое понимание психики?3. В чём отличие психических процессов от психических свойств личности?4. Какова связь между психикой и деятельностью человека?5. В чём заключается
Вопросы для повторения
Вопросы для повторения 1. В чём различие между раздражимостью и чувствительностью?2. Что называется инстинктом?3. Что вам известно по вопросу об изменчивости инстинктов?4. Что представляют собой индивидуальные формы поведения животных?5. Чем определяется процесс
Вопросы для повторения
Вопросы для повторения 1. Что называется ощущением?2. Какая разница между терминами «раздражение» и «возбуждение»?3. На какие две группы разделяются ощущения?4. Перечислите виды кожных ощущений.5 Какие ощущения называются двигательными? 6. Что называется осязанием?7. Что
Вопросы для повторения
Вопросы для повторения 1. Что такое восприятие и чем оно отличается от ощущения?2. Каковы физиологические основы восприятия?3. Перечислите условия, от которых зависит объединение в группы (группировка) отдельных пятен и линий в зрительном восприятии.4. Какое значение для
Вопросы для повторения
Вопросы для повторения 1. Что называется вниманием?2. В чём заключается закон индукции нервных процессов и какова его связь с явлениями внимания?3. При каких условиях какой-нибудь объект становится «интересным» для данного человека?4. Какова роль непроизвольного и
Вопросы для повторения
Вопросы для повторения 1. Что такое память?2. Что называют законом ассоциации?3. В чём заключается физиологическая основа ассоциации?4. Что является основным условием механического и что — смыслового запоминания?5. Какое значение имеет механическое и смысловое запоминание
Вопросы для повторения
Вопросы для повторения 1. Что называется воображением?2. В каком отношении находится воображение к восприятию?3. Какое значение имеет воображение в трудовой деятельности?4. Что называется воссоздающим воображением?5. Каким условиям должно удовлетворять воссоздающее
Вопросы для повторения
Вопросы для повторения 1. Что называется мышлением?2. Каково взаимоотношение между мышлением и речью?3. В чём различие между понятием и представлением?4. Какое значение имеют представления в процессе мышления?5. Что означают термины «обобщение» и «абстракция»?6. Дайте
Вопросы для повторения
Вопросы для повторения 1. Что называется чувством, или эмоцией?2. В чём различие между чувством и ощущением?3. В чём выражается общественный характер чувств?4. Какова физиологическая основа чувств?5. В каких телесных признаках выражаются чувства?6. Какова связь чувств с
Вопросы для повторения
Вопросы для повторения 1. В чём различие между мотивом и целью действия?2. В чём различие между влечением и желанием?3. Какими признаками отличаются произвольные движения от непроизвольных?4. Дайте характеристику импульсивных действий.5. Что называется волей?6. Какова связь
Источник
Приемы эффективного повторения и запоминания
Основные приемы эффективного запоминания речевого или текстового материала, а также результативные закономерности процесса повторения.
Повторение является важнейшим этапом закрепления запоминаемого текстового или речевого материала и его прочного сохранения. Повторение — важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Исследования психологов позволили выявить некоторые закономерности процесса повторения. Перечислим их.
Кроме указанных выше закономерностей процесса повторения существуют еще условия, способствующие повышению эффективности запоминания. Прежде всего, очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого перед обучающимися ставят разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу и т.д. Следует отметить, что при активном повторении активизируются сформировавшиеся связи. В результате процесс запоминания протекает более качественно. Примером активного повторения может служить пересказ после прочтения текста.
Пересказ — это не только развитие речи, но и прекрасная тренировка памяти. Во время пересказа в коре головного мозга происходят мощные процессы обработки информации. А во время повторного чтения (пассивное повторение) активность мозга очень мала. Школьные учителя хорошо знают: среди учеников, у которых выработалась привычка пересказывать выученный материал, не бывает троечников. Повторное чтение не требует напряжения сил, потому что в процессе его происходит «узнавание» знакомого материала, что создает иллюзию знания. На самом же деле материал не закрепляется в памяти.
Давным-давно в одном из московских институтов провели следующий эксперимент. Четырем группам студентов читали один и тот же отрывок лекции. В первой группе «для надежности» прочли его четыре раза. Во второй — три раза, но один раз студенты пересказали его. В третьей — два чтения и два пересказа, в четвертой — один раз прочли и три раза пересказали. Разница в усвоении материала была столь разительной, что вывод был сделан однозначный: «Повторное (и многократное) чтение учебного материала — пустая трата времени! Для эффективного запоминания важно активно повторить (пересказать) материал.»
Следует отметить разницу между мнемотехническим повторением и повторением в привычном значении этого слова.
Обычно мы повторяем, чтобы запомнить, а мнемонисты повторяют, чтобы сохранить уже запомненное. Они запоминают материал без ошибок еще до повторения и повторяют для того, чтобы сохранить его в памяти. Точную информацию можно повторить по-разному. Выделяют два уровня мысленного повторения.
Другим важным условием эффективного запоминания и сохранения материала в памяти является его правильное распределение во времени. В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. Например, если для заучивания стихотворения требуется 12 повторений, то ученик 12 раз подряд читает его, пока не выучит. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком времени.
Проводимые исследования показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и силы, способствуя более прочному усвоению знаний. В одном из исследований две группы школьников заучивали стихотворение разными способами: первая группа — концентрированным, вторая — распределенным. Полное заучивание при концентрированном способе потребовало 24 повторения, а при распределенном способе — только 10, т.е. в 2,4 раза меньше. При этом распределенное повторение обеспечивает и большую прочность знаний. Поэтому опытные педагоги повторяют с учащимися учебный материал в течение целого года. А для того, чтобы не снизилась активность обучающихся, они используют разные приемы повторения, включая материал в новые связи.
Заучивать материал сразу, до конца и полностью мы бы не советовали. Куда полезнее при первом знакомстве с материалом заучить не все. А лишь спустя некоторое (пусть и небольшое) время можно обратиться к нему уже с целью заучивания. Такой нехитрый прием приводит к заметному уменьшению количества повторений, необходимых для полного овладения материалом. С чем же это связано?
В психологии существует такое понятие, как реминисценция. Суть этого явления состоит в том, что в процессе отсроченного воспроизведения появляются элементы, которые не были воспроизведены тотчас после предъявления материала. Другими словами, через некоторое время вспоминается больше, чем вспомнилось сразу. Таким образом, продуктивность отсроченного воспроизведения (через некоторое время) гораздо выше непосредственного после запоминания. В промежутках между запоминанием и воспроизведением происходит дополнительное неосознаваемое закрепление информации.
Чем более полно и жестко запоминается материал, тем меньше вероятность возникновения реминисценции, улучшения отсроченного воспроизведения. Это, впрочем, и естественно: если вы «задолбите текст намертво», дословно, то улучшаться отсроченному воспроизведению уже некуда, а вот ухудшаться — это, пожалуйста, что оно исправно и делает. Именно с этим обстоятельством и связано требование — не сразу, по строчке, по абзацу или как вы привыкли работать, заучивая какой-либо текст, доводя воспроизведение до абсолютного результата. Это во всех отношениях вредно.
Эксперимент. Попробуйте испытать себя сами. Один материал зазубрите до полного его «омертвения», а другой заучите процентов на 60-70 и устройте перерыв, дайте памяти возможность в этой специально вами устроенной паузе в череде утомительных повторений без вашего сознательного участия самой поработать над материалом.
Теперь о временных аспектах повторения. Природа памяти такова, что созданные взаимосвязи (ассоциации) самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут при условии однократного восприятия, если их не закрепить повторением. Поэтому первое мысленное повторение необходимо делать сразу после запоминания. Что касается остальных повторений, то временные рамки зависят, прежде всего, от запомненной информации. Если вы запоминали текстовую или речевую информацию, то второе повторение нужно сделать через 15-20 минут после первого, третье — через 6 — 8 часов (в день запоминания), четвертое — на следующий день, через 24 часа. Если же вы запоминали точную информацию, то второе повторение нужно сделать через 40-60 минут, третье — через 3 — 4 часа (в день запоминания) и четвертое — в течение следующего дня. Вас не должно пугать большое количество повторений. Повторять из памяти намного проще и интереснее, чем пытаться безрезультатно запомнить что-то обычным методом. Мысленно повторять можно где угодно: за обедом, во время прогулок, в транспорте. При запоминании точной информации вы можете целый день «крутить ее в голове». Таким образом, реализуется принцип интенсивного обучения — обучения без перерывов, с «погружением» в предмет.
Методы рационального повторения
Основные приемы запоминания могут быть разделены на две большие группы: методы, связанные с интеллектуальной работой над запоминаемым материалом, и методы, представляющие собой чисто мнемотехнические приемы, применяемые там, где материал не подлежит смысловому анализу или где требуется специальное заучивание терминов, фактов и т.п. Познакомьтесь с принципами рационального повторения информации.
Эта схема рассчитана на повторение материала, усвоенного в течение семестра или учебного года, и не может быть применена в тех случаях, когда в процессе подготовки информация заучивается впервые, поскольку в течение учебного года или семестра учащийся или студент не работал над ним. Практический опыт показывает, что время, отведенное на подготовку к экзамену, не так уж редко используется не для повторения, обдумывания, организации и систематизации пройденного, а как раз для экстренного, да еще в стрессовой ситуации выучивания предмета.
Чтобы повысить продуктивность этого процесса, в таких обстоятельствах учащиеся нередко беспощадно эксплуатируют свою память, не считаясь с возможностями и особенностями своего организма. Самое печальное, что кажущиеся успехи в усвоении знаний при этом — иллюзия, которая существует только при наличии особого эмоционального состояния в связи со сдачей экзаменов. Исчезает эта часть программы воспроизведения — исчезают и знания, то есть становятся недоступными воспроизведению. Исчезают, потому что о ключе к их воспроизведению не позаботились. Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее воспроизведения рекомендуем вам повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и еще раз на следующий день, через 24 часа. Главное, что для лучшего запоминания количество повторений должно выбираться с некоторым запасом.
При комплексном учебном методе вся информация, например текст, сначала запоминается целиком, в общем, пусть и не детально, как это в конце требуется, — и затем уже как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями материала и само их содержание в этом случае запоминаются куда быстрее и основательнее, а обязательное число повторений заметно сокращается.
И все-таки при работе с большим по объему материалом трудно бывает хорошо запомнить текст как одно целое. Текст приходится запоминать частями. Но и в таком случае правильнее всего сначала быстренько «пробежать» весь текст целиком и лишь после этого разбить его на достаточно большие разделы, каждый из которых объединен одной темой и в каждом из которых намечена, осмыслена, пусть даже придумана тематическая ассоциация с разделами последующими. В результате при первом воспроизведении повторяется уже заученная ранее часть и запоминается следующая. При втором — повторяются первые части и запоминаются следующие, и так далее до полной победы, победы куда более легкой, быстрой и впечатляющей.
Источник