- При каких условиях обязательно получение наряд допуска крановщику оператору машинисту
- Предисловие
- Введение
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Термины и определения
- 4 Общие положения
- 5 Критерии отбора кандидатов на обучение
- 6 Цель обучения
- 7 Процесс обучения
- 8 Содержание обучения
- При каких условиях обязательно получение наряд допуска крановщику оператору машинисту
- Введение
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Термины и определения
- 4 Общие положения
- 5 Ответственность
- 6 Обязанности
- При каких условиях обязательно получение наряд допуска крановщику оператору машинисту
При каких условиях обязательно получение наряд допуска крановщику оператору машинисту
Обучение крановщиков (операторов)
Cranes. Training of drivers (operators). Part 1. General
Дата введения 2020-06-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «РАТТЕ» (АО «РАТТЕ»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 29 ноября 2018 г. N 54)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Беларусь
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 октября 2019 г. N 966-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31272.1-2018 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2020 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
Введение
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к профессиональной подготовке крановщиков (машинистов, операторов кранов) и критерии отбора кандидатов на обучение. Он также описывает общую программу обучения, в рамках которой следует проводить специальные курсы профессиональной подготовки для каждого типа кранов (например, башенных, самоходных и других). Положения настоящего стандарта могут быть использованы при разработке программ обучения в образовательных учреждениях.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к отбору кандидатов на обучение профессии крановщика (оператора крана, машиниста) всех видов грузоподъемных кранов по ГОСТ 33709.1, а также содержит основные положения, касающиеся их профессиональной подготовки.
Стандарт не устанавливает процедур для оценки способностей или квалификации обучающихся лиц, а также не заменяет действующие образовательные и профессиональные стандарты государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта.
В настоящем стандарте не рассматриваются вопросы, связанные с общепрофессиональной подготовкой, предусмотренной соответствующими общеобразовательными стандартами.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 33709.1 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 34466 Краны грузоподъемные. Требования к компетентности крановщиков (операторов), стропальщиков и сигнальщиков
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33709.1.
4 Общие положения
При управлении кранами особое внимание должно уделяться обеспечению безопасности людей и материальных ценностей, находящихся в зоне их работы.
Краны являются дорогостоящим оборудованием, занимающим одно из ключевых мест в производственном процессе, поэтому в отношении будущих крановщиков необходимо проводить процедуру тщательного отбора, а их обучение должно проводиться под руководством специалистов высокой квалификации.
5 Критерии отбора кандидатов на обучение
5.1 Кандидаты должны быть не моложе 18 лет, иметь общее или специальное среднее образование, не иметь противопоказаний для данной профессии и пройти медицинское освидетельствование в порядке, установленном законодательствами государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта.
5.2 При отборе должны учитываться следующие характеристики:
— отсутствие головокружения и нарушений координации движений при работе на высоте или при вращении,
— отсутствие болезней или противопоказаний медицинского характера,
— отсутствие наркотической зависимости и пристрастия к алкоголю;
— поведение в стрессовых ситуациях,
5.3 Для определения способностей кандидатов к обучению (сообразительность, здравомыслие, самоконтроль, хладнокровие, аккуратность, координация движений и реакция) может проводиться тестирование.
5.4 Кандидаты на обучение должны понимать язык, на котором написаны эксплуатационные документы и информационные таблички грузоподъемных кранов.
5.5 В случае если предполагается совмещение обязанностей крановщика и водителя (например, для перемещения стрелового самоходного крана по дорогам общего пользования), кандидат на обучение должен знать правила дорожного движения и иметь удостоверение водителя транспортного средства соответствующей категории в соответствии с требованиями законодательств государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта.
5.6 Для будущих крановщиков, управляющих кранами с электрическим приводом, обязательно наличие допуска не ниже III группы по электробезопасности (напряжение до 1000 В).
6 Цель обучения
а) получение технических знаний, касающихся устройства грузоподъемных кранов, их характеристик и нагрузочных диаграмм, механизмов и устройств безопасности в достаточном объеме для того, чтобы крановщик мог:
— управлять грузоподъемными кранами конкретного типа,
— оптимальным образом использовать их характеристики,
— выполнять ежедневный осмотр и обслуживание,
— уметь пользоваться технической документацией;
б) получение знаний о правилах эксплуатации кранов и условиях их эксплуатации, а также умение применять эти знания в любое время;
в) получение знаний о сигналах, подаваемых руками или с помощью устройств радиосвязи, а также знаний о дополнительном оборудовании и методах работы, связанных с подъемом грузов, в достаточном объеме для того, чтобы крановщик мог:
— эффективно выполнять рабочие операции без риска для себя и окружающих груза и крана,
— работать, выполняя операции как в обычных условиях, так и в условиях аварийного режима;
г) приобретение навыков по управлению кранами, включая:
— комбинационную моторику и точность движений,
— определение нагрузок и расстояний,
— оптимальное использование органов управления и контроля в кабине крановщика или на пульте дистанционного управления;
д) получение знаний о действующем законодательстве и нормативных правовых актах, касающихся использования грузоподъемных кранов и выполнения грузоподъемных операций.
7 Процесс обучения
7.1 Процесс (процедура) обучения состоит из следующих этапов:
— подачи заявления в центр обучения, отбора кандидатов:
— оценки знаний и навыков в комиссии центра обучения.
7.2 Продолжительность и содержание программы обучения должны быть достаточными для достижения поставленных целей и соответствовать требованиям профессиональных стандартов.
7.3 Обучение должно быть ориентировано главным образом на практические аспекты управления краном, а теоретические знания необходимо проверять на практических занятиях.
7.4 Центры обучения крановщиков должны располагать необходимой материально-технической базой для максимального достижения целей обучения, включая учебные классы, компьютерное обеспечение, учебные материалы и пособия, тренажеры-симуляторы, иметь в своем распоряжении необходимое количество кранов, на которых отрабатываются навыки управления, а также отвечать требованиям к образовательным учреждениям в соответствии с законодательствами государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта.
7.5 При проведении практических занятий на стадии освоения учениками крановой техники и приобретения ими базовых навыков управления краном за каждым обучающимся должен быть закреплен отдельный преподаватель (инструктор). На последующих стадиях практические занятия желательно проводить не более чем с двумя обучающимися одновременно.
7.6 Необходимо, чтобы обучение подкреплялось промежуточными тестами по теории и практике, направленными на то, чтобы проверить достижение поставленных целей.
8 Содержание обучения
Содержание программы обучения играет ключевую роль в достижении поставленных целей. Программа должна быть разработана на основе требований настоящего стандарта и соответствующих образовательных и профессиональных стандартов, утвержденных в соответствии с законодательствами государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта. Программа обучения должна быть ориентирована на конкретный тип (модель, марку) крана, руководство по его эксплуатации и (по возможности) согласована с изготовителем крана.
Источник
При каких условиях обязательно получение наряд допуска крановщику оператору машинисту
Ответственный за безопасное производство работ с применением кранов
Cranes. Training of appointed persons. Part 1. The person responsible for safe work performance by cranes
Дата введения 2017-04-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «РАТТЕ» (АО «РАТТЕ»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 29 января 2016 г. N 84-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 июня 2016 г. N 559-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33711.1-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.
Введение
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает минимальные требования к организации обучения и разработке программ обучения специалистов, ответственных за безопасное производство работ с применением кранов. Положения данного стандарта могут быть использованы при организации обучения и разработке программ обучения специалистов, ответственных за безопасное производство работ с применением других типов грузоподъемных машин.
Требования стандарта не распространяются на обучение специалистов, ответственных за безопасное производство работ с применением кранов при работе с опасными грузами.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий межгосударственный стандарт:
ГОСТ 33709.1-2015 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33709.1, а также следующий термин с соответствующим определением:
3.1 ответственный за безопасное производство работ с применением кранов: Специально обученное лицо, назначенное для контроля эксплуатации грузоподъемного крана (кранов) и действий обслуживающего персонала при выполнении грузоподъемных операций.
4 Общие положения
Ответственными за безопасное производство работ с применением кранов назначаются обученные работники из числа руководителей и специалистов организации.
5 Ответственность
Ответственный за безопасное производство работ с применением кранов отвечает за обеспечение безопасности людей и сохранности материальных ценностей, расположенных в опасной зоне работы крана, а также за:
— завершение планирования (наличие проекта производства работ краном, технологической карты) до начала проведения грузоподъемной операции;
— наличие согласования времени и условий проведения грузоподъемной операции со всеми лицами и организациями, принимающей в ней участие;
— предупреждение всех заинтересованных лиц или организаций о проведении и способах проведения грузоподъемной операции;
— допуск к выполнению грузоподъемной операции обученного и аттестованного персонала;
— обеспечение безопасности лиц, не принимающих участие в проведении грузоподъемной операции;
— обеспечение связи между всеми участниками грузоподъемной операции;
— наличие всех необходимых разрешений для выполнения грузоподъемной операции;
— допущенные им нарушения правил безопасности и инструкции для ответственного за безопасное производство работ с применением кранов независимо от того, привело это к аварии или несчастному случаю или нет;
— нарушение производственных инструкций подчиненным ему персоналом;
— выдачу указаний или распоряжений, принуждающих подчиненных ему работников нарушать правила безопасности и инструкции;
— самовольное возобновление работ кранами, остановленными принудительно органами технического надзора и/или инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией кранов;
— непринятие мер по устранению нарушений правил безопасности и инструкций.
6 Обязанности
Ответственный за безопасное производство работ с применением кранов обязан:
1) предоставлять обслуживающему персоналу (крановщикам (операторам крана), стропальщикам) время, необходимое для приема и сдачи смены;
2) обеспечивать стропальщиков отличительными знаками и защитными средствами;
3) организовывать ведение работ кранами в соответствии с правилами безопасности, проектами производства работ, техническими условиями и технологическими регламентами;
4) не допускать на месте производства работ по перемещению грузов, а также на кране нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе;
5) инструктировать крановщиков (операторов крана) и стропальщиков по безопасному выполнению предстоящей работы, обращая особое внимание на:
— недопустимость нахождения людей под перемещаемым грузом и возле работающего стрелового или башенного крана во избежание зажатия людей и травмирования их грузом;
— необходимость строгого соблюдения способов строповки, зацепки грузов и правильного применения грузозахватных приспособлений и тары;
— недопустимость перемещения краном людей или груза с находящимися на нем людьми (за исключением случаев, разрешенных правилами безопасности, действующими на территории государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта);
— опасность перемещения, подтаскивания груза по земле, полу, рельсам и т.п. крюком крана при наклонном положении грузовых канатов без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов;
— недопустимость подъема краном груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном, а также металла и шлака, застывшего в печи или приварившегося после слива;
— правильность установки стреловых кранов (требования к площадкам, габаритам и т.п.);
— недопустимость перегруза грузоподъемных кранов;
— необходимость строгого соблюдения порядка производства работ стреловыми кранами вблизи линии электропередачи, запрещение установки кранов для работы под проводами действующей линии электропередачи;
— недопустимость нахождения людей на подвижном составе при его погрузке и разгрузке кранами;
— соблюдение установленного порядка выполнения работ, связанных с выходом людей на крановые пути мостовых кранов;
— необходимость строгого соблюдения требований проектов производства работ и технологических процессов перемещения грузов;
— соблюдение мер безопасности при строповке и перемещении взрыво- и пожароопасных или ядовитых грузов;
— опасность нахождения между перемещаемым грузом и сооружениями, оборудованием, штабелями грузов и т.п.
6) Не допускать к обслуживанию кранов необученный и неаттестованный персонал, определять число стропальщиков, а также необходимость назначения сигнальщиков при работе кранов;
7) не допускать к использованию немаркированные, неисправные или не соответствующие характеру и массе грузов съемные грузозахватные приспособления и тару, удалять с места работ бракованные приспособления и тару;
8) указывать крановщикам (операторам крана) и стропальщикам место, порядок и габариты складирования грузов;
9) выдавать разрешение на работу крана с записью в вахтенном журнале в случаях, предусмотренных правилами безопасности, действующими на территории государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта;
10) непосредственно руководить работами при загрузке и разгрузке полувагонов, при перемещении груза несколькими кранами, вблизи линии электропередачи, при перемещении груза кранами над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди, при перемещении груза, на который не разработаны схемы строповки, а также в других случаях, предусмотренных проектами производства работ или технологическими регламентами;
11) контролировать соблюдение марочной системы при работе кранов;
12) не допускать производство работ без наряда-допуска в случаях, предусмотренных правилами безопасности, действующими на территории государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта;
13) обеспечивать рабочих необходимыми средствами и приспособлениями для безопасного производства работ кранами;
Источник
При каких условиях обязательно получение наряд допуска крановщику оператору машинисту
Установка ПС и производство работ
Для выполнения работ по монтажу, демонтажу, ремонту оборудования с применением ПС должны быть также разработаны ППР и ТК. ППР и ТК на указанные работы должны содержать, в том числе:
схемы строповки деталей, узлов и других элементов оборудования, перемещение которых во время монтажа, демонтажа и ремонта производится ПС;
способы безопасной кантовки оборудования с указанием применяемых при этом грузозахватных приспособлений;
требования к месту нахождения стропальщиков и сигнальщиков при кантовке и перемещении ПС деталей, узлов, элементов оборудования.
Разработанные специализированной организацией ППР и ТК должны быть согласованы и утверждены организацией, эксплуатирующей ПС.
Ответственность за качество и соответствие требованиям промышленной безопасности ППР и ТК несет их разработчик.
Эксплуатация ПС с отступлениями от требований ППР и ТК не допускается. Внесение изменений в ППР и ТК осуществляется разработчиком ППР и ТК.
(п. 101 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ответственность за качество и соответствие требованиям промышленной безопасности ТК несет ее разработчик.
Эксплуатация ПС с отступлениями от требований ТК не допускается. Внесение изменений в ТК осуществляется разработчиком ТК.
103. Установка ПС в зданиях, на открытых площадках и других участках производства работ должна проводиться в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС и требованиями настоящих ФНП.
В пролетах зданий, где устанавливаются опорные мостовые краны с группой классификации (режима) А6 и более, а также на эстакадах для кранов (кроме однобалочных кранов с электрическими талями) должны быть устроены галереи для прохода вдоль рельсового пути с обеих сторон пролета.
В пролетах зданий, где устанавливаются опорные мостовые краны с группой классификации (режима) менее А6, при отсутствии галерей для прохода вдоль рельсового пути с обеих сторон пролета должны быть установлены горизонтальные страховочные канаты.
(п. 104 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
105. ПС должны быть установлены таким образом, чтобы при подъеме груза исключалась необходимость предварительного его подтаскивания при наклонном положении грузовых канатов и имелась возможность перемещения груза (грузозахватного органа или грузозахватного приспособления без груза), поднятого не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути конструкций, оборудования, штабелей грузов, бортов подвижного состава и других предметов.
Стрелы кранов и кранов-манипуляторов при их перемещении должны также находиться выше встречающихся на пути конструкций, оборудования, штабелей грузов, бортов подвижного состава, предметов не менее чем на 500 мм.
При установке ПС, управляемых с пола или по радио, должен быть предусмотрен свободный проход вдоль всего пути следования ПС для работника, управляющего ПС.
(п. 105 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
106. Установка кранов над производственными помещениями для подъема и опускания грузов через люк (проем) в перекрытии разрешается при расположении одного помещения непосредственно над другим.
Люк в перекрытии должен иметь постоянное ограждение высотой не менее 1000 мм со сплошным ограждением понизу на высоту 100 мм с обязательным устройством световой сигнализации (светящаяся надпись), предупреждающей как о нахождении груза над люком, так и об опускании груза, а также с наличием надписей, запрещающих нахождение людей под перемещаемым грузом.
(см. текст в предыдущей редакции)
107. Установка кранов, передвигающихся по надземному рельсовому пути, должна производиться с соблюдением следующих требований:
а) расстояние от верхней точки крана до потолка здания, нижнего пояса стропильных ферм или предметов, прикрепленных к ним, должно быть не менее 100 мм;
б) расстояние от настила площадок и галереи опорного крана, за исключением настила концевых балок и тележек, до сплошного перекрытия или подшивки крыши, до нижнего пояса стропильных ферм и предметов, прикрепленных к ним, а также до нижней точки крана, работающего ярусом выше, должно быть не менее 1800 мм;
в) расстояние от выступающих частей торцов крана до колонн, стен здания и перил проходных галерей должно быть не менее 60 мм. Это расстояние устанавливается при симметричном расположении колес крана относительно рельса;
г) расстояние от нижней точки крана (не считая грузозахватного органа) до пола цеха или площадок, на которых во время работы крана могут находиться люди (за исключением площадок, предназначенных для ремонта крана), должно быть не менее 2000 мм. Расстояние между нижней габаритной точкой кабины крана и полом цеха должно быть не менее 2000 мм либо (в обоснованных случаях) от 500 до 1000 мм.
Если кабина крана-штабелера перемещается по специальным направляющим при помощи подхвата на подвижной части колонны (грузоподъемнике) или собственного механизма подъема, то посадка в кабину и выход из нее должны осуществляться только в нижнем положении кабины. При этом расстояние по вертикали от пола кабины до пола помещения не должно превышать 250 мм;
(пп. «г» в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) расстояние от нижних выступающих частей крана (не считая грузозахватного органа) до расположенного в зоне действия оборудования должно быть не менее 400 мм;
е) расстояние от выступающих частей кабины управления и кабины для обслуживания троллеев до стены, оборудования, трубопроводов, выступающих частей здания, колонн, крыш подсобных помещений и других предметов, относительно которых кабина передвигается, должно быть не менее 400 мм;
ж) при установке кранов-штабелеров должны быть выполнены следующие условия:
расстояние по вертикали от пола или от верха платформы транспортных средств до нижней точки невыдвижной части колонны должно быть не менее 100 мм;
расстояние по вертикали от нижней точки моста крана-штабелера до верха стеллажей, расположенных в зоне работы крана, должно быть не менее 100 мм;
при работе кранов-штабелеров в проходах между стеллажами боковые зазоры между частями кранов-штабелеров, находящихся в проходе (с грузом на захвате), должны быть не менее:
150 мм на каждую сторону при работе с грузами на стандартных поддонах, а также при длине груза до 4 м (для кранов-штабелеров грузоподъемностью до 1 т, кранов-штабелеров, управляемых с пола, при работе с грузами на стандартных поддонах допускается 75 мм на каждую сторону);
200 мм на каждую сторону при длине груза от 4 до 6 м;
300 мм на каждую сторону при длине груза более 6 м.
(пп. «ж» введен Приказом Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
Расстояние по вертикали от консоли противовеса или от противовеса, расположенного под консолью башенного крана, до площадок, на которых могут находиться люди, должно быть не менее 2000 мм.
109. Установка электрических талей и монорельсовых тележек с автоматическим или полуавтоматическим управлением, при котором указанное ПС не сопровождается крановщиком или оператором, должна исключать возможность задевания грузом элементов здания, оборудования и штабелей грузов.
На пути следования указанных ПС должно быть исключено нахождение людей. Над проезжей частью и над проходами для людей должны быть установлены предохранительные перекрытия (сетка), способные выдержать падающий груз.
110. Установка кранов, передвигающихся по рельсовому пути, в охранной зоне воздушных линий электропередачи должна быть согласована с владельцем линии. Согласование на такую установку для выполнения строительно-монтажных работ должно храниться вместе с ППР.
111. Установка кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) должна производиться на спланированной и подготовленной площадке с учетом категории и характера грунта. Устанавливать такие ПС для работы на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим указанный в паспорте и (или) руководстве по эксплуатации, не разрешается.
(п. 111 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
112. Установка кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью такого ПС при любом его положении, в том числе в нагруженном состоянии, и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1000 мм.
(п. 112 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
113. Установка ПС на выносные опоры должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными в руководствах (инструкциях) по эксплуатации ПС. В случае отсутствия требований в руководствах (инструкциях) по эксплуатации ПС устанавливается на все выносные опоры.
(п. 113 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
114. Краны стрелового типа, краны-манипуляторы, подъемники (вышки) на краю откоса котлована (канавы) должны быть установлены с соблюдением расстояний, указанных в таблице 2, приведенной в приложении N 2 к настоящим ФНП. При глубине котлована более 5 м и невозможности соблюдения расстояний, указанных в таблице, откос должен быть укреплен в соответствии с ППР.
(п. 114 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
115. Установка и работа кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) на расстоянии менее 30 м от крайнего провода воздушной линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 50 В осуществляются только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы.
При производстве работ в охранной зоне воздушной линии электропередачи или в пределах разрывов наряд-допуск выдается только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.
Порядок работы кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) вблизи воздушной линии электропередачи, выполненной гибким изолированным кабелем, определяется владельцем линии.
Время действия наряда-допуска определяется организацией, его выдавшей.
Наряд-допуск выдается крановщику (машинисту подъемника, оператору) перед началом работы. Сведения о выданных нарядах-допусках должны быть занесены в журнал выдачи нарядов-допусков.
Работа кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) вблизи воздушной линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, который должен указать крановщику (машинисту подъемника, оператору) место установки ПС, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы и сделать запись в вахтенном журнале ПС о разрешении работы.
Работа кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов под неотключенными контактными проводами городского транспорта должна производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана/крана-манипулятора и контактными проводами не менее 1 м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.
(п. 115 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
116. В случаях, когда работы с применением кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) ведутся на действующих электростанциях, подстанциях и линиях электропередачи, наряд-допуск на работу вблизи находящихся под напряжением проводов и оборудования выдается организацией эксплуатирующей электростанцию, подстанцию, линию электропередачи. При этом использование ПС допускается только при условии, если расстояние по воздуху от ПС или от его выдвижной или подъемной части, а также от рабочего органа или поднимаемого груза в любом положении до ближайшего провода, находящегося под напряжением, будет не менее указанного в таблице 3 приложения N 2 и таблице 2 приложения N 12 к настоящим ФНП.
(п. 116 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
117. При перемещении груза ПС должны соблюдаться следующие требования:
не перемещать груз при нахождении под ним людей. Допускается нахождение стропальщика возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки;
перемещать мелкоштучные грузы только в специальной предназначенной для этого таре, чтобы исключить возможность выпадения отдельных частей груза. Перемещение кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить только при разгрузке (погрузке) транспортных средств на землю (и с земли);
не начинать подъем груза, масса которого неизвестна;
выполнять горизонтальное перемещение от крайней нижней точки груза (а также порожнего грузозахватного органа или грузозахватного приспособления и элементов стрелы крана) на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;
опускать перемещаемый груз лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания опущенного груза.
Для легкого извлечения стропов из-под груза его опускание и складирование должны осуществляться на подкладки соответствующей прочности и толщины. Укладку и последующую разборку груза следует выполнять равномерно, не нарушая габариты, установленные для складирования груза, и не загромождая проходы;
не допускать при перерыве или по окончании работ нахождение груза в подвешенном состоянии. По окончании работ ПС должно быть приведено в безопасное положение в нерабочем состоянии согласно требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации;
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
кантовать грузы с применением ПС разрешается только на кантовальных площадках, снабженных амортизирующей поверхностью, или на весу по заранее разработанному ППР.
При кантовке груза следует выполнять следующие дополнительные меры безопасности:
в целях предотвращения зажатия стропальщику запрещено находиться между грузом и стеной или другим препятствием, при этом стропальщик должен находиться сбоку от кантуемого груза на расстоянии, равном высоте груза плюс 1 метр;
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для кантовки деталей серийного и массового производства необходимо использовать специальные кантователи.
118. В процессе выполнения работ с применением ПС не разрешается:
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
нахождение людей, в том числе обслуживающего ПС персонала, в местах, где возможно зажатие их между частями ПС и другими сооружениями, предметами и оборудованием;
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении или подвешенного за один рог двурогого крюка;
подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном, а также металла и шлака, застывшего в печи или приварившегося после слива;
подтаскивание груза по земле, полу или рельсам крюками ПС при наклонном положении грузовых канатов (без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов);
освобождение с применением ПС защемленных грузом стропов, канатов или цепей;
оттягивание груза во время его подъема, перемещения и опускания. Оттяжки применяются только для разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во время их перемещения;
выравнивание перемещаемого груза руками, а также изменение положения стропов на подвешенном грузе;
подача груза в оконные проемы, на балконы и лоджии без специальных приемных площадок или специальных приспособлений;
использование тары для транспортировки людей;
нахождение людей под стрелой ПС при ее подъеме и опускании с грузом и без груза;
подъем груза непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля) только механизмом телескопирования стрелы;
использование ограничителей механизмов в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов, если это не предусмотрено руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС;
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
работа ПС при отключенных или неработоспособных ограничителях, регистраторах, указателях, тормозах;
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
включение механизмов ПС при нахождении людей на поворотной платформе ПС вне кабины;
перемещение людей грузовыми строительными подъемниками;
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
перемещение шасси подъемника (вышки) с находящимися в люльке людьми или грузом. На самоходные подъемники (вышки), например, ножничного типа, управление которыми осуществляется из люльки, в том числе и при перемещении подъемника по площадке, данное требование не распространяется;
подъем и опускание подъемником люльки, если вход в нее не закрыт на запорное устройство;
сбрасывание инструмента, груза и других предметов с люльки, находящейся на высоте.
(абзац введен Приказом Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
перемещение подъемников и вышек, используемых на железнодорожных и (или) трамвайных рельсовых путях для проверки состояния и монтажа контактной сети, проверки состояния мостов, путепроводов;
(абзац введен Приказом Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(абзац введен Приказом Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
120. При эксплуатации ПС, управляемых с пола или по радио (с подвесного или переносного пульта дистанционного управления), вдоль всего пути следования ПС должен быть обеспечен свободный проход для работника, управляющего ПС.
(п. 120 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
121. Выходы на рельсовые пути, галереи мостовых кранов, находящихся в работе, должны быть закрыты (оборудованы устройствами для запирания). Допуск персонала на рельсовые пути и проходные галереи действующих мостовых кранов должен производиться по наряду-допуску, определяющему условия безопасного производства работ.
(п. 121 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
122. Для каждого цеха (пролета), не оборудованного проходными галереями вдоль рельсового пути, где работают мостовые краны, эксплуатирующей организацией разрабатываются мероприятия по безопасному спуску крановщиков из кабины при вынужденной остановке крана не у посадочной площадки. Эти мероприятия указываются в производственной инструкции для крановщиков.
123. Применение мостовых кранов (с имеющихся на кране площадок) для производства строительных, малярных и других работ должно выполняться по наряду-допуску, определяющему меры промышленной безопасности, предупреждающие падение с крана, вызванное внезапным началом движения крана или его грузовой тележки, наездом соседнего крана, а также поражение электрическим током, падение при выходе на рельсовые пути или подкрановые балки. Во время выполнения указанных работ перемещение краном грузов запрещается.
124. Находящиеся в эксплуатации ПС должны быть снабжены табличками с обозначениями учетного номера (учетный номер присваивается ПС территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору или иным федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, которому в установленном порядке предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов), заводского номера ПС, паспортной грузоподъемности и дат следующего полного и частичного технического освидетельствований.
(п. 124 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
125. Эксплуатирующая организация должна обеспечить выполнение следующих требований промышленной безопасности:
определить порядок выделения и направления самоходных ПС на объекты согласно заявкам сторонних организаций. При этом ответственность за обеспечение требований промышленной безопасности при работе ПС несет организация, выделившая ПС для работ;
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечить соблюдение требований промышленной безопасности смонтированных ПС, находящихся в нерабочем состоянии, при этом ПС должно быть обесточено и приняты меры по предотвращению его угона ветром;
обеспечить проведение проверок работоспособности указателей, ограничителей и регистраторов ПС в сроки, установленные их руководствами (инструкциями) по эксплуатации;
установить порядок опломбирования и запирания замком защитных панелей кранов;
обеспечить вход на мостовые краны и спуск с них через посадочную площадку. Вход в кабину управления мостового крана через мост допускается лишь в тех случаях, когда непосредственная посадка в кабину невозможна по конструктивным или производственным причинам. В этом случае вход на кран должен устраиваться в специально отведенном для этого месте через дверь в перилах моста, оборудованную электрической блокировкой, при срабатывании которой ПС должно отключаться, при этом должен автоматически подаваться звуковой сигнал. У магнитных кранов вход в кабину управления через мост не допускается, кроме тех случаев, когда троллеи, питающие грузовой электромагнит, ограждены или расположены в недоступном для соприкосновения месте и не отключаются электрической блокировкой двери входа на кран;
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
ознакомить (под роспись) с ППР и ТК специалистов, ответственных за безопасное производство работ ПС, крановщиков (операторов), рабочих люльки и стропальщиков;
обеспечить стропальщиков испытанными и маркированными грузозахватными приспособлениями и тарой, соответствующими массе и характеру перемещаемых грузов;
определить стационарные площадки и места складирования грузов, предусмотренные ППР или ТК, оборудовать их необходимыми технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками, прокладками и т.п.);
установить порядок обмена сигналами между машинистами, крановщиками, стропальщиками и рабочими люльки согласно требованиям раздела «Система сигнализации при выполнении работ» настоящих ФНП;
установить порядок приведения ПС в безопасное положение в нерабочем состоянии, а также определить порядок действия работников (в том числе покидания опасной зоны) при возникновении аварийных ситуаций на опасном производственном объекте с используемыми ПС.
(абзац введен Приказом Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
126. При возведении башенными кранами зданий и сооружений высотой более 36 м должна применяться двухсторонняя радио- или телефонная связь (при этом перечень и обозначение подаваемых команд должны быть утверждены распорядительным актом эксплуатирующей организации).
127. В местах постоянной погрузки и разгрузки автомашин и полувагонов должны быть установлены стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков. Погрузка и разгрузка полувагонов крюковыми ПС должна выполняться по технологии, утвержденной эксплуатирующей организацией, в которой определены места нахождения стропальщиков при перемещении грузов, а также возможность выхода их на эстакады и навесные площадки.
Нахождение людей в полувагонах при подъеме и опускании грузов не допускается.
128. Погрузка отправляемых грузов в автомашины и другие самоходные транспортные средства должна выполняться таким образом, чтобы была обеспечена удобная и безопасная строповка грузов при их последующей разгрузке.
Не разрешается опускать груз на автомашину, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или кабине автомашины.
129. Погрузка и разгрузка полувагонов, платформ, автомашин и других транспортных средств должны выполняться без нарушения их равновесия.
Строповка пакетов труб или металлопроката за элементы упаковки (скрутки, стяжки, не предназначенные для строповки) запрещается.
(п. 129 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
130. Подъем и перемещение груза несколькими ПС разрешается только по ППР или ТК.
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
При подъеме и перемещении груза несколькими ПС нагрузка, приходящаяся на каждое из них, не должна превышать грузоподъемность ПС.
Работа по перемещению груза несколькими ПС, разгрузка и погрузка полувагонов, работа ПС при отсутствии маркировки веса груза и схем строповки производится под непосредственным руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
131. Перемещение грузов при выполнении строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных работ над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускается.
Размещение ПС в производственных зданиях и сооружениях над нижними этажами или крышей допустимо только в случае, когда при проектировании такого ОПО учтено возможное падение груза на межэтажные перекрытия или крышу (подтверждены соответствующая безопасность от падения груза и последствия воздействия на перекрытие или крышу контакта с грузом (химическое, термическое)).
(п. 131 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
132. При подъеме груза с использованием ПС, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, станка или другого оборудования, не допускается нахождение людей (в том числе стропальщика) между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудованием. Указанное требование также должно выполняться при опускании и перемещении груза.
133. ПС, оснащенные грейфером, электромагнитом или управляемым (автоматическим, полуавтоматическим) захватом, могут быть допущены к работе только при выполнении специально разработанных для этих случаев указаний, изложенных в руководствах по эксплуатации ПС и руководствах по эксплуатации грейферов, электромагнитов, управляемых захватов.
Не допускается нахождение людей и проведение каких-либо работ в зоне перемещения грузов кранами, оснащенными грейфером или электромагнитом. Подсобные рабочие, обслуживающие такие краны, могут допускаться к выполнению своих обязанностей только во время перерывов в работе кранов и после того, как грейфер или электромагнит будет опущен на землю, при этом напряжение с электромагнита должно быть снято.
Места производства работ ПС, оснащенных грейфером или электромагнитом, должны быть ограждены и обозначены предупредительными знаками.
(п. 133 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
134. При работе мостовых кранов, установленных в несколько ярусов, должно выполняться условие проезда кранов верхнего яруса над кранами, расположенными ниже, только без груза, с крюком (или грузозахватным приспособлением), поднятым в верхнее рабочее положение и отведенным в сторону от наиболее высоких частей кранов нижнего яруса.
Работы мостовых кранов, установленных в несколько ярусов, должны осуществляться по специально разработанному технологическому регламенту (ППР, ТК), определяющему последовательность и порядок работы кранов.
(п. 134 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
135. Работы ПС, установленных на открытом воздухе, необходимо прекращать при скорости ветра, превышающей предельно допустимую скорость, указанную в паспорте ПС, при температуре окружающей среды ниже предельно допустимой температуры, указанной в паспорте ПС, при снегопаде, дожде, тумане, в случаях, когда крановщик (машинист, оператор) плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз.
136. Башенные краны, грузоподъемные краны, установленные на автомобильные шасси, специальные шасси автомобильного типа, грузоподъемные краны на пневмоколесном ходу и гусеничном ходу, не оборудованные координатной защитой, для работы в стесненных условиях применять запрещается. Координатная защита должна быть настроена в соответствии с ППР или ТК.
(п. 136 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
(см. текст в предыдущей редакции)
137. Ограничители, указатели и регистраторы не должны использоваться для учета веса грузов (материалов), перемещаемых ПС.
Источник