при каких условиях никах становится недействительным

Содержание
  1. При каких условиях никах становится недействительным
  2. Никах вопрос/ответ
  3. — Сколько времени по шариату должно пройти, чтобы никах стал не действительным и какие причины должны быть?
  4. — Здравствуйте! А можно ли у Вас обновить никах? Т.к. у нас были большие ссоры и не раз было сказано, что «всё, разводимся».
  5. — Я христианка, муж мусульманин. Мы хотим делать Никах. Как быть?
  6. — Я делала никах с мусульманином, у которого уже есть жена в другой стране. Хазрат не знает, что у него был никах с другой, что будет дальше? Это грех или нет?
  7. — Можно ли ставить никах между праздниками Ураза и Курбан байрам?
  8. — Обязательно ли присутствие родителей на никахе?
  9. — Портится ли никах, если не выполнить в срок данное обещание (махр) невесте в мечети?
  10. — Что делать если парень не верит в Бога, а хотелось бы сделать никах?
  11. — Если девушке 17 лет, а парень совершеннолетний, будут ли делать никах?
  12. — Что нужно для никаха? Какие документы и тд?
  13. — Можно ли читать никах без свидетелей, только при наличии Имама мечети?
  14. — Если нет никого в свидетели! Что делать?
  15. — Может ли православный быть свидетелем?
  16. — В день никах нельзя пить алкоголь?
  17. — Кого приглашают на никах? Кто должен присутствовать на никах?
  18. — Как одеваться в мечеть?
  19. Никах недействителен без опекуна (вали)
  20. Никах недействителен без опекуна (вали)
  21. Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
  22. Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
  23. Лечение преждевременного семяизвержения
  24. Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
  25. О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
  26. О величии и достоинствах знания и ученых
  27. 5 условий, без которых никах будет недействительным
  28. Никах
  29. Условия никаха
  30. История реформирования брачных отношений
  31. Основы никаха
  32. Требования к жениху и невесте
  33. Никах мусульманина с христианкой
  34. Никях с неверующей женщиной
  35. Возраст вступления в брак для девушки и юноши
  36. Этапы бракосочетания
  37. Смотрины
  38. Согласие на брак или никях
  39. Серьезность намерений
  40. Формула произнесения вступления в никах
  41. Брачный контракт
  42. Первая брачная ночь
  43. Виды мусульманских браков

При каких условиях никах становится недействительным

deactivated 50

Отвечаем общим ответом для всех таких мусульман: такой отец не является опекуном этой девушке ни при каких обстоятельствах, и даже если он согласится выдать девушку за религиозного мужа, то такой никях будет недействительным, потому что присутствие в никяхе такого опекуна равно его отсутствию, потому что в этом «опекуне» не выполнено базовое условие на котором единогласны все ученые – а это Ислам. А подобный человек, отрицающий основы Имана, никаким мусульманином не является.

Сказал шейх Ибн Усаймин о вали-кафире: «Не разрешено ему заключать никях ни одной из своих дочерей, и если он заключил никях, то это будет недействительным договором, поскольку из условий опекуна над мусульманкой – чтобы он был муслимом». См. «Фатауа нур аля ад-дарб»

И касательно недействительности такого никяха мы не знаем разногласий среди ученых Ислама.

Поэтому в случае присутствия в отце девушки подобного явного куфра, мусульманину следует обратиться в исламский центр ахли-Сунна в данной местности, и изложить свои обстоятельства, чтобы знающие люди приняли решение о том что ему делать и кого поставить опекуном в данной ситуации. Если же такого центра нету, то обратиться к знакомым требующим знания, и изложить им ситуацию.

Если же кто-то уже заключил такой никях, то ему надо немедленно обновить его, назначив сестре опекуна мусульманина.

Поэтому, напоминаем еще раз мусульманам об обязанности приобретения знаний, чтобы не выяснялось, что мы по незнанию натворили то, за что нам придется расплачиваться в этой и в той жизни.

Сказал Али Ибн Хасан ибн Шакык: «Я спросил у Абдуллаха Ибн Мубарака: «Что из знания нельзя верующему оставлять неизученным?». Он ответил: «Не разрешенно верующему

начинать какое-то дело, кроме как при знании, или когда он спросит знающего». См. «Джамиу баян аль-ильм», 1-56

И назвал имам аль-Бухари одну из глав в своем «Сахихе»: «Знание прежде слов и действий»

Просим Аллаха наставить всех на верный путь и дать нам всем полезное знание. И в заключение – хвала Аллаху, Господу Миров.

Источник

Никах вопрос/ответ

Список волнующих вопросов от невест
Ответы из интернета и от хазратов, а так же исходя из моего личного опыта

— Сколько времени по шариату должно пройти, чтобы никах стал не действительным и какие причины должны быть?

— Сколько- угодно времени может пройти, никах никак не разрушается, не обрывается. Никах обрывается только в том случае, если мужчина скажет своей женщине (супруге) слова о разводе, только в этом случае никах расторгается.

— Здравствуйте! А можно ли у Вас обновить никах? Т.к. у нас были большие ссоры и не раз было сказано, что «всё, разводимся».

— Никах обновить нельзя, в исламе нет такого понятия, как обновление никах. Если мужчина живет с женщиной, не важно сколько лет, и он ни разу ей не сказал «таляк», т.е. он не дал ей развод, никах не нужно «обновлять». И в другом случае, если у вас произошел развод, то никах не обновляется; в этом случае, нужно учитывать тот момент, например, развод был 1 или 3 раза- все это решает имам. Так что, понятие обновить никах- это все предрассудки и с религией никакой связи не имеет.

— Я христианка, муж мусульманин. Мы хотим делать Никах. Как быть?

— Мужчина-мусульманин может жениться как на мусульманке, так и на иудейке, либо христианке, поскольку и те, и другие верят в того же самого Единого Бога, что и мусульмане, причем не обязательно, чтобы она приняла Ислам. Сказано в Коране: «В вере нет принуждения». Но муж сразу обязан поставить жену в известность, что их детей он будет воспитывать по канонам Ислама, и чтобы она этому не препятствовала.

— Я делала никах с мусульманином, у которого уже есть жена в другой стране. Хазрат не знает, что у него был никах с другой, что будет дальше? Это грех или нет?

— Никакого греха в этом нет, всем известно, это не тайна, что мужчине-мусульманину разрешено иметь до четырех жен.

— Можно ли ставить никах между праздниками Ураза и Курбан байрам?

— Проводить никах можно в любой день в году, даже в дни Ид-уль-фитр (Ураза-байрам) и Ид-уль-Адха (Курбан-байрам). Ни в Коране, ни в хадисах нет запрета на это. Единственный момент, если вы проведёте никах во время поста, то знайте, что вы не сможете в течение дня пригласить гостей и родственников за праздничный стол, однако, сможете это сделать после захода солнца.

— Обязательно ли присутствие родителей на никахе?

— При чтении никах присутствие родителей жениха обязательно, что касается родителей невесты, то от них должно быть согласие на брак, чтобы был баракат (божественное благословение в Исламе)

— Портится ли никах, если не выполнить в срок данное обещание (махр) невесте в мечети?

— Махр существует в двух вариантов:

Махру-мугаджаль «досрочный»: нужно подарить сразу же после церемонии бракосочетания. После церемонии никах выплата такого подарка становится Ваджибом (обязательное в шариате правило, имеющее веские доказательства). Оттягивание выплаты не дозволяется.

— Что делать если парень не верит в Бога, а хотелось бы сделать никах?

— В такой ситуации никах не читают, мужчина должен верить в Бога и быть мусульманином. Тут уже нужно вам с ним разговаривать и приучать к религии.

— Если девушке 17 лет, а парень совершеннолетний, будут ли делать никах?

— Что нужно для никаха? Какие документы и тд?

— Можно ли читать никах без свидетелей, только при наличии Имама мечети?

— Наличие двух свидетелей, при заключении никаха, является условием его действительности. При отсутствии опекуна и двух свидетелей, заключенный никах считается недействительным.

— Если нет никого в свидетели! Что делать?

— В такой ситуации, находят двух мужчин в самой мечети. Иногда просят фотографа и/или видеооператора быть свидетелями.

— Может ли православный быть свидетелем?

— Многие богословы (мусульманские ученые) говорят, что свидетель должен быть мусульманином, но если мусульманина нет, или негде его найти, то в этом случае свидетель может быть и православным.

— В день никах нельзя пить алкоголь?

— Алкоголь нельзя употреблять в день никах, в мечетях даже проверяют конфеты принесенные гостями, не содержится ли в них алкоголь. Все это строго и я считаю правильным! Распитие алкоголя является грехом.
В ряду ведущих и тамады, есть люди, которые ведут никахи и свадьбы только халяль!
Так что, выбирать только вам, как праздновать свой праздник!

— Кого приглашают на никах? Кто должен присутствовать на никах?

— На мусульманскую свадьбу (никах) принято приглашать близких родственников. В республике Татарстан принято приглашать: родителей, бабушек и дедушек, тетей и дядей, племянников, сестер и братьев, а так же двоюродных и троюродных.
В редких случаях приглашают друзей (очень близких), коллег по работе. На моей практике приглашали даже соседей (как оказалось, они были на столько близкими, что их считали как родственников).

— Как одеваться в мечеть?

— Одежда у женщин должна быть свободной, длинной. Рукава до кистей, длина юбки до щиколоток. (Для тех, у кого нет такой одежды, в мечети есть халаты).
Мужчина должен быть в брюках, предпочтительна рубашка с длинными рукавами
Одежда должна быть чистая, не привлекающая внимания расцветкой или кричащими надписями. Так как придется снимать обувь – позаботьтесь о чистых носках.
Дети до 12 лет могут быть в шортах и майках.
При входе в мечеть обязательно снимайте обувь

Источник

Никах недействителен без опекуна (вали)

nikax nedejstvitelen bez opekuna uali

Никах недействителен без опекуна (вали)

Tazkiya rekomendaciya

Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний

sharh

molodozheny 1

Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов

semuaizverjeniya

Лечение преждевременного семяизвержения

besplodiya i impotenciya

Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия

kto imeet prava davat fatua

uchenye v islame

dokazatelstva v islame

slepoe

О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)

zanie i uchenye

О величии и достоинствах знания и ученых

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Коран, Сунна и мнение большинства ученых указывают на то, что никах без опекуна (уали) является недействительным! Что же касается мнения, что наличие опекуна у женщины не является условием действительности брака (никах), то является распространенным мнением в мазхабе ханафитов. Однако это ошибочное мнение, и оно противоречит аятам Корана, многим достоверным хадисам и мнению сподвижников. Более того, имам ат-Тахауи в «Шарх ма’ани аль-асар» 2/4 передал, что такие большие имамы ханафитского мазхаба, как Абу Юсуф и Мухаммад ибн аль-Хасан считали, что никах без опекуна является недействительным.

Доказательство тому, что опекун является условием никаха:

Всевышний Аллах сказал: «Не выдавайте мусульманок замуж за многобожников, пока они не уверуют!» (аль-Бакъара 2: 221).

В этом аяте доказательство тому, что женщин выдают замуж мужчины, поскольку Аллах обратился к мужчинам, а не сказал женщинам: «Не выходите замуж за неверных!»

Хафиз Ибн Касир, объясняя этот аят сказал: «Не выдавайте за многобожников замуж верующих женщин!» См. «Тафсир Ибн Касир» 1/377.

Имам аль-Къуртуби сказал: «В этом аяте прямое доказательство на то, что нет никаха без опекуна!» См. «Тафсир аль-Къуртуби» 4/49.

Всевышний Аллах также сказал: «Женитесь на них с разрешения их семей» (ан-Ниса 4: 25).

Имам аль-Багъауи сказал: ««Женитесь на них», т.е. невольницах, «с разрешения их семей», т.е. с разрешения их опекунов». См. «Тафсир аль-Багъауи» 1/416.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил, не делая никаких исключений: «Нет никаха без опекуна». Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджах. См. «Сахих аль-джами’» 7555.

Имамы единогласны в достоверности этого хадиса. Достаточно того, что имамы Ахмад, Яхъя ибн Ма’ин и аль-Бухари подтвердили его достоверность. И этот хадис относится к категории мутауатир (хадис, передающийся множеством путей).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Женщина не выдает замуж женщину и не выдает замуж саму себя», а Абу Хурайра, передавая эти слова, добавил: “Любая женщина, выдавшая замуж саму себя, является прелюбодейкой”. Ибн Маджах 1882, ад-Даракъутни 3/227. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, хафиз Ибн аль-Къаттан, имам Ибн Дакъикъуль-Идд, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Какая бы женщина ни вышла замуж без дозволения опекуна, ее брак недействителен. Ее брак недействителен. Ее брак недействителен!» Аду Дауд 2083, ат-Тирмизи 1/209. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Ма’ин, имам Абу ‘Ауана, имам Ибн аль-Джаузи и шейх аль-Альбани. См. «аль-Ируа» 1840.

Ма‘къаль ибн Ясар рассказывал: «Когда-то я выдал свою сестру замуж за одного человека и через некоторое время он развелся с ней, а по истечении положенного для нее срока (‘идда) он снова пришел просить ее руки, но я сказал ему: “Я выдал ее за тебя замуж, сделал ее твоей женой и оказал тебе честь, ты же дал ей развод, а потом пришел просить ее руки! Нет, клянусь Аллахом, она никогда не вернется к тебе!” Однако он был неплохим человеком, да и женщина хотела вернуться к нему, а потом Аллах ниспослал аят, в котором сказано: “не препятствуйте им”, и тогда я сказал: “Сейчас я сделаю это, о посланник Аллаха!” Передатчик этого хадиса сказал: «И он снова выдал свою сестру замуж за него». аль-Бухари 5130.

Имам аль-Багъауи сказал: «В этом хадисе указание на то, что никах недействителен кроме как с согласия опекуна. И если бы эта женщина могла выйти замуж за него сама, то она не ждала бы согласия своего брата!» См. «Шарху-Ссуна» 9/45.

Имам аль-Багауи также сказал: «Тексты хадисов о необходимости опекуна (при никахе) являются обобщенными, которые не делают никаких разграничений и конкретизации!» См. «Шарху-Ссуна» 9/42.

Хафиз Ибн Хаджар писал: «Ибн аль-Мунзир говорил, что не знает в этом вопросе (необходимости опекуна) разногласий среди сподвижников!» См. «Фатх аль-Бари» 9/187.

Хафиз Ибн Абдуль-Барр говорил: «Коран и Сунна указывают на то, что нет никаха без уалия, поэтому нет смысла у того, что противоречит этому!» См. «ат-Тамхид» 19/90.

Открытие дверей этому ошибочному мнению, что дозволено выходить замуж без опекуна, породило множество вреда и порочности, не считая того, что брак без опекуна недействительный и это является прелюбодеянием! Да упасет нас от этого Аллах!

Кстати в наши дни этим вопросом пренебрегают многие мусульманки, да наставит их Аллах на прямой путь!

Что касается уалия, который выдает замуж девушку, то им является ее отец, дед по отцу, братья отца, ее братья, сыновья дядь и т.д.

Имам Ибн Хазм сказал: «Не дозволено женщине выходить замуж без согласия опекуна, девственницей она является или нет! А уали – это ее отец, братья, дед, дяди по отцу, или сыновья дяди. Но выдает тот, кто ближе к ней (т.е. сначала отец, если нет, то дед, если нет, то брат и т.д.) И сын не является уалием для женщины». См. «аль-Мухалля» 9/451.

Что касается сына, может ли он выдать мать замуж или нет, то в этом вопросе есть разногласие среди ученых.

Имам аль-Мауарди сказал: «Уалием при никахе у женщины является ее отец, затем отец по отцу (дед), затем ее брат, затем ее сын». См. «аль-Икъна’» 1/124.

Имам аль-Байхакъи в своем сборнике хадисов писал: «Глава о том, что неверный не может быть уалием для мусульманки!» См. «Сунан аль-кубра» 7/139.

Что делать женщине, если у нее нет уалия?!

Пророк (мир еум и благословение Аллаха) сказал: «Правитель мусульман уалия для того, у кого нет уалия!» Ибн Маджах 1880, Ибн Абу Шайба 2/372. Шейха аль-Альбани назвал хадис достоверным.

А что делать, если женщина проживает в стране неверных?!

Имам Ибн Къудама говорил: «Если у женщины нет уалия и нет в этой местности правителя мусульман, то от имама Ахмада передается, что ее замуж выдает достойный человек с ее согласия». См. «аль-Мугъни» 9/362.

А шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил, что если у женщины нет уалия, то ее выдает кто-либо из числа тех, кто обладает влиянием. См. «аль-Ихтиярат» 350.

Т.е. как самый обладающий знаниями в этой местности, к кому жители обращаются со своими вопросами, или глава селения и т.д.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Источник

5 условий, без которых никах будет недействительным

425754 INNERRESIZED600 600 photo 1520854221256 17451cc331bf

«О молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен (физически и материально) вступить в брак, то пусть женится, потому что это поможет ему потуплять взор и избегать распутства. А тот, кто не способен вступить в брак, пусть постится, потому что так он сможет подавить вожделение» (хадис передал Аль-Бухари, а также Муслим).

«Когда она дочь, она открывает дверь в Рай для её отца. Когда она жена, она завершает половину Веры её мужа. Когда она мать, Рай лежит под её ногами». Эти слова говорят о том, насколько высоко положение женщины и каким важным действием является создание крепкой семьи в исламе. Но брак не заключается в одну секунду. Соединение мужчины и женщины пред Всевышним и людьми предваряет знакомство между двумя будущими супругами.

Когда же наступает тот самый день «Х», обозначающий готовность юноши или девушки к созданию семьи? Шариат говорит, что человек, достигнувший половой зрелости, имеет право заключать брак. Однако, нужно помнить о важном аспекте: если мужчина не сможет содержать свою жену, то пусть лучше он держит пост. Все эти правила оговорены в Коране.

Когда молодой человек решает жениться, у него закрываются уши, глаза. Он перестает слышать родителей, имамов, хазратов. Поэтому в такой ситуации крайне важно обратиться к определённым критериям, которые позволят создать крепкую семью в Исламе.

Самый первый пункт здесь – социальное, психологическое, материальное равенство. Далее следуют соблюдение адабов, самый первый из которых – прислушиваться к мнению родителей, следовать их наставлениям, вне зависимости от уровня образования и опыта за плечами.

Тут сразу возникает другой момент – сколько раз должны встретиться юноша и девушка, прежде чем прочитать никах и создать новую семью? Сейчас очень многие говорят о том, что в Исламе надо три раза встретиться, и всё, читать никах, иначе не будет бараката в этом союзе. Однако какова вероятность, что в такие короткие сроки с точностью до 100% можно определить, суждено ли вам прожить вместе с этим человеком всю жизнь, выдержать все тяготы?

Как показывает практика, между людьми должна быть какая-то связь. Здесь встаёт другой вопрос: по каким качествам нужно выбирать будущего супруга? Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Женщину берут в жёны из-за четырех (вещей): из-за её богатства, из-за её происхождения, из-за её красоты и из-за её религии. Добивайся же той, которая привержена религии, иначе ты проиграешь» (хадис передал Аль-Бухари).

Мотивацию такого выбора Пророк (мир ему и благословение) объяснял следующим образом: «Не женитесь на девушке [только] из-за её красоты, ибо это может погубить её; и не женитесь [только] из-за её богатства, ибо это сделает её непокорной. Женитесь на девушке из-за её религиозности!».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не раз указывал на причину побуждения к заключению брака – стремление уберечь от совершения греховного глазами и половыми органами.

Создание семьи через заключение мусульманского брака (никаха), как исполнение долга перед Аллахом и Сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), влечёт за собой ряд важных социальных последствий. В первую очередь, речь идёт о продолжении человеческого рода. Во-вторых, с созданием семьи исчезает вопрос физиологических потребностей.

К тому же супруги обретают так важное всем нам душевное спокойствие, гармонию и теплоту, одновременно укрепляя свою веру во Всевышнего. Ни для кого не секрет, что заключение брака также влечёт уменьшение для мужчин забот о домашнем хозяйстве, а для женщин – забот о материальном обеспечении.

Удовлетворение особых эмоциональных потребностей возможно только в условиях семейной жизни. Во многом именно благодаря браку человек может сопротивляться своему нафсу, страстям, выполняя обязанности, обучая и направляя супругу и детей на путь Всевышнего.

Но давайте вернёмся непосредственно к самому никаху и тому спектру действий, который предваряет его заключение. Безусловно, всё начинается с периода сватовства и помолвки.

Родители девушки не отказывают достойному человеку, который просит руки их дочери. Затем следуют уже сама помолвка и сговор, они зачастую объединяются в один ритуал обмена роднящихся сторон подношениями и застолья в кругу близких родственников. Никах обычно читается в мечети, но зачастую у татар духовное лицо приглашают заключить брак молодых в доме невесты.

Стоит отметить, что есть 5 обязательных условий, которые крайне важно соблюсти, иначе никах будет не действителен: наличие вали (опекуна невесты или близкого родственника по линии отца), двух свидетелей-мужчин, взаимное согласие брачующихся, известность мужчины и женщины (кто они такие, что из себя представляют), отсутствие объективных причин против заключения никаха.

Вначале будущие супруги произносят шахаду, после чего жених и невеста выражают своё желание вступить в брак, что подкрепляется согласием опекуна девушки. Также должна быть оговорена сумма махра. Путёвки не могут быть махром, если только дело не идет о Хадже. Денежный эквивалент махра устанавливает сама невеста.

Девушка должна принимать во внимание финансовые возможности жениха. В случае, если будущая жена отказываться от махра, то мужчина должен выплатить ей минимальный установленный размер махра. Стоит отметить, что у некоторых народов, исповедующих ислам, пока жених не выплатит всю сумму махра, он может видеть жену только раз в неделю.

Особое место в никахе занимает брачная проповедь, которая читается имамом мечети, ведущим церемонию бракосочетания. Желательно, чтобы имам рассказал молодым об их правах и обязанностях в браке, о важности семьи и умении прислушиваться друг к другу. Это служит своеобразным наставлением и руководством к действию. После никаха обязательно следует праздничное застолье.

Во главе стола сажают жениха и невесту. Рядом с невестой располагаются родители жениха и свидетель, около жениха — родители невесты и другой свидетель. С правой стороны стола — родственники жениха, с левой — невесты. После того, как соберутся все гости, хозяин дома приглашает всех к столу. Сначала гостей знакомят друг с другом. Завершающим этапом свадьбы является переезд жены в дом мужа и свадебные застолья у родственников жениха.

Так на что же следует обращать внимание, чтобы благая и радостная семейная жизнь оставалась такой же и после выхода из мечети со свидетельством о никахе?

1. Обладать знаниями о том, что такое никах и талак (сюда входят также и соблюдение условий).

2. Критическое мышление, которое обезопасить от обманчивости внешним видом и первым впечатлением, уберечься от главенства эмоций.

3. Помощь вали не только непосредственно во время чтения никаха, но и при изучении потенциального супруга/супруги, его родословной, статуса, положения в обществе и характера в целом, чтобы узнать о человеке максимальное количество информации.

5. При необходимости нет ничего зазорного в том, чтобы заранее составить брачный договор и прописать там все спорные моменты.

6. При неудачном исходе брака не стоит заниматься самобичеванием или впадать в депрессию.

7. Обязательно соблюдайте все условия никаха, иначе он не будет признан действительным.

8. Не идите на бессмысленные уступки, иначе супруг не будет вас ценить и выполнять свои обязанности по отношению к вам как к своей жене.

9. Обязательно выплаты махра в денежном эквиваленте.

«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (сура «Ар-Рум», аят 21).

Источник

Никах

60773e1ab8f7b225f6928e13d47fd78f

Никах в исламе или никях – в переводе с арабского языка означает «бракосочетание» и сходен у мусульман по своему значению и действию с терминами «женитьба», «замужество», «свадьба» (на арабском: «завадж», «джаваз», «урс»). Значение термина никах в исламе трактуется как «брак, который заключается между мужчиной и женщиной».

Никах – это договор или брачный контракт между мужчиной и женщиной, которые вступают в брак, на определенных обязательных условиях.

Условия никаха

Мужчина и женщина, принявшие решение вступить в брак, должны быть достигшими возраста совершеннолетия по исламу, а также обладать рассудком, то есть осознанно быть готовыми к взрослой жизни и адекватно отдавать себе отчет в той ответственности, которую возлагает семейная жизнь на человека.

Ислам выдвигает определенные условия, которые должны быть соблюдены, чтобы никах мог быть признан состоявшимся.

Первым условием для никаха является свадебный подарок или махр, который должен подарить невесте ее жених. Нельзя путать махр и калым, который является своего рода выкупом, выплачиваемым по среднеазиатской традиции семье невесты. Махр – это подарок именно невесте, а не ее отцу или родственникам, как в случае с калымом. Подарок махр – это не обязательно подарок денежный, но ценный. В хадисе Пророк Мухаммад ﷺ говорил одному из сподвижников, что ему следует жениться, даже если он не обладает достаточными финансовыми возможностями, и в подобных ситуациях махром могут выступать суры из Священной Книги Коран. В Писании сказано о необходимости соблюдения махра для того, чтобы никах был признан настоящим.

Вторым условием для никаха является то, что невеста мусульманина может принадлежать к «людям Писания», то есть быть иудейкой или христианской, но не может мусульманин жениться на язычнице, многобожнице. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина.

Третье условие для никаха: чтобы никах был признан действительным, следует произнести определенную формулу на арабском языке: опекун невесты произносит в прошедшем времени завваджту («я выдал замуж»), а жених – кабильту («я принял женитьбу»), и между произнесением этих формул не должно быть большого перерыва во времени.

Четвертое условие для никаха: по правилам ряда мазхабов, при совершении никаха при первом браке невеста должна присутствовать со своим доверенным лицом – так считают ханбалиты, шафииты и маликиты, но ханафиты считают, что при заключении брака или никаха, даже если он первый, невеста может присутствовать без сопровождения опекуна или доверенного лица.

Пятое условие для никаха: во время заключения никаха необходимо присутствие свидетелей. Ими могут выступать либо двое мужчин, либо один мужчина и две женщины, согласно ханафитскому мазхабу. По мнению ханафитских богословов, если в качестве свидетелей будут присутствовать только женщины, то такой никах не будет признан действительным. Также шафииты и ханбалиты, в отличие от ханафитов, считают, что свидетелями могут быть только люди, которые заслуживают доверие.

Среди обязательных условий, соблюдение которых необходимо для того, чтобы никах считался действительным, также:

История реформирования брачных отношений

При джахилии (временах невежества или доисламских временах) у арабов в практике были различные формы бракосочетания, среди которых были и временные брачные соглашения, и брак по наследству, и после выкупа. Существовала также практика, когда женщин забирали в качестве трофея во время ведения военных действий.

Но Пророк Мухаммад ﷺ провел реформирование института никаха, и после этого при заключении никаха начали учитывать интересы обеих сторон.

Основы никаха

В современном мусульманском мире процедура никаха базируется на трех компонентах, следующих друг за другом: со стороны жениха – предложение о браке, со стороны невесты – принятие этого предложения, и со стороны доверенного лица невесты, которым может быть ее отец или старший брат, а также лицо, выступающее в роли попечителя невесты.

При заключении никаха между мусульманином и не мусульманкой согласие может также давать доверенное лицо невесты, не состоящее с ней в родственных отношениях, но являющееся мусульманином – такая практика применяется в случае никаха между мусульманином и христианкой или иудейкой.

Требования к жениху и невесте

bddacc9940724c92b24c8494fc4ca709

Современные мусульмане не всегда в полной мере осознают, как правильно трактовать термин никах и какие обязанности на супругов возлагаются при заключении никаха.

Ислам считает никах делом богоугодным, дозволенным каждому мусульманину. Ислам рекомендует соответствие жениха и невесты по общественному, социальному, финансовому положению, а также взаимной симпатии, и схожести типажей по нравственному и духовному развитию, возрастным характеристикам, но это не является требованием к женитьбе.

В исламе существуют определенные ограничения, к числу которых относится попадание невесты под категорию «махрам», то есть если она является жениху матерью, как родной, так и молочной, бабушкой или дочерью, сестрой, как родной, так и молочной, внучкой, а также племянницей, тетей, тещей, мачехой, падчерицей или невесткой. Разрешенным считают никах, если между супругами степень родства дальше третьей степени.

Священная Книга Коран выходить мусульманкам за немусульманина замуж запрещает. Мусульманские мужчины не могут жениться на неверующих женщинах, агностках и атеистках, а также на язычницах, а на христианках и иудейках жениться мусульманам разрешается, но является не желательным.

Если речь идет о заключении брака в немусульманской стране с женщинами из «людей Писания», христианками или иудейками, то это макрух тахрим, что граничит с запретом.

Мусульманин не может сожительствовать с женщиной, не заключая с ней никах, это расценивается как харам и прелюбодеяние.

Если вступает в брак человек неполноправный и недееспособный, то решение за него принимает опекун, его хозяин или посредник.

Во времена рабства Ислам регулировал также отношения господ и их рабов, в Исламе не разрешался никах со своим рабом или рабыней, но сожительство с рабыней господину ее позволено, однако лучшим решением было освобождение рабыни и женитьба на ней, как на свободной женщине с правами жены, так поступал Пророк Мухаммад ﷺ с некоторыми своими женами. Разрешалось заключение браков между рабами, но рабам требовалось получить на это разрешение своего хозяина, а количество жен для раба ограничено двумя.

Мусульманин может иметь максимум четыре жены, но если он хочет еще раз жениться, уже имея четырех жен, то ему следует сначала развестись с одной из них. Женщине по исламу иметь несколько мужей запрещено.

Ислам предписывает мужчине при выборе невесты обратить внимание на такие качества, как ее религиозность, а также ее характер, на внешнюю красоту и на способность родить ему детей, а также на ее происхождение.

Никах мусульманина с христианкой

Какой должна быть женщина, чтобы она стала идеальной для мусульманина женой?

Сказано, что женщина из «людей Писания» должна быть целомудренной, чтобы мусульманин мог на ней жениться. По словам Абу Джафара ибн Джарира ат-Табари, добродетельная женщина значит недоступная или целомудренная, то есть та, которая хранит свое целомудрие, воздерживается и оберегает от разврата свои половые органы.

Всевышний Аллах сказал о Марьям, дочери Имрана, что она была целомудренной, сберегла свое целомудрие, то есть она сохранила от запретного свои половые органы и отдалилась от разврата. Целомудрие применяется здесь не только для женщин Писания, но и для мусульманок. Ат-Табари приводит слова Всевышнего Аллаха о том, что мусульманам «дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас». Некоторые же ученые считали, что эти слова подразумевают, что люди Писания, к которым относится женщина, на которой собирается жениться мусульманин, должны не находиться в состоянии войны с мусульманами.

Важным условием является и то, что мужчина мусульманин, собираясь жениться на христианке или иудейке, должен быть уверен в том, что ребенок, который родится у него от этой женщины, не будет в будущем принужден к неверию. То есть жениться на немусульманке в немусульманской стране мусульманин не должен, поскольку в такой стране его ребенок может быть воспитан не в исламе, его могут принудить изучать христианство, водить в церковь. В таких странах также может существовать такой закон, по которому женщина может забрать ребенка и сама его воспитывать в религии своего народа и по своим обычаям.

Никях с неверующей женщиной

Относительно женитьбы мусульманина на неверующих шейх ас-Саади приводит такие слова из Корана, где сказано: «Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют» (2:221).

Женой мусульманина не может стать женщина, которая является блудницей или не защищена от прелюбодеяния, и это относится как к женщинам из числа людей Писания, так и к мусульманкам.

Возраст вступления в брак для девушки и юноши

Относительно того, что женщина и мужчина, вступающие в брак и произносящие формулу никаха должны быть взрослыми (с арабского языка «балиг»), а также вменяемыми, сходятся во мнении представители всех мазхабов.

Женщина, являющаяся девственницей, без согласия своего попечителя, даже достигнув совершеннолетия, вступить в никах не может.

Иджма или консенсус всех ученых из всех мазхабов подразумевает, что наступление менструаций и возможности забеременеть и родить ребенка является достаточным для разрешения женщине вступить в брак, но возраст совершеннолетия различными мазхабами устанавливается разный, если менструации отсутствуют или у мальчиков отсутствуют поллюции.

Ханбалиты и шафииты считают, что совершеннолетие наступает в пятнадцать лет как для юношей, так и для девушек, а маликиты ставят в качестве совершеннолетия возраст в семнадцать лет. Ханафиты считают, что совершеннолетие – это восемнадцать лет, а джафариты для девочек ставят возрастом совершеннолетия девять лет, а для мальчиков – пятнадцать. Есть мнение некоторых современных ученых среди шиитов относительно того, что не стоит девушкам вступать в никах в таком раннем возрасте.

Этапы бракосочетания

90332eb22c1cac0b8ea31554cbe73386

Своими основами порядок совершения исламского бракосочетания уходит в доисламский семейно-правовой комплекс, и разработкой его занимались мусульманские ученые, жившие в первых веках существования ислама.

Этапы исламского бракосочетания или никаха включают:

Обряд хитба или сватовство, сговор, когда жених самостоятельно или посредством своего доверенного делает предложение отцу, опекуну или доверенному лицу невесты, а также договаривается о махре, то есть подарке или имуществе, которое будущий муж выделяет жене, а также оговаривает с ними другие условия, которые упоминаются в брачном договоре.

Обряд зифаф или передача невесты в дом жениха, после чего следует свадебное торжество, то есть валима и урс. Если невеста еще не является взрослой, то передача ее в дом мужа состоится только тогда, когда невеста достигнет совершеннолетия. Брачный договор может быть оглашен во время свадебного торжества. Также в этот момент происходит выплата махра, либо части махра.

Некоторые богословы опираясь на слабый хадис видят желательным, чтобы обряд бракосочетания проводился в мечети. Заключение брачного договора происходит при свидетелях.

Непосредственно обряд бракосочетания зависит от того, каков достаток у брачующихся, от их положения в обществе и от того, как диктуют проводить обряд никах местные обычаи у мусульман.

Желательно, чтобы на обряд бракосочетания в мечеть и свадебную трапезу были приглашены друзья или родственники.

Современные мусульмане регистрируют никах у брачного нотариуса или мазуна.

В ряде исламских стран существует закон ограничивающий число полигамных браков, хотя их процент не был высоким никогда, либо полностью запрещает такие браки.

Смотрины

Мусульманин, который собирается жениться, должен сначала посмотреть на ту женщину, к которой он собирается свататься, чтобы женщина могла познакомиться с мужчиной, а он получил о своей будущей жене ясное представление. Мусульманский мужчина может посмотреть на женщину, к которой он планирует свататься и сделать он может это неоднократно, но смотреть можно только на лицо ее и кисти рук. Некоторые ученые, к числу которых относятся аль-Аузаи и имам Ахмад, придерживались мнения в этом вопросе, что мужчина может увидеть лицо женщины, кисти рук, а также ее шею, ступни и руки.

Согласие на брак или никях

По мнению большинства мазхабов, кроме ханафитов, для того, чтобы никах был признан действительным, необходимо, чтобы каждая из сторон дала добровольное согласие, а если невеста – девственница, то согласие должен дать также ее опекун.

Это подтверждают хадисы, в которых сказано, что никах женщины, которая вышла замуж без согласия своего опекуна, недействителен. Относительно тех женщин, которые уже были замужем, сказано, что они имеют право решить сами.

Серьезность намерений

Все суннитские мазхабы считают, что нельзя произносить формулу брака или формулу развода в шутку, но и в этом случае никах будут считать действительным. Также заключение брака может происходит на языке жестов. Джафариты же считают, что как в первом, так и во втором случае никах действительным считаться не будет.

Формула произнесения вступления в никах

В формуле брачного договора должны содержаться: само предложение или иджаб, которое сделано невестой или опекуном ее, ответ жениха или представителя его, который называется кабуль. Произнесение данной формулы обязательно для того, чтобы никах был признан действительным. Правоведы ханбалитского и маликитского мазхабов считают, что в эту формулу должны быть включены слова завваджт или анкахт, когда невеста произносит «я вышла замуж», а также кабильту, то есть фразу жениха, означающую «согласен». В этих мазхабах выдвигается требование, чтобы ответ на предложение был сделан сразу же, или брак будет расцениваться как недействительный.

Брачный контракт

Ханбалиты считают, что брачный контракт будет иметь силу, если жених обязуется, что не будет заставлять свою жену покинуть ее город, а также страну, не будет заставлять ее ездить с ним в командировки, если обязуется не брать вторую и последующих жен. Ханафиты, шафииты и маликиты считают, что это условие силы не имеет, но брак с таким условием, прописанном в брачном договоре, является действительным.

Махр – это имущество, которое муж выделяет своей жене при заключении брака. Определяется размер и содержание махра в момент сговора путем соглашения представителей обеих сторон. Если же никах оканчивается вдовством, то махр остается у жены, также как если брак заканчивается разводом по инициативе мужа.

Махр может содержать нечто ценное, на что может распространяться право собственности: деньги, ценное имущество, драгоценные металлы и камни.

Шариат устанавливает минимальный размер махра, и если его размер не оговорен в момент заключения брачного договора, то супруг выплачивает минимальный размер. Ханафитский мазхаб устанавливает в качестве минимального размера махра 33,6 граммов серебра, 4,8 граммов золота или эквивалентную их стоимости денежную сумму. Маликиты устанавливают минимальным размером махра три дирхема, а джафариты признают махром все, что имеет какую-то стоимость.

Если между супругами уже была интимная близость, то муж эту сумму выплатить обязан. Запрещено выплачивать меньшую сумму, даже если это было оговорено в брачном контракте. Никах не может быт расторгнут при невыплате махра у представителей любых суннитских мазхабов, за исключением маликитского.

Когда именно выплачивать махр, оговаривается в момент заключения брачного контракта: это делают либо сразу, либо махр выплачивается частями, либо махр выплачивается при разводе.

Если махр не выплачен, то жена имеет право на фасх или условный развод, который будет длиться до тех пор, пока махр не будет выплачен.

Первая брачная ночь

74dfb100840d36aea7bd1c3743c1ea03

Первая брачная ночь – это не просто вступление супругов в интимные отношения: это особый ритуал со своими правилами и предписаниями.

Мустахабб для жениха в первую брачную ночь угощать свою жену сладостями и напитками, которые дозволены. Перед тем, как вступить со своей женой в интимные отношения, муж должен положить жене руку на лоб, произнести басмалу, а затем произнести дуа: «О Аллах! Воистину, я прошу у Тебя от неё добра и всего доброго, чем Ты её одарил! И прибегаю к Тебе от её зла и от всего злого, чем Ты её наделил».

После этого супруги должны совместно совершить намаз из двух ракаатов, читая «О Аллах, благослови меня в отношениях с моей женой (мужем) и её (его) в отношениях со мной. О Аллах, утверди между нами благо и при разлуке разлучи нас по-доброму!».

Когда жена является девственницей, то есть не была замужем до этого, то мужу, если у него есть другие жены, следует провести с ней семь ночей после заключения никаха, но если жена до этого уже была в браке, то муж должен провести с ней три ночи.

Обычай демонстрировать доказательство того, что супруга была девственницей, существует у некоторых исламских народов, но это не относится к исламскому этикету и является запрещенным в шариате.

Виды мусульманских браков

Завадж, никах, урс – это брак, при котором жених выплачивает своей невесте махр, и жены, которые получили махр, между собой равны.

У некоторых мусульманских течений существует несколько видов брака:

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

admin
Производства
Adblock
detector