при каких условиях на электровозах с поосным регулированием мсуд включает реле kv2

1568 Особенности электровозов серии «ЕРМАК» с поосным регулированием силы тяги

В.Л. ЗАДОРОЖНЫЙ,
главный специалист по электровозам переменного тока отдела серийной продукции, ООО «Производственная компания «Новочеркасский электровозостроительный завод’

Со второго полугодия 2019 г. ООО «ПК «НЭВЗ»» полностью освоило поставку для ОАО «Российские железные дороги» электровозов с поосным регулированием силы тяги (ПоР). Локомотивы семейства «Ермак» с поосным регулированием силы тяги и торможения изготавливают в двух- (2ЭС5К), трех- (ЗЭС5К) и четырехсекционном (4ЭС5К) сцепах. Локомотивы предназначены для эксплуатации на дорогах, электрифицированных на однофазном переменном токе промышленной частоты с номинальным напряжением 25 кВ.

В отличие от электровозов 2(3)ЭС5К с потележечным регулированием на локомотивах с ПоР установлены:

— выпрямительно-инверторные преобразователи ВИП-4000-2М-У2 или устройства ВИУ-4000-2М-У2 — ВИП (ВИУ) с двумя каналами для питания одного тягового двигателя (ТД) каждый;

— сглаживающие реакторы РС-19-01 с классом изоляции «Н»;

— микропроцессорная система управления и диагностики МСУД-015 с расширенными функциями, системой бортовой диагностики состояния оборудования и дистанционной передачей данных;

-блоки температурного контроля (БТК-003), осуществляющие сбор, обработку и передачу данных в МСУД-015 о температуре масла тягового трансформатора, окружающего воздуха (датчик установлен в форкамере) и воздуха на выходе ВИП (ВИУ).

Конструктивное исполнение в штатных режимах обеспечивает работу электровозов с ПоР:

♦ в режиме тяги «последовательное возбуждение» («ПВ») и «независимое возбуждение» («НВ») главных полюсов тяговых электродвигателей;

♦ в режиме «рекуперативное торможение» независимое возбуждение главных полюсов тяговых двигателей.

Основные преимущества нового локомотива:

S оптимальное распределение тяговых нагрузок между тяговыми осями дает возможность достичь максимального коэффициента тяги электровоза;

S наличие эффективной системы про-тивобоксовочной защиты позволяет реализовать максимальный коэффициент сцепления каждой тяговой оси и, соответственно, уменьшить износ бандажей колесных пар;

0 практически 100-процентное управление низковольтными цепями позволяет выполнять расширенную диагностику оборудования.

Электрическая схема электровоза предусматривает возможность работы по системе многих единиц (СМЕ) от одной до четырех секций. Локомотив способен ввести поезда массой 8000 т на участках с равнинным профилем и уклонами до 5 °/00и поезда массой 7100 т на участках с горным профилем до 10 °/00

Сейчас электровозы с ПоР работают на следующих участках, имеющих горный профиль с уклонами от 20 до 30 °/00:

♦ 4ЭС5К № 001 — 013 — на участке Смоляниново — Находка Дальневосточной дороги;
♦ 4ЭС5К № 014 — 018 — на участке Карталы — Магнитогорск — Инзер Южно-Уральской дороги;

* ЗЭС5К № 896 — 902, 905 — 927 — на Восточном участке (Мариинск— Карымская) Транссибирской магистрали.

В конструкции локомотивов данной модификации применено следующее оригинальное оборудование.

Выпрямительно-инверторный преобразователь ВИП-4000-2М. Предназначен для поосного регулирования силы тяги на электровозах серии «Ермак» посредством преобразования однофазного переменного тока частоты 50 Гц в постоянный (пульсирующий) ток. Обеспечивает с помощью двух независимых каналов плавное индивидуальное регулирование выпрямленного напряжения питания двух тяговых двигателей в режиме тяги и для преобразования постоянного тока в однофазный переменный частотой 50 Гц в режиме рекуперативного торможения.

5747876799808080 3522

Напомним структуру условного обозначения выпрямительно-инверторного преобразователя — ВИП-4000-2М-УХЛ2:

4000 — номинальная выходная активная мощность, кВт;

2М — число каналов, модернизированный;

УХЛ — климатическое исполнение;

2 — категория размещения.

Каждый канал ВИП-4000-2М получает сигналы управления от отдельного канала МСУД-015.Технические параметры ВИП приведены в табл. 1.

Преобразователь ВИП-4000-2М состоит из следующих частей (рис. 1):

— БС — силового блока, который конструктивно представляет собой двухканальный выпрямитель, каждый канал которого обеспечивает индивидуальное (поосное) регулирование силы тяги одного ТД (рис. 2);

— БП — блока питания, предназначенного для питания цепей управления БС (двух каналов);

— БД — блока диагностики, служащего для контроля состояния силовых тиристоров плеч БС, транзисторов БП, системы формирования импульсов (СФИ), а также передачи данных о состоянии преобразователя в МСУД электровоза посредством CAN-интерфейса.

Микропроцессорная система управления и диагностики МСУД-015. Предназначена для управления тяговым и вспомогательным приводами, аппаратами цепей управления и защиты электровоза. МСУД-015 реализует расширенные функции диагностирования оборудования электровозов и поосное регулирование ТД, в том числе в режиме тяги с независимым возбуждением двигателей.

Состав аппаратных средств МСУД-015

В состав МСУД-015 головной секции входят:

— блоки управления БУ-006 и БУ-006-01 (рис. 3), предназначенные для выполнения арифметических, логических операций, обработки сигналов датчиков, формирования и усиления управляющих сигналов и контроля обмена информацией между составными частями МСУД-015;

— блок индикации (БИ), необходимый для вывода машинисту графической и звуковой информации о заданных и истинных величинах, контролируемых параметрах, состоянии оборудования и системы управления, режиме работы оборудования и других параметрах, а также ввода команд с многофункциональной клавиатуры;

— блок сигнализации БС-008 (рис. 4), применяемый для визуального отображения (при помощи светодиодных индикаторов) обобщенной информации о состоянии оборудования электровоза.

В состав МСУД-015-01 бустерной секции входят блоки управления БУ-006 и БУ-006-01.

Основные технические характеристики МСУД-015 приведены в табл. 2, структурная схема подключения оборудования головной секции к МСУД-015 — на рис. 5.

Блок теплового контроля БТК-ООЗ. Предназначен для ввода и обработки сигналов датчиков, контролирующих температуру основного оборудования локомотивов, в частности, тягового трансформатора и ВИП, последующей передачи результатов в МСУД-015.

БТК-ООЗ выполняет следующие функции:

— преобразует физическую величину сопротивления термопреобразователей в цифровой код;

— определяет запрашиваемый адрес и формирует по кодовой посылке цифровой эквивалент сопротивления термопреобразователей;

— передает (по запросу) код сопротивления через последовательный мультиплексный канал типа CAN в блок управления МСУД-015.

Основные характеристики БТК-ООЗ указаны в табл. 3, кадр дисплея МСУД-015 на пульте машиниста с информацией о состоянии оборудования показан на рис. 6.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ И ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МСУД-015, ОТОБРАЖАЕМОЙ НА БЛОКЕ ИНДИКАЦИИ

Программное обеспечение блока индикации (БИ) предназначено для отображения в реальном времени графической и звуковой информации о заданных и истинных величинах контролируемых параметров, состоянии оборудования и системы управления, режимах работы оборудования и других параметрах, а также ввода команд с многофункциональной клавиатуры.

Микропроцессорная система реализует аварийно-предупредительный контроль и выводит на экран параметры, характеризующие состояние основного оборудования, в виде диагностических кадров или в виде всплывающего окна на фоне «Основного кадра», на котором сформирована текстовая информация о возникшей ситуации и рекомендации по ее устранению.

При отображении транспарантов на диагностических кадрах БИ используются три основных фоновых цвета:

сообщение на красном фоне или выведенное красным шрифтом информирует об отказе или сбое в работе оборудования (выполнения заданного режима работы), название которого присутствует в отображаемом тексте;
[сообщение на черном фоне|
на нормальную работу оборудования или режима, название которого присутствует в отображаемом тексте;

сообщение на сером фоне оповещает о неактивном (отключенном) состоянии оборудования или режиме, название которого присутствует в отображаемом тексте.

Для вывода на экран диагностической информации о состоянии оборудования электровоза предусмотрены кадры, которые появляются на БИ после нажатия соответствующих клавиш в «Основном экране».

Кадр «Температура перегрева тяговых двигателей и реакторов»

Этот кадр позволяет машинисту оценить перегрев ТД, особенно при протекании токов ТД более 810 А (превышение величины тока продолжительного режима), например, при движении по затяжным подъемам или ведении тяжеловесных составов.

В кадре отображаются:

♦ дата и время начала расчета;

♦ начальное значение перегрева;

♦ максимальное значение перегрева;

♦ зарегистрированное в процессе расчета максимальное значение перегрева;

♦ текущее значение перегрева в каждом ТД (якорная обмотка Я, обмотки главных полюсов Гл, обмотки дополнительных полюсов ДП) и сглаживающего реактора Р;

♦ зарегистрированное в процессе расчета максимальное значение перегрева в каждом ТД с указанием типа обмотки (якорная обмотка, дополнительные полюса и компенсационная, главные полюса).

65768809009079098978 1378

На экране появляется схема силовых цепей одной из секций электровоза, по которой можно оценить состояние коммутирующих аппаратов, последовательность их включения при сборе цепей заданного режима.

В кадре выводится следующая информация:

— направление движения — «Вперед» или «Назад»;

— индикатор значения напряжения контактной сети UKC;

— индикатор состояния главного выключателя QF1;

— индикаторы состояния токовых реле KAI — КАЗ, КА4 — КАб, КА7, КА8

— индикаторы состояния разъединителей ВИУ(ВИП) QS3, QS4;

— индикаторы состояния разъединителя питания QS15 ВУВ и контактора подклю-чения.обмотки возбуждения К1;

— индикаторы состояния ВИП (ВИУ) U1 и U2;

— индикаторы состояния контакторов, переключателей и разъединителей блоков силовых аппаратов А11, А12;

— индикаторы значений токов и напряжений ТД;

— индикатор номера секции.

Кадр «Схема цепи вспомогательных машин» (рис. 8)

На экране отображается схема цепи вспомогательных машин и основного оборудования одной из секций электровоза, по которой можно оценить работу этого оборудования и состояние коммутирующих аппаратов и следующая информация:

— индикатор номера секции;

— индикатор значения напряжения контактной сети (UKC);

— индикатор состояния главного выключателя QF1;

— индикатор состояния масла тягового трансформатора Т5;

— индикаторы состояния токового реле КА9;

— индикаторы состояния выключателей S80 — S84 виртуального пульта отключения вспомогательных машин;

— индикатор состояния контактора КМ36 подключения кондиционера А50;

— индикатор состояния разъединителя Q6 подключения цепей ВМ к ОСН;

— индикаторы состояния контакторов подключения двигателей вспомогательных машин (КМ1, КМ11 — КМ15);

— индикаторы состояния контакторов КМ2 и КМЗ подключения пусковых емкостей;

— индикаторы состояния масла мотор-компрессора и вентиля разгрузки Y5;

— индикаторы значений токов и напряжений в цепях вспомогательных машин;

— индикатор состояния шкафа питания А25;

— индикатор состояния реле контроля «земли» KV4 в цепях вспомогательных машин;

— индикаторы состояния контакторов КМ24, КМ25 подключения калориферов ЕЗ и Е4;

— индикатор состояния контактора КМ45 подключения обогрева стекол А39;

— индикатор состояния контактора КМ45 подключения обогрева стекол А39; отображается только для головных (не бустерных) секций;

— индикатор состояния разъединителя QS28 подключения цепей вспомогательных машин к соседней секции;

— индикаторы выключателей и тумблеров управления вспомогательными машинами.

В кадре появляются сведения о состоянии контролируемого пневмооборудования, получаемые от датчиков и сигнализаторов давления через CAN-интерфейс (система КЛУБ-У). В таблице выводится информация о секциях «по ходу движения». Для бустерных секций (электровозы ЗЭС5К и 4ЭС5К) не выводится информация в ячейки столбцов «SP6, S9», «ПМ», «5Р16» и «ТМ», поскольку в этих секциях отсутствует указанное оборудование.

Кадр «Блок сигнализации» (рис. 10)

В кадре присутствуют индикаторы, отражающие информацию о состоянии основного оборудования каждой секции электровоза. Индикаторы кадра соответствуют индикаторам блока сигнализации БС-008, но на кадре информация «привязана» к конкретной секции. Последовательность секций начинается с ведущей, обозначенной на кадре как «Секция 1».

Кадр «Дополнительные функции»

После нажатия клавиши F переходят к дополнительным сервисным кадрам, содержащим следующую информацию:

* параметры конфигурации электровоза — номер и серия локомотива, число секций, номер кабины (выполняют при приемке электровоза машинистом);

* параметры работы функции ограничения напряжения на ТД (1000 + 20) В, когда управляют тягой в режиме «Авторегулирование». Имеются два состояния:

• «Установлено» — МСУД реализует функцию ограничения напряжения на ТД (1000 + 20) В;

• «Снято» — функция ограничения напряжения на ТД отключена.

6575869009809099 8488

Отображается после нажатия одноименной клавиши в разделе «Дополнительные функции». В кадре имеется возможность формировать команды для задания режимов работы оборудования электровоза, для чего необходимо нажать нужную клавишу на лицевой панели БИ.

Кадр «Виртуальный пульт» (рис. 13)

Отображается после нажатия одноименной клавиши в разделе «Дополнительные функции». Только из кабины ведущей секции можно управлять через данный кадр вспомогательными машинами, запрещать (разрешать) работу гребнесмазы-вателя.

АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ ОБОРУДОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ МСУД-015

Кроме штатных защит, в электрических схемах электровозов 2(3, 4)ЭС5К с ПоР программными средствами МСУД-015 реализованы дополнительные алгоритмические защиты оборудования.

Блокирование включения главного выключателя QF1 после его трехкратного срабатывания с записью данного события в регистратор и вывод сообщения «Запрет включения ГВ системой МСУД: 3-кратное срабатывание защиты».

После отключения неисправного оборудования, в соответствии с рекомендательными сообщениями, действие защиты может сниматься подачей соответствующей команды машинистом с помощью сервисного меню на блоке индикации А78 ведущей секции. При этом факты формирования и передачи команды фиксируются в подсистеме регистрации.

Защита от недопустимого напряжения контактной сети

Если в течение 1 с и более зафиксировано превышение максимального значения напряжения в контактной сети (29 кВ), то на экран БИ выводится предупреждающее сообщение — «Критическое превышение напряжения контактной сети».

Если в течение 1 с и более зафиксировано напряжение в контактной сети ниже минимального значения (19 кВ), то на экране блока индикации выводится предупреждающее сообщение «Критическое снижение напряжения контактной сети».

Контроль включения (отключения) вспомогательных машин

■ Если при проезде нейтральной вставки включен любой из контакторов вспомогательных машин, то МСУД-015 автоматически отключает все работающие вспомогательные машины и блокирует их работу до момента, пока в блоке выключателей S20 ведущей секции электровоза не будет отключен соответствующий выключатель — «Компрессор», «Вентиляторы 1» и «Вентиляторы 2». При этом формируется предупреждающее сообщение — «Предупреждение: запрещено проследование нейтральной вставки без предварительного отключения вспом. машин! Работающие вспом. машины отключены автоматически!».

■ При движении электровоза на выбеге без включенных вентиляторов формируется предупреждающее сообщение — «Предупреждение: недопустимо движение электровоза с отключенными вентиляторами тяговых двигателей!».

■ МСУД отслеживает число срабатываний тепловых реле для каждой вспомогательной машины каждой секции. При трехкратном срабатывании конкретного теплового реле работа соответствующей вспомогательной машины блокируется путем автоматического отключения соответствующего выключателя в виртуальном пульте блока индикации А78 и сопровождается выводом информационного сообщения — «Многократное срабатывание ТРТ: отключен [наименование вспомогательной машины]».

Контроль включения тумблера автоподачи песка S30 «Песок автоматически»
Если скорость движения поезда при установленном режиме «Автоматическое управление» превысит 25 км/ч, а тумблер автоподачи песка S30 «Песок автоматически» не будет включен, то МСУД-015 автоматически ограничит ток якоря каждого ТД (не более 500 А). Ранее заданные с контроллера машиниста значения тока, превосходившие 500 А, игнорируются. На БИ выводится сообщение — «Предупреждение: при отключенном тумблере S30 ток ограничен (доп. не более 500 А)». Система МСУД-015 сохраняет установленное ограничение до включения тумблера S30 «Песок автоматически» или установки контроллера машиниста SM1 в положение «0».

464675686998080990 4384

В аналогичной ситуации при рекуперативном торможении на БИ выводится предупредительное сообщение (с записью в регистратор) о необходимости включить указанный тумблер — «Предупреждение: эксплуатация электровоза с отключенным тумблером S30 «Песок автоматически» недопустима!».

Ограниченное применение ручного регулирования.

При выборе ручного регулирования (установке тумблера S3 в положение «Ручное») МСУД-015 при скорости движения более 2 км/ч ограничивает работу электровоза только первой и второй зонами регулирования ВИП (ВИУ) одновременно на всех секциях.

Защита от перегрева тягового оборудования.

Защита тягового трансформатора — при срабатывании датчика SK10 система МСУД-015 отключает (или блокирует включение) главного выключателя QF1.

Защита ВИП ( В И У)—при фиксации в течение 5 с и более предаварийного состояния в режиме «Авторегулирование» в тяге или рекуперации автоматически ограничивается ток всех ТД электровоза на уров

не 810 А (продолжительный режим). На БИ выводится (с записью в регистратор) сообщение о перегреве соответствующего ВИУ.

При фиксации в течение 5 с и более температуры ВИП (ВИУ) выше допустимого значения система МСУД-015 автоматически отключает соответствующий контактор питания (КМ41 или КМ42), и на экран БИ выводится соответствующее сообщение.

Защита ТД, сглаживающих реакторов (PC). Алгоритмом работы защит предусмотрены два порога срабатывания — предупредительный (с выводом предупредительного сообщения) и защитный (с автоматическим ограничением тока якоря ТД).

Если достигнут пороговый расчетный перегрев ТД или PC, то на экран БИ выдается предупреждение — «Перегрев оборудования: перегрев ТД [№]» или «Перегрев оборудования: перегрев реактора [№]».

Если достигнут п редел ь н ы й перегрев, то вводится ограничение по току якоря: для ТД — не более 810 А, для PC с классом изоляции «F» — не более 810 А (электровозы ЗЭС5К № 434, 4ЭС5К № 001 — 003), для PC с классом изоляции «Н» — не более 900 А. Ограничения по току автоматически снимаются при снижении температуры перегрева до порогового значения.

Ограничение эксплуатации с отключенными БИ

В режиме тяги введены следующие предельные параметры:

• в режиме «Авторегулирование» — ограничение тока всех ТД электровоза (не более 810 А);

• в режиме «Ручное управление» — выполняются ограничения как при перегреве тягового оборудования.

Применение рекуперации блокируется за исключением случая, когда связь с БИ пропадает в режиме электрического торможения. Данный режим должен сохраняться до перевода контроллера машиниста SM1 в положение «0».

Если БИ ведущей кабины отключается при работе локомотива в недопустимых режимах (ручной режим в тяге и рекуперация), текущий режим работы сохранится до момента постановки контроллера машиниста в положение «0». В этом случае ограничение по току 810 А будет введено через 2 — 3 с, кактолько отключатся БИ. Далее продолжится движение с отключенными БИ и перечисленными ограничениями.

6888790808098 7167

Контроль применения пневматического тормоза для предотвращения боксования

Если в тяговом режиме при движении со скоростью более 2 км/ч МСУД зафиксирует в течение 15 с и более наличие давления в тормозных цилиндрах электровоза, то на БИ будет выведено диагностическое сообщение — «Предупреждение: применение пневматического тормоза в режиме тяги!» и включится звуковой сигнал.

Источник

Алгоритмические защиты оборудования с помощью МСУД-015

ПАМЯТКА

Машинисту о конструктивных отличиях электровозов 2(3,4)ЭС5К (исп. 10, 11, 12) с поосным регулированием силы тяги и микропроцессорной системой управления и диагностики с расширенными функциями

Электровозы с поосным регулированием (ПоР) силы тяги и торможения, изготавливаемые в двухсекционном (2ЭС5К), трехсекционном (3ЭС5К) и четырехсекционном (4ЭС5К) исполнении (далее – электровозы с ПоР), предназначены для эксплуатации на железных дорогах, электрифицированных на однофазном переменном токе промышленной частоты с номинальным напряжением 25кВ.

В отличие от электровозов 2(3)ЭС5К с потетежечным регулированием, на электровозах с ПоР установлены:

— выпрямительно-инверторные устройства ВИП-4000-2М-У2 или ВИУ-4000-2М-У2 (далее по тексту – ВИП (ВИУ)), с двумя каналами для питания одного тягового электродвигателя (ТЭД) каждый;

— сглаживающие реакторы РС-19-01 с классом изоляции «Н» (на электровозах 3ЭС5К№434 и 4ЭС5К№001-008 установлены РС-19 с классом изоляции «F»);

— микропроцессорная система управления и диагностики МСУД-015 с расширенными функциями и системой бортовой диагностики состояния оборудования и дистанционной передачей данных (далее по тексту – МСУД-015);

— блоки температурного контроля (БТК-003), осуществляющий сбор, обработку и передачу данных в МСУД-015 о температуре масла тягового трансформатора, о температуре окружающего воздуха (датчик установлен в форкамере) и о температуре воздуха на выходе ВИП (ВИУ).

Настоящим конструктивным исполнением в штатных режимах обеспечивается работа электровозов с ПоР:

— в режиме тяги «последовательное возбуждение» («ПВ») и «независимое возбуждение» («НВ») главных полюсов тяговых электродвигателей;

— в режиме «рекуперативное торможение» независимое возбуждение главных полюсов тяговых электродвигателей.

Выбор типа возбуждения осуществляется путем выбора соответствующего положения выключателя ВОЗБУЖДЕНИЕ блока выключателей S20:

— ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ (отключенное положение выключателя);

— НЕЗАВИСИМОЕ (включенное положение выключателя).

В режиме тяги «ПВ» применяется во всем диапазоне рабочих скоростей.

В режиме тяги «НВ» применяется:

— в режиме «Авторегулирования» (при установке тумблера S3 в положение АВТОРЕГУЛИРОВАНИЕ);

— при всех работающих ВИП (ВИУ) или ТЭД на секции электровоза.

При работе электровоза с «НВ» ТЭД (при включенном положении выключателя ВОЗБУЖДЕНИЕ) системой МСУД-015 реализован автоматический переход с «НВ» на «ПВ»:

— при разборе и последующем сборе схемы Тяга (установка главного вала в положение «0») при скорости выше 65 км/ч.;

— или переборе схемы из режима Рекуперация в режим Тяга при скорости выше 65 км/ч.

При дальнейшем снижении скорости до 55 км/ч выполняется автоматический переход с «ПВ» на «НВ».

ВНИМАНИЕ!

● При эксплуатации электровоза в режиме независимого возбуждения ТЭД не рекомендуется задавать токи якоря выше 950 А при скоростях движения выше 49 км/ч.

● Управление контакторами ослабления поля в режиме «ПВ» осуществлять только в ручном режиме.

Имеется следующее временное ограничение:

● Трогание с места поезда с токами якоря 900А и выше на руководящих подъемах необходимо выполнять на «ПВ» ТЭД!

В дальнейшем при необходимости переключиться на режим работы с «НВ» ТЭД, в режиме выбега требуется перевести выключатель ВОЗБУЖДЕНИЕ блока выключателей S20 из положения ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ на НЕЗАВИСИМОЕ. Изменение типа возбуждения рекомендуется производить на равнинном участке эксплуатации.

Программное обеспечение блока индикации (БИ) предназначено для отображения в реальном времени графической и звуковой информации о заданных и истинных величинах, контролируемых параметрах, состоянии оборудования и системы управления, режиме работы оборудования и т.д., а также ввода команд с многофункциональной клавиатуры.

3.1. Запуск программы

Программное обеспечение БИ запускается автоматически, при опускании рукоятки БУ-367 вниз в кабине управления включается блок питания. По окончании загрузки на экране БИ появится окно «ОСНОВНОГО КАДРА», рис. 1-3, в зависимости от режима работы электровоза.

3.2. Выполнение программы

МСУД реализует аварийно-предупредительный контроль и вывод на экран параметров, характеризующих состояние основного оборудования в виде диагностических кадров, или в виде всплывающего окна на фоне «ОСНОВНОГО КАДРА», на котором сформирована текстовая информация о возникшей ситуации и рекомендации по её устранению.

На диагностических кадрах БИ при отображении транспарантов с сообщениями, используется три основных фоновых цвета:

— сообщение на красном фоне или выведенные красным шрифтом информирует об отказе или сбое в работе оборудования (выполнения заданного режима работы), название которого присутствует в отображаемом тексте;

— сообщение на черном фоне информирует о нормальной работе оборудования или режиме, название которого присутствует в отображаемом тексте;

— сообщение на сером фоне информирует о неактивном (отключенном) состоянии оборудования или режима, название которого присутствует в отображаемом тексте.

3.2.1 Управление локомотивом

Для управления локомотивом предусмотрены два кадра: «ОСНОВНОЙ КАДР» (рис. 1-4) и кадр «ТОК/СКОРОСТЬ» (рис. 5).

3.2.1.1 «ОСНОВНОЙ КАДР»

«ОСНОВНОЙ КАДР» функционально разбит на три зоны (рис. 1).

Независимо от режима и состояния силовой схемы (постоянно), отображается зона

«ОСНОВНОГО КАДРА», содержащая:

2) «Режим» – заданный режим управления: «АВТОРЕГУЛИРОВАНИЕ», «РУЧНОЕ», «МАНЕВРОВЫЙ»;

3) «Силовая схема» – состояние цепей электровоза («ВПЕРЕД», «НАЗАД», «РЕКУПЕРАЦИЯ», «ТЯГА ПВ», «ТЯГА НВ»).

image002image003

Рисунок 1 – «ОСНОВНОЙ КАДР», режим «РУЧНОЕ»

image005

Рисунок 2 – «ОСНОВНОЙ КАДР», режим «РЕКУПЕРАЦИЯ»

image007

Рисунок 3 – «ОСНОВНОЙ КАДР» в режиме «ТЯГА ПВ», схема собрана

Внизу «ОСНОВНОГО КАДРА» расположена информационная панель (рис. 4), в которой расположена строка функциональных клавиш с подсказывающими надписями (над определённой клавишей клавиатуры) о том, в какой кадр можно перейти при её нажатии. При необходимости в панель клавиш выводятся информационные сообщения.

image009

Рисунок 4 – Информационная панель

Дополнительные кадры при управлении электровозом:

3.2.1.2 Кадр «ТОК/СКОРОСТЬ»

Дополнительные кадры, рекомендуемые в использовании при движении электровоза, собраны в разделе «ТОК/СКОРОСТЬ».

Возврат в «ОСНОВНОЙ КАДР» осуществляется нажатием клавиши [1] – «ОСНОВНОЙ КАДР».

image011

Диагностика оборудования

Для отображения диагностической информации об оборудовании электровоза предусмотрены соответствующие кадры.

3.2.2.1 Кадр «ТЕМПЕРАТУРА ПЕРЕГРЕВА ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И РЕАКТОРОВ»

Для оценки перегрева ТЭД, особенно при работе с токами ТЭД более 810 А (превышение величины тока продолжительного режима), например, при затяжных подъёмах или ведении тяжеловесных составов машинист может войти в кадр «ТЕМПЕРАТУРА ПЕРЕГРЕВА ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И РЕАКТОРОВ» (рис. 6). Для этого в кадре «ТОК/СКОРОСТЬ» необходимо нажать клавишу [8] – «Перегрев ТД и Р».

image013

Рисунок 6 – Кадр «ТЕМПЕРАТУРА ПЕРЕГРЕВА»

В кадре «ТЕМПЕРАТУРА ПЕРЕГРЕВА ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И РЕАКТОРОВ» отображаются:

— дата и время начала расчета;

— начальное значение перегрева;

— максимальное значение перегрева;

— зарегистрированное в процессе расчета максимальное значение перегрева;

— текущее значение перегрева по каждому ТЭД (якорная обмотка (Я), обмотки главных полюсов (Гл), обмотки дополнительных полюсов (ДП)) и сглаживающему реактору (Р);

— зарегистрированное в процессе расчета максимальное значение перегрева по каждому ТЭД с указанием типа обмотки (якорь, дополнительные полюса и компенсационная, главные полюса).

— красный – нет данных от МСУД секции;

— серый – данные от МСУД секции есть, секция отключена;

— жёлтый – данные от МСУД секции есть, секция включена.

Отображение последовательности секций идет относительно ведущей секции, обозначенной на кадре как «С1».

3.2.2.2 Кадр «СИЛОВАЯ СХЕМА»

При нажатии в «ОСНОВНОМ КАДРЕ» клавиши [3] – «Силовые цепи» отображается кадр «СИЛОВАЯ СХЕМА». При этом на экране отображается схема силовых цепей первой секции электровоза, по которой можно оценить состояние коммутирующих аппаратов, последовательность их включения при сборе цепей заданного режима.

Отображение при переключении секций – относительное, по ходу движения локомотива.

image015

Состояние индикаторов в кадре «СИЛОВАЯ СХЕМА»:

1. Состояние силовой схемы

Режим работы электровоза в кадре «СИЛОВАЯ СХЕМА» определяется двумя индикаторами: направление движения и режим работы силовой схемы.

На индикаторе направления движения выводится надпись «ВПЕРЕД» или «НАЗАД» при условии, что контроллер машиниста не в положении «0».

2. Индикатор значения напряжения контактной сети (Uкс)

На индикатор напряжения контактной сети выводится значение напряжения в контактной сети с точностью до 0,1 кВ.

3. Индикатор состояния главного выключателя (QF1)

Состояние «включен» или «отключен».

4. Индикаторы состояния токовых реле КА1-КА3, КА4-КА6, КА7, КА8

Состояние «включен» или «отключен».

5. Индикаторы состояния разъединителей ВИУ (ВИП) (QS3, QS32, QS4, QS42)

Состояние «включен» или «отключен».

6. Индикаторы состояния контакторов питания ВИУ (ВИП) (KM41, KM42)

Состояние «включен» или «отключен».

7. Индикаторы состояния разъединителя питания ВУВ (QS15) и контактора подключения обмотки возбуждения (К1)

Состояние «включен» или «отключен».

8. Индикаторы состояния ВИУ (ВИП) (U1 и U2)

На индикаторы состояния ВИУ (ВИП) U1 и U2 (выводы 1.1, 1.2, 2.1, 2.2) в зависимости от режима работы выводится надпись:

Цвет фона индикаторов:

серый – при отсутствии связи по CAN-интерфейсу с блоком диагностики ВИУ (ВИП),

чёрный – в режиме «Работа», «Диагностика» или «—»,

красный – в режиме «АВАРИЯ» или «Неисправность».

Индикаторы блоков питания ВИУ (ВИП) U1 А73 и ВИУ (ВИП) U2 А74 при условии, что есть связь с блоком диагностики ВИУ (ВИП), отображаются:

чёрным цветом – при нормальной работе,

красным цветом – при неисправности,

серым цветом – в случае отсутствия связи по CAN-интерфейсу с блоком диагностики соответствующего ВИУ (ВИП).

9. Индикаторы состояния контакторов, переключателей и разъединителей блоков силовых аппаратов А11, А12

Состояние «включен» или «отключен».

10. Индикаторы значений токов и напряжений ТЭД

На индикаторы токов и напряжений ТЭД, а также тока возбуждения выводятся соответствующие значения токов и напряжений.

11. Индикаторы состояния автоматических выключателей SF21, SF22, SF23, SF42

Состояние «включен» или «отключен».

12. Индикатор состояния секции

В случае наличия связи с секцией секция отключена, внизу кадра выводится надпись красным цветом «Секция отключена!» (рис. 7). При отсутствии связи с секцией внизу кадра выводится надпись красным цветом «Нет связи с секцией!».

13. Индикатор состояния сервисного режима

В случае наличия связи с секцией и наличия признака включенного сервисного режима проверки оборудования внизу кадра выводится надпись красным цветом «Режим проверки оборудования» (рис. 7).

При нажатии клавиши [2] – «Выбор секции» можно последовательно просмотреть состояние и включение коммутационных аппаратов тяговых цепей на всех секциях электровоза.

Из кадра «СИЛОВАЯ СХЕМА» можно перейти в кадры «СХЕМА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАШИН» (по клавише [4]), «ТОКОПРИЕМНИКИ» (по клавише [5]), «ДИАГНОСТИКА ВИУ (ВИП)» (по клавише [6]), «ПНЕВМООБОРУДОВАНИЕ» (по клавише [8]), «ДАТЧИКИ СКОРОСТИ» (по клавише [9]). Возврат в «ОСНОВНОЙ КАДР» осуществляется нажатием клавиши [1] – «Основной кадр».

3.2.2.3 Кадр «СХЕМА ЦЕПИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАШИН»

При нажатии в кадре «СИЛОВАЯ СХЕМА» клавиши [4] – «Вспом. машины» отображается кадр «СХЕМА ЦЕПИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАШИН». При этом на экране отображается схема цепей вспомогательных машин и основного оборудования, по которой можно оценить работу этого оборудования и состояние коммутирующих аппаратов.

На рис. 8-10 приведены варианты кадра «СХЕМА ЦЕПИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАШИН» для серийного электровоза серии 2(3,4)ЭС5К в зависимости от типа секции: рис. 8 – для головной секции; рис. 9 – для бустерной секции; рис. 10 – для бустерной секции 2-го типа.

image017

Рисунок 8 – Кадр «СХЕМА ЦЕПИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАШИН»
для серийных 2ЭС5К, 3ЭС5К и 4ЭС5К, головная секция

image019

Рисунок 9 – Кадр «СХЕМА ЦЕПИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАШИН»
для серийных электровозов 2ЭС5К, 3ЭС5К и 4ЭС5К, бустерная секция

image021

Рисунок 10 – Кадр «СХЕМА ЦЕПИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАШИН»
для серийных электровозов 2ЭС5К, 3ЭС5К и 4ЭС5К, бустерная секция 2-го типа

Состояние индикаторов кадра «СХЕМА ЦЕПИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАШИН»:

1. Индикатор состояния секции

При отсутствии связи с секцией в верхнем левом углу кадра выводится надпись красным цветом «Нет связи с секцией!». Если в случае наличия связи с секцией секция отключена, то в верхнем левом углу кадра выводится надпись красным цветом «Секция отключена!».

2. Индикатор значения напряжения контактной сети (Uкс)

На индикатор выводится значение напряжения контактной сети с точностью до 0,1 кВ.

3. Индикатор состояния главного выключателя (QF1)

Состояние «включен» или «отключен».

4. Индикатор состояния масла тягового трансформатора Т5

В поле «температура (SK10)» выводится надпись «перегрев» красным цветом или «норма» белым цветом в зависимости от наличия соответствующего сигнала. В поле «давление (SP10)» выводится надпись «нет» жёлтым цветом или «норма» белым цветом в зависимости от наличия соответствующего сигнала.

5. Индикатор состояния автоматического выключателя SF25

Состояние «включен» или «отключен».

6. Индикаторы состояния токового реле КА9

Состояние «включен» или «отключен».

7. Индикаторы состояния выключателей S80…S84 виртуального пульта
отключения вспомогательных машин

Индикаторы состояния выключателей S80…S84 виртуального пульта отключения вспомогательных машин отображают состояние выключателей S80…S84 виртуального пульта текущей секции. Индикаторы S80…S84 имеют состояние «вкл.» белого цвета или «откл.» красного цвета в зависимости от наличия соответствующего сигнала.

Для бустерной секции 2-го типа электровоза серии 4ЭС5К с номера 004 выключатель S83 не отображается.

8. Индикатор состояния контактора КМ36 подключения кондиционера A50

Индикатор состояния контактора КМ36 подключения кондиционера A50 отображается только в головных (не бустерных) секциях. Состояние контактора отображается в состоянии «включен» или «отключен» в зависимости от наличия соответствующего сигнала.

9. Индикатор состояния разъединителя Q6 подключения цепей ВМ к ОСН

Состояние «включен» или «отключен».

10. Индикаторы состояния контакторов подключения электродвигателей ВМ (KM1, KM11-KM15)

В зависимости от наличия соответствующего сигнала (включен/отключен) индикаторы KM1, KM11-KM15 отображаются включенными или отключенными.

11. Индикаторы состояния контакторов КМ2 и KM3 подключения пусковых ёмкостей

Состояние «включен» или «отключен».

12. Индикаторы состояния масла МК и вентиля разгрузки Y5

В поле «SK7» (температура масла) выводится надпись «холодное» жёлтым цветом или «норма» белым цветом в зависимости от наличия соответствующего сигнала. В поле «SP15» (давление масла) выводится надпись «нет» жёлтым цветом или «норма» белым цветом в зависимости от наличия соответствующего сигнала. В поле «Y5» (включение вентиля разгрузки) выводится надпись «разгрузка» жёлтым цветом или «откл.» белым цветом в зависимости от наличия соответствующего сигнала. Если с текущей секцией нет связи, то в поля «SK7», «SP15», «Y5» выводится «—» серым цветом.

13. Индикаторы значений токов и напряжений в цепях вспомогательных машин

На индикаторы токов и напряжений в цепях вспомогательных машин выводятся значения фазных токов пускового электродвигателя, суммарного тока фазы С1, значение напряжения фазы С3 в масштабе 1:1.

Индикатор дискретного датчика А1 наличия напряжения фазы С3 отображается на черном фоне при наличии на текущей секции соответствующего сигнала, иначе – на сером фоне.

Если с текущей секцией нет связи, на индикаторы выводится прочерк серым цветом.

14. Индикатор состояния шкафа питания А25

Состояние «включен» или «отключен».

15. Индикатор состояния реле контроля «земли» KV4 в цепях вспомогательных машин

Состояние «включен» или «отключен».

16. Индикаторы состояния контакторов КМ24, КМ25 подключения калориферов Е3 и Е4

Состояние «включен» или «отключен».

17. Индикатор состояния контактора КМ45 подключения обогрева стекол A39

Индикатор состояния контактора КМ45 подключения обогрева стекол A39 отображается только для головных (не бустерных) секций.

18. Индикатор состояния разъединителя QS28 подключения цепей ВМ к соседней секции

Состояние разъединителя QS28 подключения цепей ВМ к соседней секции отображается только для головных (не бустерных) секций.

19. Индикаторы выключателей и тумблеров управления вспомогательными машинами

Состояние «включен» или «отключен».

3.2.2.4 Кадр «ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ»

При нажатии в кадре «СИЛОВАЯ СХЕМА» клавиши [8] – «Пневмо. оборуд.» отображается кадр «ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ» (рис. 11), в котором отображается информация о состоянии контролируемого пневмооборудования, получаемая от датчиков и сигнализаторов давления, по CAN-интерфейсу от системы

image023

Рисунок 11 – Кадр «ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ»

В таблице выводится информация о секциях «по ходу движения».

Для бустерных секций электровозов 3ЭС5К и 4ЭС5К в ячейки столбцов «SP6, S9», «ПМ», «SP16» и «ТМ» не выводится информация, т.к. в этих секциях отсутствует указанное оборудование. Дополнительно, для электровозов серии 4ЭС5К с №004 в бустерной секции 2-го типа не выводится информация в ячейке столбца «Мотор-компрессор».

3.2.2.5 Кадр «УПРАВЛЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЕМ»

При нажатии в «ОСНОВНОМ КАДРЕ» или кадре «КОНТРОЛЬ ОБОРУДОВАНИЯ» клавиши [5] – «Управлен. оборуд.» на экране отображается кадр «УПРАВЛЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЕМ», содержащий информацию о выдаче аппаратурой МСУД сигналов управления оборудованием электровоза (рис. 12).

На кадре для выбранной секции (номер и тип секции указан в зоне I справа), выбранного блока (тип блока указан в зоне I слева) и выбранной платы БВВ (позиционное обозначение платы указано в зоне I в центре) в табличной форме отображаются сигналы на выходах МСУД.

image025

Рисунок 12 – Кадр «УПРАВЛЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЕМ»

3.2.2.6 Кадр «КОНТРОЛЬ ОБОРУДОВАНИЯ»

При нажатии в «ОСНОВНОМ КАДРЕ» или кадре «УПРАВЛЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЕМ» клавиши [6] – «Контроль оборуд.» отображается кадр «КОНТРОЛЬ ОБОРУДОВАНИЯ», содержащий информацию о состоянии сигналов контроля и диагностики оборудования электровоза (рис. 13).

Кадр построен по аналогии с кадром «УПРАВЛЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЕМ». В кадре для каждого обрабатываемого сигнала отображаются:

— обозначение и краткое описание сигнала;

— обозначение провода, подводящего сигнал;

— номер контакта и внешнего соединителя, на который заводится сигнал;

— диагностическое состояние входного каскада;

— текущее состояние сигнала.

Отображение при переключении секций – относительное, по ходу движения электровоза, ведущая секция всегда первая.

image027

Рисунок 13 – Кадр «Контроль оборудования»

3.2.2.7 Кадр «ДИАГНОСТИКА МСУД»

Кадры, входящие в раздел «ДИАГНОСТИКА МСУД», предназначены для проверки работоспособности аппаратных средств МСУД, оперативного определения неисправного узла (на уровне блока или съёмного блока). Данный кадр рассчитан на использование обслуживающим и ремонтным персоналом.

3.2.2.8 Кадр «БЛОК СИГНАЛИЗАЦИИ»

При нажатии в кадрах «ОСНОВНОЙ КАДР», «ТОК/СКОРОСТЬ», «УПРАВЛЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЕМ» или «КОНТРОЛЬ ОБОРУДОВАНИЯ» клавиши [S] – отображается кадр «БЛОК СИГНАЛИЗАЦИИ» (рис. 14).

image029

Рисунок 14 – Кадр «БЛОК СИГНАЛИЗАЦИИ»

В кадре «БЛОК СИГНАЛИЗАЦИИ» отображены индикаторы отражающие информацию о состоянии основного оборудования каждой секции электровоза. Индикаторы кадра соответствуют индикаторам блока сигнализации БС-008, но на кадре информация выводится с привязкой к конкретной секции.

Отображение последовательности секций идет относительно ведущей секции, обозначенной на кадре как «Секция 1».

Если секция электровоза отключена, но при этом включен МСУД тумблером S66 «Резервное питание МСУД», у надписи «Секция N» отображается надпись «отключена» красным цветом. На отключенной секции могут подсвечиваться только индикаторы: «МК», «ДП», «РКЗ», «ТЦ», «ТМ», «ПС» и «ДМ».

В случае если отключен вывод информации на БС-008, на кадре, в нижней его части, выводится надпись красным цветом: «Тумблер S54 “Сигнализация” отключен».

Возврат в кадр, из которого был осуществлен переход в кадр «БЛОК СИГНАЛИЗАЦИИ», осуществляется по нажатию клавиши [Esc].

3.2.2.9 Кадр «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ»

При нажатии в основном кадре клавиши [F] отображается основной кадр раздела «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ» (рис. 15), служащий для перехода к дополнительным сервисным кадрам и содержащий информацию о:

б) параметрах работы функции ограничения напряжения на ТЭД 1000+20 В в тяговых режимах работы электровоза при управлении в режиме «Авторегулирование»:

в) версиях программного обеспечения ПО МСУД-015.

— нажать кнопку 9 (в правом верхнем углу версия БИ, если версия БИ 1.35- сборка ПО 1.16; если версия БИ 1.39- сборка ПО 2.0).

Возврат в «ОСНОВНОЙ КАДР» из основного кадра раздела «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ» осуществляется нажатием клавиши [Esc].

image031

Рисунок 15 – Кадр «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ»

3.2.2.10 Управление оборудованием

При нажатии в разделе «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ» клавиши [4] – «Управление оборудованием» отображается кадр «УПРАВЛЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЕМ» (рис. 16), в котором имеется возможность формировать команды для задания режимов работы оборудования электровоза. Команда формируется нажатием соответствующей клавиши, расположенной на лицевой панели блока индикации.

image033

Рисунок 16 – Кадр «УПРАВЛЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЕМ»

а) По клавише [1] – «Восстановить сигнал «ТМ»: сброс защелки «Обрыв ТМ», формируемой по сигналам ДДР и ДТЦ от датчика 418 (схемное обозначение SP1).

б) По клавише [2] – «Сброс блокировки ГВ»: сброс блокировки МСУД включения главного выключателя.

в) По клавише [3] – «Отключить/Включить автоматическое управление ступенями ОП». При автоматическом режиме МСУД будет подключать и отключать резисторы по заданному алгоритму. При отключении автоматического режима система МСУД будет подключать и отключать резисторы по команде машиниста путем нажатия клавиш [↑] и [↓] на блоке индикации в «ОСНОВНОМ КАДРЕ» и кадре «ТОК/СКОРОСТЬ»;

г) По клавише [4] – «Управление записью дополнительных данных при старте ВМ»: включение или отключение режима формирования дополнительного дампа данных (с интервалом 10 мс) при пуске вспомогательных машин для обеспечения возможности детального изучения переходных процессов.

3.2.2.11 Кадр «ВИРТУАЛЬНЫЙ ПУЛЬТ»

При нажатии в кадре «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ» клавиши [7] – «Виртуальный пульт» отображается кадр «ВИРТУАЛЬНЫЙ ПУЛЬТ» (рис. 17), в котором осуществляется управление запретами на включение дополнительного оборудования. Управление оборудованием через виртуальный пульт доступно только из кабины ведущей секции.

В кадре «ВИРТУАЛЬНЫЙ ПУЛЬТ» (управление ВМ) осуществляется управление вспомогательными машинами электровоза:

– нажатием клавиши [4] – «Вентилятор 1» запрещается/разрешается работа электродвигателя вентилятора 1 (тумблер S80);

– нажатием клавиши [5] – «Вентилятор 2» запрещается/разрешается работа электродвигателя вентилятора 2 (тумблер S81);

– нажатием клавиши [6] – «Двигатель пусковой» запрещается/разрешается работа электродвигателя фазорасщепителя (тумблер S82);

– нажатием клавиши [7] – «Мотор-компр.» запрещается/разрешается работа электродвигателя главного компрессора (тумблер S83), для бустерной секции второго типа управление мотор-компрессором отсутствует;

– нажатием клавиши [8] – «Маслонасос» запрещается/разрешается работа электродвигателя маслонасоса (тумблер S84);

– нажатием клавиши [9] – «Гребнесмазыватель» запрещается/разрешается работа гребнесмазывателя (тумблер S85).

image035

Рисунок 17 – Кадр «ВИРТУАЛЬНЫЙ ПУЛЬТ»
(управление вспомогательными машинами)

Нажатием клавиши [2] – «Выбор секции» осуществляется выбор секции электровоза, в которой необходимо выполнить отключения. Возврат в «ОСНОВНОЙ КАДР» осуществляется нажатием клавиши [1] – «Основной кадр».

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

БИ – блок индикации;

БРПД – блок регистрации и передачи данных;

БС – блок сигнализации;

БСА – блок силовых аппаратов;

БТК – блок температурного контроля;

ВИП – выпрямительно-инверторный преобразователь;

ВИУ – выпрямительно-инверторная установка;

ВМ – вспомогательные машины;

ВУВ – выпрямительная установка возбуждения;

ДДР – датчик разрядки тормозной магистрали;

ДТЦ – датчик давления в тормозных цилиндрах;

КЛУБ, КЛУБ-У – комплексное локомотивное устройство безопасности;

МСУД – микропроцессорная система управления и диагностики;

ОВ – ослабление возбуждения;

РС – реактор сглаживающий;

ТЭД – тяговый электродвигатель.

ПАМЯТКА

Машинисту о конструктивных отличиях электровозов 2(3,4)ЭС5К (исп. 10, 11, 12) с поосным регулированием силы тяги и микропроцессорной системой управления и диагностики с расширенными функциями

Электровозы с поосным регулированием (ПоР) силы тяги и торможения, изготавливаемые в двухсекционном (2ЭС5К), трехсекционном (3ЭС5К) и четырехсекционном (4ЭС5К) исполнении (далее – электровозы с ПоР), предназначены для эксплуатации на железных дорогах, электрифицированных на однофазном переменном токе промышленной частоты с номинальным напряжением 25кВ.

В отличие от электровозов 2(3)ЭС5К с потетежечным регулированием, на электровозах с ПоР установлены:

— выпрямительно-инверторные устройства ВИП-4000-2М-У2 или ВИУ-4000-2М-У2 (далее по тексту – ВИП (ВИУ)), с двумя каналами для питания одного тягового электродвигателя (ТЭД) каждый;

— сглаживающие реакторы РС-19-01 с классом изоляции «Н» (на электровозах 3ЭС5К№434 и 4ЭС5К№001-008 установлены РС-19 с классом изоляции «F»);

— микропроцессорная система управления и диагностики МСУД-015 с расширенными функциями и системой бортовой диагностики состояния оборудования и дистанционной передачей данных (далее по тексту – МСУД-015);

— блоки температурного контроля (БТК-003), осуществляющий сбор, обработку и передачу данных в МСУД-015 о температуре масла тягового трансформатора, о температуре окружающего воздуха (датчик установлен в форкамере) и о температуре воздуха на выходе ВИП (ВИУ).

Настоящим конструктивным исполнением в штатных режимах обеспечивается работа электровозов с ПоР:

— в режиме тяги «последовательное возбуждение» («ПВ») и «независимое возбуждение» («НВ») главных полюсов тяговых электродвигателей;

— в режиме «рекуперативное торможение» независимое возбуждение главных полюсов тяговых электродвигателей.

Выбор типа возбуждения осуществляется путем выбора соответствующего положения выключателя ВОЗБУЖДЕНИЕ блока выключателей S20:

— ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ (отключенное положение выключателя);

— НЕЗАВИСИМОЕ (включенное положение выключателя).

В режиме тяги «ПВ» применяется во всем диапазоне рабочих скоростей.

В режиме тяги «НВ» применяется:

— в режиме «Авторегулирования» (при установке тумблера S3 в положение АВТОРЕГУЛИРОВАНИЕ);

— при всех работающих ВИП (ВИУ) или ТЭД на секции электровоза.

При работе электровоза с «НВ» ТЭД (при включенном положении выключателя ВОЗБУЖДЕНИЕ) системой МСУД-015 реализован автоматический переход с «НВ» на «ПВ»:

— при разборе и последующем сборе схемы Тяга (установка главного вала в положение «0») при скорости выше 65 км/ч.;

— или переборе схемы из режима Рекуперация в режим Тяга при скорости выше 65 км/ч.

При дальнейшем снижении скорости до 55 км/ч выполняется автоматический переход с «ПВ» на «НВ».

ВНИМАНИЕ!

● При эксплуатации электровоза в режиме независимого возбуждения ТЭД не рекомендуется задавать токи якоря выше 950 А при скоростях движения выше 49 км/ч.

● Управление контакторами ослабления поля в режиме «ПВ» осуществлять только в ручном режиме.

Имеется следующее временное ограничение:

● Трогание с места поезда с токами якоря 900А и выше на руководящих подъемах необходимо выполнять на «ПВ» ТЭД!

В дальнейшем при необходимости переключиться на режим работы с «НВ» ТЭД, в режиме выбега требуется перевести выключатель ВОЗБУЖДЕНИЕ блока выключателей S20 из положения ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ на НЕЗАВИСИМОЕ. Изменение типа возбуждения рекомендуется производить на равнинном участке эксплуатации.

Программное обеспечение блока индикации (БИ) предназначено для отображения в реальном времени графической и звуковой информации о заданных и истинных величинах, контролируемых параметрах, состоянии оборудования и системы управления, режиме работы оборудования и т.д., а также ввода команд с многофункциональной клавиатуры.

3.1. Запуск программы

Программное обеспечение БИ запускается автоматически, при опускании рукоятки БУ-367 вниз в кабине управления включается блок питания. По окончании загрузки на экране БИ появится окно «ОСНОВНОГО КАДРА», рис. 1-3, в зависимости от режима работы электровоза.

3.2. Выполнение программы

МСУД реализует аварийно-предупредительный контроль и вывод на экран параметров, характеризующих состояние основного оборудования в виде диагностических кадров, или в виде всплывающего окна на фоне «ОСНОВНОГО КАДРА», на котором сформирована текстовая информация о возникшей ситуации и рекомендации по её устранению.

На диагностических кадрах БИ при отображении транспарантов с сообщениями, используется три основных фоновых цвета:

— сообщение на красном фоне или выведенные красным шрифтом информирует об отказе или сбое в работе оборудования (выполнения заданного режима работы), название которого присутствует в отображаемом тексте;

— сообщение на черном фоне информирует о нормальной работе оборудования или режиме, название которого присутствует в отображаемом тексте;

— сообщение на сером фоне информирует о неактивном (отключенном) состоянии оборудования или режима, название которого присутствует в отображаемом тексте.

3.2.1 Управление локомотивом

Для управления локомотивом предусмотрены два кадра: «ОСНОВНОЙ КАДР» (рис. 1-4) и кадр «ТОК/СКОРОСТЬ» (рис. 5).

3.2.1.1 «ОСНОВНОЙ КАДР»

«ОСНОВНОЙ КАДР» функционально разбит на три зоны (рис. 1).

Независимо от режима и состояния силовой схемы (постоянно), отображается зона

«ОСНОВНОГО КАДРА», содержащая:

2) «Режим» – заданный режим управления: «АВТОРЕГУЛИРОВАНИЕ», «РУЧНОЕ», «МАНЕВРОВЫЙ»;

3) «Силовая схема» – состояние цепей электрово

image052

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

image066

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

image021

image003

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Какой - самый большой справочник ответов на вопрос какой
Adblock
detector