- Урок по литературе на тему : «Кто же такой Чичиков: «подлец», «приобретатель» или …?»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Конспект урока литературы на тему «Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи. Чичиков как антигерой».
Урок по литературе на тему : «Кто же такой Чичиков: «подлец», «приобретатель» или …?»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
9 класс ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Кто же такой Чичиков: «подлец», «приобретатель» или …?
Цель урока раскрыть образ Чичикова как нового героя эпохи
Задачи:-обучающие уметь анализировать текстовый материал, сопоставлять характеристики героев, размышлять над проблемными вопросами
-развивающие развивать навыки аналитической работы с текстом, умение вести диспут, развивать навыки монологической работы
-воспитательные воспитывать интерес к классической литературе, посредством текста воспитывать негативное отношение к «дельцам», не
Имеющих моральных принципов
Тип урока Исследование текстового материала
Формы работы Слово учителя, аналитическая беседа, работа с текстом (текстуальный анализ), комментированное чтение, инсценирование
Отрывков, сопоставительный_ анализ героев (работа с таблицей), творческая самостоятельная работа.
(с указанием действий ЭОР, например, демонстрация)
Организация рабочего места
Мобилизация внимания, определение цели урока.
Единственным сквозным героем этой поэмы, связывающим все её композиционные части, является Павел Иванович Чичиков. Кто же он: «подлец», «приобретатель» или…
Попробуем разобраться в этом образе (это цель нашего урока)
Объявление тема урока. Поставка проблемы.
Слайд № 1 Презентации к уроку
Итак, тема нашего урока: Кто же такой Чичиков: «подлец», «приобретатель» или…?
(Учитель ставит проблему): В конце нашего обсуждения этого образа мы должны будем ответить на вопросы, которые записаны на доске:
Вопросы к размышлению:
1.Какими чертами наделил Гоголь своего героя?
2.Почему деятельность Чичикова не была и не могла быть созидательной?
3.При каких условиях могла появиться такая личность?
4.Кто же такой Чичиков: «подлец», приобретатель или…
5.Насколько актуален этот образ сегодня, в нашей современной жизни?
Читают вопросы для размышления.
Работа над образом Чичикова
1.Подгатовка к исследованию.
2.Формирование умения сопоставить словесный и кинематографические образы
Мёртвые души: Чичиков в тракте
Учитель: Русь-тройка…А кто же в тройке? Этот вопрос измучил главного героя рассказа Шукшина Романа Звягина. Этот вопрос задавали себе многие поколения читателей. Интерес к Чичикову не ослабевает и сейчас.
В чём же его притягательность этого образа?
Почему с момента выхода поэма в печать вокруг этого образа не утихают споры?
Ответ на этот вопрос кроется в высказывании Чернышевского.
Прочитаем эпиграф к уроку. («Этот характер самый трудный»)
Учитель: Познакомимся с героем подробнее.
Инсценировка эпизода рассказа В.М.Шукшина «Забуксовал».
Ответы учащихся (согласно их зрительному восприятию )
Работа с текстом, устные ответы
3.Анализ высказывания литературове да В.П.Переверзера
Вопрос: Как же трактует образ Чичикова
В.Ф. Переверзев (на доске): «Чичиков – самый синтетический тип Гоголя. В нем связались в один узел и Манилов, и Ноздрев, и Собакевич».
Записывают высказывание в тетради.
4.Сопоставительный анализ героев
Заполним таблицу: «Сходство Павла Ивановича с помещиками»
Помещик и его отличительная черта
Как эта черта проявляется в Чичикове ?
(Заполняют учащиеся самостоятельно)
Манилов— «слащавость», приторность, неопределённость
Коробочка- мелочная скаредность
Собакевич- грубая прижимистость и цинизм
Плюшкин- собирание ненужных вещей и тщательное их хранение
Учитель : Чичиков не заботится об общественном благе. С точки зрения нравственных критериев, таких, как забота об общественном благе, о справедливости, о ближнем, Чичиков нечем не лучше помещиков: вся его деятельность корыстна и противоречит высоким идеалам нравственности и человечности.
Таким образом, Чичиков является «собирателем» отрицательных черт всех помещиков.
Учащиеся работПают в группах. Каждая группа- по одному помещику. Выступление групп, запись материала.
Помещик и его отличительная черта
как эта черта проявляется в Чичикове?
Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях.
В маниловском духе размечтался на вечеринке у полицмейстера.
Знаменитая шкатулка Чичикова. Хранит деньги в мешочке.
Желание и умение всем нравиться, испытывать расположение к себе- вот потребность и необходимость Чичикова.
Даже Ноздрев замечает, что в \Чичикове нет
5. Выявление отличительных черт Чичикова
Аудиофрагмент : Фрагмент содержит рссказ о жизни Чичикова и историю рождения идеи приобретения мертвых душ. Том первый, глава XI (отрывок). Ресурс : Гоголь Н.В. “Мертвые души”. Фрагмент двенадцатый
Учитель: Проследим историю жизни Чичикова.
Прослушаем отрывок аудиофрагмента о жизни Чичикова
Проследим по тексту ( Гл. 11)
Работают с текстом по плану : ( записан на доске)
?? Проблемный вопрос: Хороший наказ или нет ?
1 группа учащихся попробует доказать, что в этом наказе нет ничего плохого, а в жизни, действительно, «все прошибешь» копейкой;
2 группа учащихся должна опровергнуть это и доказать, что не все в жизни зависит от денег, важна нравственная сторона ( не все средства хороши для наживы)
Обретение собственного опыта
Какие черты характера проявились уже в данный период жизни ?
Как поступил с дочерью начальника, и как начальник охарактеризовал героя?
Замысел приобретения «мертвых душ»
Унывает ли Чичиков после того каждого «провала» в работе ? О каких чертах это говорит ?
Появление в губернском городе.
Учитель: Итак, что отличает Чичикова от помещиков ?
Характер дан в развитии:
Чичиков обладает энергией и волей;
У Чичикова есть цель;
Есть качества, способствовавшие карьерному росту, а, следовательно, обогащению (условно положительные
Записывают в тетрадях
Запишите в столбик: Положительные черты Чичикова.
(Проблемный вопрос ? ): Итак, в Чичикове есть все, что ведет к карьерному росту, к обогащению. Если создать портрет Чичикова по этим характеристикам, то получится портрет интересного молодого человека.
Чтобы понять, почему автор так называет Чичикова, надо посмотреть, на что направлена его энергия, какова его цель в жизни, какие средства он использует для ее достижения. Напишите рядом Отрицательные качества Чичикова.
Отрицательные черты Положительные черты
Подхалимство широта интересов
Взяточничество Знание человеческой психологии
Лживость Умение поддержать разговор
Учащиеся анализируют, делают вывод
Заключение. Самостоятельная работа. Творческая деятельность уч-ся
(Сравнительная характеристика героя поэмы Н.В.Гоголя «мертвые души»
Чичикова и героя комедии А. С. Грибоедова
«4»- ответьте на вопросы №4 (3-4 предложений)
Творческое задание: учащиеся отвечают на вопросы согласно собственному выбору.
Ответить на вопрос: как вы думаете, почему образ Чичикова актуален и в наши дни (вечен?)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДВ-425224
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Конспект урока литературы на тему «Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи. Чичиков как антигерой».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи. Чичиков как антигерой.
Цели: продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы «Мёртвые души»; охарактеризовать главного героя поэмы Чичикова.
1) формировать у обучающихся умение составлять характеристику персонажей, определять роль и значение образов чиновников в раскрытии авторского замысла; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом;
2) способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
3) воспитывать культуру читательского восприятия.
Оборудование: таблицы, текст поэмы «Мёртвые души», иллюстративный материал по теме урока.
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Зачитывание учащимися цитатных материалов характеристики Павла Ивановича Чичикова.
III. Мотивация учебной деятельности
В главе одиннадцатой поэмы «Мёртвые души» Н. В. Гоголь пишет, что русская литература много внимания уделяла «добродетельному» герою: «Нет писателя, который бы не ездил на нём верхом, понукая и кнутом, и всем, чем попало». Но в реальной действительности в крепостническом обществе не последнюю роль играют люди-подлецы. Почему они не выставляются на «всенародные очи»? «Нет, пора, наконец, припрячь и подлеца. Итак, припряжём подлеца!» Кажется, отношение Гоголя к своему герою предельно ясно. Но так ли это? Есть ли будущее у Чичикова? Кто же, наконец, находится в бричке, запряжённой тройкой, которая несётся вдаль? Обратимся ещё раз к этому образу. Это главный герой произведения, связующее звено между главами. Что же мы знаем о нём?
IV. Работа над темой урока
1. Аналитическая беседа
-Какова история жизни Чичикова?
-Дайте его характеристику.
-Слуги Чичикова играют немаловажную роль в раскрытии его характера. Как их звали? Чем они отличались друг от друга?
Селифан и Петрушка. Петрушка покорен и молчалив, его реплики в поэме немногочисленны и малозначимы. Но он всегда исполняет свои обязанности, с любовью ли, с недовольством ухаживает за Чичиковым. Он сблизился с хозяином до такой степени, что ему не нужно отдавать лишних приказов. Петрушка знает, когда нужно помочь господину одеться, раздеться или вычистить перышки. Без него Чичикову, как барину, не привыкшему к самостоятельной уборке и другим домашним заботам, при всей его педантичности было бы тяжело держать себя и свое окружение в надлежащем виде. На неповторимость образа Петрушки указывает его особенный запах, который позволяет ему без труда и неприхотливо обосноваться на любом месте. Мысли Петрушки автор не раскрывает, они остаются между строк («трудно знать, что думает дворовый крепостной человек в то время, когда барин ему дает наставление»).
Селифан же, в отличие от Петрушки, может свободно высказываться и даже «делал весьма дельные замечания … коню». Он знает свое дело, постоянно пребывает в пути, но к своим обязанностям относится отнюдь не так щепетильно, как Петрушка. Селифан может вести бричку в пьяном виде, может не исполнить прямого приказа барина, может закрыть глаза на явные неисправности в карете. Он даже способен манипулировать
-Почему описание эволюции его души в «жанре» жизнеописания дано лишь в последней главе?
Автор дает собственную оценку персонажу лишь в 11 главе. До этих пор он предоставляет эту возможность другим персонажам, самому Чичикову, а выводы
должен делать читатель. Рассказывая уже в конце поэмы биографию главного героя,
Излагая в этой главе достаточно подробно биографию Чичикова, Н. В. Гоголь пытается показать истоки характера персонажа, определить причины поступков героя. Как объясняет автор, «природа героя нашего была так сурова и черства и чувства его были до того притуплены, чтобы он не знал жалости и сострадания; он чувствовал и то и другое, он бы даже хотел помочь, но только чтобы не заключалось это в значительной сумме, чтобы не трогать уже тех денег, которые положено было не трогать».
-Почему автор наделяет «биографией» лишь Чичикова?
-Как мысль о духовном возрождении соотносится с образом героя?
-Почему Павел Иванович Чичиков становится «душой общества»?
При встрече с Ноздревым Чичиков гибко приспосабливается к его разнузданной манере поведения. Ноздрёв признает только «дружеские» отношения, и Чичиков ведет себя так, словно они старые, закадычные приятели. Ноздрёв разговаривает с ним на «ты», и Чичиков отвечает ему тем же. Когда Ноздрёв хвастается, Чичиков помалкивает, предоставляя другому право высказывать сомнения по этому поводу. Однако он зорко следит за тем, чтобы не попасть в сети Ноздрёва, который явно собирается его надуть.
При встрече с Собакевичем «прямота» и «непосредственность» Чичикова совершенно исчезают. Собакевича не трогают и рассуждения на возвышенные темы. И тогда Чичиков вступает с ним в азартный торг, в котором каждый стремится перещеголять другого. С дельцом Собакевичем Чичиков показывает себя опытным коммерсантом, знающим всяческие приемы воздействия на партнера. «Его не собьешь, неподатлив! » — думает про себя Собакевич.
К Плюшкину у Чичикова другой подход: он играет роль великодушного доброжелателя, желающего помочь одинокому и беззащитному старику.
Способность Чичикова к перевоплощению основывается на его необыкновенной изворотливости и энергии. За внешней мягкостью и изяществом скрывается расчетливая и хищная натура. Чичиков ничего не признает и ни во что не верит, кроме денег. Выставляя напоказ свою доброжелательность к людям, он заинтересован лишь в том, чтобы выгодно использовать их расположение. У Чичикова полностью отсутствуют какие бы то ни было нравственные принципы, подлость его натуры безгранична.
-В чём проявляется его умение «во всём как-то найтиться»?
-Как меняется речь героя от того, с кем он говорит?
-Каково смысловое и композиционное значение такой детали, как шкатулка Чичикова?
-Какова цель жизни Чичикова?
Чичиковщина страшна тем, что в наши дни часто встречаем «мошенник на мошеннике сидит, мошенником погоняет». Пока будут живы Чичиковы, будет процветать взяточничество и алчность, подлость, равнодушие к чужим бедам.
-Какое новое явление русской жизни олицетворяет?
2. Составление таблицы
Вывод. Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.
«Практикум начинающего литературоведа»: анализ эпизодов поэмы (работа в группах)
1-я группа. Размышления Чичикова над списком купленных крестьян (глава седьмая).
2-я группа. Чичиков на балу у губернатора (глава восьмая).
3-я группа. Разговор двух дам (глава девятая).
-Можно ли назвать Чичикова героем его времени?
-Почему деятельность Чичикова не может быть созидательной?
-При каких условиях могла появиться такая личность?
-Насколько герой интересен современному читателю?
Д/з Подготовить устный рассказ о Чичикове с использованием записей в тетради и статьи учебника «Чичиков» или составить характеристику Чичикова. Выучить наизусть фрагмент из финального лирического отступления первого тома.
Источник