Сильный снегопад – это продолжительное интенсивное выпадение снега из облаков, приводящее к значительному снижению видимости и затруднению движения транспорта. В зимнее время циклоны вызывают интенсивные снегопады и метели. Интенсивные снегопады парализуют транспорт, вызывают повреждения деревьев, линий электропередач, зданий (из-за груза снега), сход снежных лавин в горах и т.д. При выпадении снега в обычно бесснежных районах или в теплое время года наносится значительный ущерб также сельскому хозяйству. Метели создают снегозаносы, парализующие хозяйственную деятельность.
Снегопады, длительность которых быть может от 16 до 24 ч, оказывают сильное воздействие на хозяйственную деятельность людей. Отрицательное влияние этого явления утяжеляется метелями (пургой, снежными буранами), при которых резко ухудшается видимость, прерывается транспортное сообщение как внутригородское, так и междугородное. Выпадение снега с дождиком при пониженной температуре и ураганном ветре создает условия для обледенения линий электропередач, связи, контактных сетей электротранспорта, также кровли с построек, различного рода опор и конструкций, что часто вызывает их разрушения.
Сильная метель – это перенос снега над поверхностью земли сильным ветром, возможно, с выпадением снега, приводящий к ухудшению видимости и заносу транспортных магистралей. Слабые и обычные метели длятся до нескольких суток, более сильные – до нескольких часов. Метель, вьюга, буран, пурга – все эти понятия относятся к одному и тому же явлению природы. И буран, и пурга – это особо сильные метели. У метели коварный нрав – она начинается внезапно и очень быстро набирает силу.
Метели классифицируются как слабые и обычные, если скорость ветра не превышает 20 м/с, при скорости ветра 20-30 м/с их относят к сильным, при большей скорости – к очень сильным и сверхсильным (это уже штормы и ураганы). При сильной метели рыхлый снег поднимается и переносится ветром при скорости 6-8 м/с и более. При низкой скорости ветра над поверхностью снега появляются тонкие, почти прозрачные, непрерывно меняющиеся снежные струйки. Они струятся над самой поверхностью снежного покрова до высоты 20-30 см. Это поземка – самая слабая метель. При скорости ветра 15-20 м/с снег поднимается до высоты в несколько метров – начинается низовая метель. При сильных низовых метелях, когда скорость ветра превышает 20 м/с, снежные массы поднимаются в воздух до высоты в несколько десятков метров – это верховая метель. Характерно, что низовые метели происходят и в отсутствие снегопада.
Наши действия, если пурга застала в дороге.
С объявлением штормового предупреждения – предупреждения о вероятных снежных заносах – нужно ограничить передвижение, в особенности в сельской местности, создать нужный запас продовольствия, воды и топлива. Особую опасность снежные заносы представляют для людей, застигнутых в пути далеко от населенного пункта или жилища человека. Занесенные снегом дороги, утрата видимости вызывает нарушение ориентирования на местности, сбивает с маршрута движения.
При следовании на снегоходе или ином средстве передвижения не следует пробовать преодолеть снежные заносы, нужно остановиться, укрыть движок со стороны радиатора. Если есть возможность, транспортное средство необходимо установить движком в наветренную сторону. Временами нужно выходить из кабины, разгребать снег, чтоб не оказаться погребенным под ним. Не считая того, не занесенный снегом автомобиль – неплохой ориентир для поисковой группы. Двигатель транспортного средства нужно периодически прогревать во избежание его «размораживания». При прогревании двигателя принципиально не допустить затекания в кабину (кузов, салон) выхлопных газов, с данной целью необходимо смотреть, чтоб выхлопная труба не заваливалась снегом.
Если в пути совместно окажется несколько человек (на нескольких транспортных средствах), целесообразно собраться всем вместе и использовать один салон автомобиля в качестве убежища; из двигателей других транспортных средств нужно слить воду. Ни в коем случае нельзя покидать укрытие – кабину транспортного средства: в мощный снегопад (пургу) ориентиры, казалось бы, надежные с первого взгляда, через несколько десятков метров могут быть потеряны.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Источник
- Как действовать при метели и заносах
- ликбез от дилетанта estimata
- четверг, 24 октября 2019 г.
- Метель (позёмок, низовая метель, общая метель)
- Позёмок
- Низовая метель
- Общая метель
- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СНЕГОБОРЬБЕ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ ОАО «РЖД».
- Метель
- Безопасность при снежных заносах
- Как действовать во время сильной метели
- Как действовать после сильной метели
- Водителям
- Проверьте наличие насоса, буксировочного троса, баллонного ключа и домкрата
- Подготовьте аварийный набор на случай форс-мажора
- Аварийный комплект
- Сообщите уточненный маршрут следования и ориентировочное время прибытия
- Если случилась поломка на трассе
Как действовать при метели и заносах
МЕТЕЛЬ – перенос снега ветром в приземном слое воздуха.Различают поземок, низовую и общую метель. При поземке и низовой метели происходит перераспределение ранее выпавшего снега, при общей метели, наряду с перераспределением, происходит выпадение снега из облаков.
Снежные заносы и метели типичны для Приморского, Хабаровского краев, Сахалина, Камчатки, Курильских островов и других районов России. Их опасность для населения заключается в заносах дорог, населенных пунктов и отдельных зданий. Высота заноса может быть более 1м, а в горных районах до 5-6 м. Возможно снижение видимости на дорогах до 20-50м, а также частичное разрушение легких зданий и крыш, обрыв воздушных линий электропередачи и связи.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К МЕТЕЛЯМ И ЗАНОСАМ
Если Вы получили предупреждение о сильной метели, плотно закройте окна, двери, чердачные люки и вентиляционные отверстия. Стекла окон оклейте бумажными лентами, закройте ставнями или щитами. Подготовьте двухсуточный запас воды и пищи, запасы медикаментов, средств автономного освещения (фонари, керосиновые лампы, свечи), походную плитку, радиоприемник на батарейках. Уберите с балконов и подоконников вещи, которые могут быть захвачены воздушным потоком.
Включите радиоприемники и телевизоры – по ним может поступить новая важная информация. Подготовьтесь к возможному отключению электроэнергии.
Перейдите из легких построек в более прочные здания. Подготовьте инструмент для уборки снега.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ СИЛЬНОЙ МЕТЕЛИ
Лишь в исключительных случаях выходите из зданий. Запрещается выходить в одиночку. Сообщите членам семьи или соседям, куда Вы идете и когда вернетесь. В автомобиле можно двигаться только по большим дорогам и шоссе. При выходе из машины не отходите от нее за пределы видимости. Остановившись на дороге, подайте сигнал тревоги прерывистыми гудками, поднимите капот или повесьте яркую ткань на антенну, ждите помощи в автомобиле. При этом можно оставить мотор включенным, приоткрыв стекло для обеспечения вентиляции и предотвращения отравления угарным газом. Если Вы потеряли ориентацию, передвигаясь пешком вне населенного пункта, зайдите в первый попавшийся дом, уточните место Вашего нахождения и, по возможности, дождитесь окончания метели. Если Вас покидают силы, ищите укрытие и оставайтесь в нем. Будьте внимательны и осторожны при контактах с незнакомыми Вам людьми, так как во время стихийных бедствий резко возрастает число краж из автомобилей, квартир и служебных помещений.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ СИЛЬНОЙ МЕТЕЛИ
Если в условиях сильных заносов Вы оказались блокированным в помещении, осторожно, без паники выясните, нет ли возможности выбраться из-под заносов самостоятельно (используя имеющийся инструмент и подручные средства). Сообщите в управление по делам ГО и ЧС или в администрацию населенного пункта о характере заносов и возможности их самостоятельной разборки. Если самостоятельно разобрать снежный занос не удается, попытайтесь установить связь со спасательными подразделениями. Включите радиотрансляционный приемник (телевизор) и выполняйте указания местных властей. Примите меры к сохранению тепла и экономному расходованию продовольственных запасов.
Источник
ликбез от дилетанта estimata
Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.
четверг, 24 октября 2019 г.
Метель (позёмок, низовая метель, общая метель)
Перед метелью или после неё (при ослаблении ветра), а также при отдалённой метели, когда поднятые в воздух частицы снега переносятся ветром на большое расстояние, может наблюдаться снежная мгла.
Позёмок
Позёмок — перенос снега ветром с поверхности снежного покрова в слое высотой 0,5—2 м, не приводящий к заметному ухудшению видимости (если нет других атмосферных явлений — снегопада, дымки и т. п. — горизонтальная видимость на уровне 2 м составляет 10 км и более). Может наблюдаться как в малооблачную погоду, так и при снегопаде. Возникает обычно при сухом несмёрзшемся снежном покрове и скорости ветра 5—6 м/с и более.
Низовая метель
Низовая метель — перенос снега ветром с поверхности снежного покрова в слое высотой несколько метров с заметным ухудшением горизонтальной видимости (обычно на уровне 2 м она составляет от 1 до 9 км, но в ряде случаев может снижаться до нескольких сотен метров). Вертикальная видимость при этом вполне хорошая, так что возможно определить состояние неба (количество и форму облаков). Как и позёмок, может наблюдаться как в малооблачную погоду, так и при снегопаде. Возникает обычно при сухом несмёрзшемся снежном покрове и скорости ветра 7—9 м/с и более.
Общая метель
Общая метель — интенсивный перенос снега ветром в приземном слое атмосферы, достаточно развитый по вертикали, так что невозможно определить состояние неба (количество и форму облаков) и невозможно установить, выпадает снег из облаков или переносится только снег, поднятый с поверхности снежного покрова. Горизонтальная видимость на уровне 2 м обычно составляет от 1—2 км до нескольких сотен и даже до нескольких десятков метров. Возникает обычно при сухом несмёрзшемся снежном покрове и скорости ветра 10 м/с и более.
Источник
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СНЕГОБОРЬБЕ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ ОАО «РЖД».
КОНСПЕКТ ПО КУРСУ
Обучение первозимников (1 модуль)
Разработала: Тимошенко Т.А.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СНЕГОБОРЬБЕ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ ОАО «РЖД».
Виды метеорологических явлений, их характеристики, степени влияния на работу железных дорог
Опасные метеорологические явления – это явления погоды, которые интенсивностью, продолжительностью и временем возникновения представляют угрозу безопасности людей, а также могут нанести значительный ущерб.
Особо сложные погодные условия для железнодорожного транспорта – понижение температуры воздуха до 30 0 С и ниже; усиление ветра до скорости 25 м/с и более; снегопад; метель; гололедно-изморозевые отложения; дождь (ледяной дождь) и т.п.;
Отложения снега на пути образуются при снегопадах и метелях, которые как природные явления в зависимости от осадков характеризуются следующими признаками:
Снегопады подразделяются на умеренные, сопровождающиеся высотой снегоотложения h = 5-9 см снега за сутки (для мокрого снега – 3-7 см в сутки), значительные с h = 10-19 см в сутки (мокрого снега – 7-14 см в сут) и сильные с h более 20 см в сутки (для мокрого снега более 15 см в сутки).
По опасности как метеорологические явления снегопады подразделяют на:
— умеренные, относимые к опасным явлениям (ОЯ), особенно для крупных станций и узлов в ночное время;
— значительные, особо опасные явления (ООЯ);
— сильные, сверхопасные явления (СОЯ).
При этом различают метели:
— умеренные (ОЯ) продолжительностью до 3-х ч и при скоростях ветра не более 10 м/с,
— значительные (ООЯ) продолжительностью от 3-х до 12 ч при скорости ветра 10-14 м/с,
— сильные (СОЯ) продолжительностью 12 ч и более, при скорости ветра 15 м/с и более.
Таблица 1. Перечень опасных метеорологических явлений.
Большую опасность для движения поездов представляют метели, при которых образуются заносы пути и плотные снегоотложения. При отложениях снега, даже при спокойном снегопаде, более 20 см выше головки рельса создается опасность схода подвижного состава с рельсов; из-за попадания снега между остряками и рамными рельсами затрудняется перевод стрелок; образование уплотненного слоя снега в области контакта подошвы рельса и подкладки (явление «напрессовки») может привести к аварии поезда; снег на пути увеличивает сопротивление движению, что приводит к повышенному расходу электроэнергии или топлива, снижает скорость движения, а глубокие заносы могут вызвать даже прекращение движения поездов.
Инструкцией по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации в зависимости от интенсивности снегоотложения при снегопадах и метелях повторяемостью не реже 1 раза в 2 года различаются следующие территории (табл.2):
Таблица 2. Характеристика территорий в зависимости от интенсивности снегопадов и метелей.
Интенсивность | Характеристика интенсивности |
Умеренная | Снегоотложения до 10 см за случай; Метели со скоростью до 10 м\с |
Значительная | Снегоотложения до 10-19 см за случай; Метели со скоростью до 10-19 м\с |
Сильная | Снегоотложения до 20-25 см за случай; Метели со скоростью до 20-30 м\с |
Очень сильная | Снегоотложения более 25 см за случай; Метели со скоростью более 30 м\с |
Выбор средств и осуществление тех или иных мероприятий по снегоборьбе, а также очередность их выполнения на конкретных участках пути и станциях производится на основании учета двух основных признаков: категории и степени снегозаносимости. Категория снегозаносимости зависит от поперечного профиля земляного полотна и характеризует уровень опасности заноса того или иного участка пути и угрозы движению поездов и поэтому определяет очередность по времени защиты пути от заносов.
Степень снегозаносимости определяется расчетным годовым объемом в м 3 метелевого снега, приносимого к 1 м пути с вероятностью повторения один раз в 15—20 лет. По степени снегозаносимости участки пути подразделяются на:
слабозаносимые с объемом приносимого снега за наиболее снежную (не менее чем из 10 зим) до 100 м 3 /м;
среднезаносимые 101—300 м3/м, сильнозаносимые 301—600 м3/м и особо сильнозаносимые более 600 м 3 /м.
Таблица 3. Категории снегозаносимости участков и очередность их защиты
Категория снегозаносимости | Характеристика участков по категориям снегозаносимости | Очередность защиты |
Выемки глубиной от 0,4 до 8,5 м и более; Нулевые места на косогорах; Участки на перегонах с путями в разных уровнях; Территории станций и узлов | Первая очередь | |
Выемки глубиной до 0,4 м и нулевые места | Вторая очередь | |
Насыпи высотой до 0,7 м в равнинной местности и до 1 м на косогорах | Третья очередь |
Особо сильнозаносимой является Западно-Сибирская железная дорога, на территории которой в течении зимы наблюдаются снегопады и метели с очень сильной интенсивностью. К сильнозаносимым относятся Южно-Уральская, Свердловская, Куйбышевская, Красноярская, Северная (выше Сыктывкара), Октябрьская (выше станции Беломорск) и Сахалинская железные дороги, на территории которых наблюдаются снегопады с очень сильной интенсивностью, а метели с сильной интенсивностью (или наоборот).
К заносимым относятся Восточно-Сибирская, Дальневосточная, Горьковская железные дороги, а также южные части Северной и Октябрьской железных дорог, на территории которых наблюдаются снегопады и метели с сильной интенсивностью.
К среднезаносимым относятся Юго-Восточная, Приволжская, Московская, Северо-Кавказская и Калининградская железные дороги, на территории которых наблюдаются снегопады с сильной интенсивностью снегоотложения и метели со значительной интенсивностью (или наоборот).
Слабозаносимой является Забайкальская железная дорога, на территории которой наблюдаются снегопады и метели с умеренной интенсивностью.
По степени снегозаносимости осуществляется выбор и проектирование типа и снегосборной способности снегозащитных ограждений. Снегосборность защитных ограждений характеризуется объемом задерживаемого ими снега на каждом погонном метре. Для того, чтобы воспрепятствовать приносу снега к пути во время метелей, вдоль него устраивают стационарные или переносные ограждения.
Источник
Метель
Безопасность при снежных заносах
МЕТЕЛЬ – перенос снега ветром в приземном слое воздуха.
Различают поземок, низовую и общую метель. При поземке и низовой метели происходит перераспределение ранее выпавшего снега, при общей метели, наряду с перераспределением, происходит выпадение снега из облаков.
Снежные заносы и метели типичны для Приморского, Хабаровского краев, Сахалина, Камчатки, Курильских островов и других районов России. Их опасность для населения заключается в заносах дорог, населенных пунктов и отдельных зданий. Высота заноса может быть более 1м, а в горных районах до 5-6 м. Возможно снижение видимости на дорогах до 20-50м, а также частичное разрушение легких зданий и крыш, обрыв воздушных линий электропередачи и связи.
Как действовать во время сильной метели
Лишь в исключительных случаях выходите из зданий. Запрещается выходить в одиночку. Сообщите членам семьи или соседям, куда Вы идете и когда вернетесь. В автомобиле можно двигаться только по большим дорогам и шоссе. При выходе из машины не отходите от нее за пределы видимости. Остановившись на дороге, подайте сигнал тревоги прерывистыми гудками, поднимите капот или повесьте яркую ткань на антенну, ждите помощи в автомобиле. При этом можно оставить мотор включенным, приоткрыв стекло для обеспечения вентиляции и предотвращения отравления угарным газом. Если Вы потеряли ориентацию, передвигаясь пешком вне населенного пункта, зайдите в первый попавшийся дом, уточните место Вашего нахождения и, по возможности, дождитесь окончания метели. Если Вас покидают силы, ищите укрытие и оставайтесь в нем. Будьте внимательны и осторожны при контактах с незнакомыми Вам людьми, так как во время стихийных бедствий резко возрастает число краж из автомобилей, квартир и служебных помещений.
Как действовать после сильной метели
Если в условиях сильных заносов Вы оказались блокированным в помещении, осторожно, без паники выясните, нет ли возможности выбраться из-под заносов самостоятельно (используя имеющийся инструмент и подручные средства). Сообщите в управление по делам ГО и ЧС или в администрацию населенного пункта о характере заносов и возможности их самостоятельной разборки. Если самостоятельно разобрать снежный занос не удается, попытайтесь установить связь со спасательными подразделениями. Включите радиотрансляционный приемник (телевизор) и выполняйте указания местных властей. Примите меры к сохранению тепла и экономному расходованию продовольственных запасов.
Водителям
Проверьте наличие насоса, буксировочного троса, баллонного ключа и домкрата
Перед выездом проверьте наличие насоса, буксировочного троса, баллонного ключа и домкрата. Стоит бросить в багажник и комплект проводов для «прикуривания». Если средства позволяют — неплохо иметь пуско-зарядное устройство на основе компактной литиевой батареи.
Подготовьте аварийный набор на случай форс-мажора
Возможен такой вариант развития событий, когда вы не сможете справиться с ситуацией самостоятельно и придется вызывать помощь. Учитывайте такую вероятность и соберите ряд предметов, которые помогут вам чувствовать себя в большей безопасности, ожидая прибытия помощи.
Аварийный комплект
Аварийный комплект должен содержать: зарядное устройство к мобильному телефону и запасной аккумулятор, теплую одежду и одеяла, щетку для удаления снега и льда с лобового стекла, небольшую лопату, чтобы в случае необходимости освободить колеса от снега; ручной фонарь и комплект батареек к нему, аптечку, еду и питье, топор и складную пилу, упаковку «сухого горючего», зажигалку, мини-печку и котелок.
Сообщите уточненный маршрут следования и ориентировочное время прибытия
Перед поездкой необходимо сообщить членам семьи, соседям, друзьям уточненный маршрут следования и ориентировочное время возвращения. Если в дороге случилась беда, необходимо воспользоваться современными средствами связи – это значительно ускорит время реагирования спасательных подразделений. При обращении к спасателям следует указать местонахождение, особые приметы местности, количество человек в автомашине, возраст, есть ли больные, дети, обязательно сообщить контактные телефоны свои и близких. Принять меры к экономии заряда батареи.
Если случилась поломка на трассе
Источник