при каких условиях гражданин может обращаться в межгосударственные органы защиты

Право на судебную защиту

Статья 46 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.».

Статья 47 Конституции РФ провозглашает:

«1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2.Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.».

1. Конституция РФ провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием, и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Это свидетельствует о том, что Российская Федерация не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных государственных функций.

Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения. Таким образом, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц и отсутствуют какие-либо формализованные ограничения на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам России, но и иностранцам, а также не имеющим гражданства лицам.

Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, как принадлежащие индивиду в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления, но не противоречащие закону. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.

Судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти. В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи, на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц.

2. Весьма важное значение в сфере усиления защиты прав и свобод личности принадлежит положению Конституции РФ о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции).

На суд как орган правосудия кроме защиты субъективных прав посредством рассмотрения дел об уголовных и административных правонарушениях, разрешения споров между участниками частноправовых отношений возлагается конституционная обязанность контролировать деятельность публичной власти в сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в судебном порядке могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Граждане вправе обжаловать как сами решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, так и послужившую основанием совершения этих действий (решений) информацию либо то и другое одновременно. При этом граждане освобождены от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (бездействия), однако должны доказать факт нарушения этими действиями (бездействием) своих прав и свобод. Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий возлагается на органы и лица, действия (бездействие) которых обжалуются.

В зависимости от вида оспариваемых актов, содержания публично-правового спора, его субъектного состава и характера обжалуемых действий таким судом может быть Конституционный Суд РФ или конституционный (уставной) суд субъекта РФ, Верховный Суд РФ и другие суды общей юрисдикции, суды арбитражной юрисдикции.

Конституционный Суд РФ обеспечивает реализацию права граждан и их объединений на судебную защиту посредством проверки конституционности федерального закона или закона субъекта Федерации, примененного в конкретном деле, осуществляемой по их жалобам на нарушение конституционных прав и свобод.

3. Среди межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее востребованным у российских граждан является Европейский суд по правам человека, куда они получили возможность обращаться с 5 мая 1998 года после ратификации Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Свою деятельность он осуществляет на основе принципа субсидиарности, подключаясь к вопросу реализации конвенционных положений, являющихся составной частью российской правовой системы, лишь в спорных ситуациях после исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты.

Федеральным законом о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что Российская Федерация признает в силу самого факта и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией этих договорных актов. Следовательно, обязательный характер на территории страны имеют и постановления Суда, принятые в отношении Российской Федерации, что непосредственно влияет на уровень судебной защиты, осуществляемой российскими судами.

4. Статьи 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливают, что все равны перед законом и судом и что каждый при определении его гражданских прав и обязанностей имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. По смыслу этих положений право каждого на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом, означает, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда. Соответственно часть 1 статьи 47 Конституции РФ гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Для организации судопроизводства важным является определение подсудности рассматриваемых дел в качестве суда первой инстанции, которая закреплена процессуальным законодательством. Гражданский процессуальный кодекс РФ устанавливает подсудность гражданских дел мировому судье (ст. 23), районному суду (ст. 24), военным и иным специализированным судам (ст. 25), судам субъектов Российской Федерации (ст. 26), Верховному Суду Российской Федерации (ст. 27). В каждой из этих статей приводится перечень дел, подлежащих рассмотрению в соответствующем суде по первой инстанции.

Подсудность дел арбитражным судам регламентируется статьей 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции судами субъектов Российской Федерации, суда по интеллектуальным правам Российской Федерации и федеральных арбитражных судов округов.

Правовой институт подсудности позволяет установить компетенцию конкретного суда судебной системы на разрешение конкретного дела в качестве суда первой инстанции, что оказывается весьма важным в условиях существования двух параллельных судебных систем судебной власти.

Объединение двух действующих высших судебных органов позволит исключить не только конкуренцию судов двух параллельных ветвей судебной власти при принятии подсудных дел, поскольку вся судебная система станет замыкаться на один Верховный Суд Российской Федерации, но и конкуренцию судебных решений и постановлений высших судебных органов по вопросам правоприменения.

Значение конституционного права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей заключается в том, что процессуальная форма суда присяжных обеспечивает более надежную защиту прав и свобод человека и гражданина от незаконного и необоснованного обвинения и уголовного наказания, уменьшает риск судебной ошибки и произвольного осуждения подсудимого. Функционирование суда присяжных имеет важное общественно-политическое значение, заключающееся в предъявлении повышенных требований к качеству предварительного расследования и судебного разбирательства, профессионализму органов дознания, следователей, прокуроров, адвокатов и судей, соблюдению ими как своих профессиональных обязанностей, так и требований Конституции РФ и уголовно-процессуального законодательства.

Согласно статье 1 Федерального закона от 20.08.2004 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разделены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судьей (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т.е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого. Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения или особого снисхождения.

Процессуальная форма суда присяжных содержит двойной процессуальный механизм защиты невиновного человека от ошибок, обвинительного уклона профессиональных и непрофессиональных судей. Благодаря этому механизму суд присяжных по своему правозащитному потенциалу не имеет себе равных.

Эта форма судопроизводства зарекомендовала себя положительно и может быть с полным основанием отнесена к достижению судебной реформы.

Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Источник

При каких условиях гражданин может обращаться в межгосударственные органы защиты

Подробное решение параграф § 20 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

Может ли бездействие стать правонарушением?

Не любое бездействие является преступным и наказуемым. Лицо должно быть обязано совершить такое действие в силу прямого указания закона, иного нормативного акта, родственных и иных взаимоотношений, служебных, профессиональных и договорных обязанностей, либо в силу того, что само создало угрозу причинения вреда.

Как правило, обязанность помогать ближнему не является правовой и носит моральный характер. Уголовная ответственность за бездействие может наступать лишь в случаях, если на лицо в силу каких-то обстоятельств была возложена обязанность действовать определённым образом.

Сколько шагов отделяет проступок от преступления?

Как преступление, так и проступок являются с точки зрения криминальной логики нарушением законодательства – разница состоит только в степени тяжести, так сказать. В первом случае имеется в виду более или менее серьезное нарушение закона и общественных норм. За ним всегда следует наказание в той или иной форме, будь то тюремное заключение или крупный штраф.

Проступок – это действие, имеющее намного меньшую опасность для социума. Наказания за них имеют значительно меньшие масштабы, а порой даже ограничиваются вынесением предупреждения.

Как защитить свои права?

Согласно статье 33 Конституции, граждане “имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления”. Это предполагает, что гражданин может подать жалобу на действие должностного лица или государственного органа в вышестоящий орган.

Суд – это основной механизм защиты прав человека. Судьи независимы в своей деятельности и подчиняются только закону. Никто не вправе осуществлять воздействие на судей в какой бы то ни было форме.

Также защита прав человека осуществляется через институт Уполномоченного по правам человека, Комиссии по правам человека, общественные организации.

К административным формам защиты прав человека также относится надзор за соблюдением законов всеми органами исполнительной власти со стороны Прокуратуры. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является особым видом прокурорского надзора.

Прокурорский надзор в России может являться весьма действенным способом защиты прав граждан от нарушений со стороны властей. Органы прокуратуры обязаны проводить проверку и принимать меры по жалобам граждан, содержащим сведения о нарушении законов и прав человека.

Судебную систему России составляют: конституционные суды во главе с Конституционным судом Российской Федерации, арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации. Обязанность рассматривать обращения граждан возложена на каждый суд, входящий в судебную систему страны, кроме арбитражных судов, поскольку они разрешают только дела с участием юридических лиц (предприятий, государственных органов и т.д.).

Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) был закреплен Конституцией России в 1993 году. В классическом виде омбудсмен – это независимое должностное лицо, которое получает жалобы о действиях государственных чиновников, проверяет их и после проверки дает рекомендации, не имеющие обязательной силы. Однако, благодаря влиятельности и авторитетности института омбудсмена, эти рекомендации, в большинстве случаев, выполняются. Институт омбудсмена является важным инструментом укрепления уважения к правам человека и закону в демократическом государстве.

Вопросы и задания к документу

1. В чём вы видите основной смысл текста?

Человек обладает широким кругом возможностей по защите своих прав.

2. В какие органы правовой защиты может обращаться гражданин?

Каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Такими наиболее известными международными органами являются: Комиссия ООН по правам человека, Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации и Комитет против пыток.

3. Назовите виды судебной защиты, доступные в наше время российскому гражданину.

Виды судебной защиты: Мировой суд (гражданские дела, суд общей юрисдикции); арбитражный суд (разбирает дела, связанные с экономическими преступлениями); конституционный суд (разбирает дела, связанные с нарушением конституционных прав человека; Европейский суд по правам человека.

4. При каких условиях гражданин может обращаться в межгосударственные органы защиты?

Каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

5. Сделайте вывод: о чём свидетельствует наличие различных видов судебной защиты, доступных для граждан России?

Это свидетельствует о предпосылках правового государства и демократическом режиме в стране. Разные виды судебной защиты, способствуют контролю и соблюдению прав человека и гражданина во всех сферах жизни.

1. Раскройте важнейшие признаки правоотношения.

Правоотношение — это прежде всего общественное отношение, т. е. отношение между людьми. Не может быть правоотношения между человеком и вещью, между человеком и животным. Правоотношения могут возникнуть только по поводу этих объектов.

Правоотношения существуют в неразрывной связи с юридическими нормами. Только нормы права могут стать основой возникновения правоотношений.

Участники правоотношения связаны взаимными юридическими правами и обязанностями. Не случайно их называют субъектами права — лицами, за которыми закон признаёт способность иметь права и юридические обязанности.

Правоотношение — это охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности.

2. В чём особенности правонарушения?

Прежде всего правонарушение — это всегда деяние. В переводе со строгого языка юристов это слово означает действие, т. е. активное поведение — драку, кражу, угон, взятку и т. д., а также бездействие, т. е. пассивное поведение, состоящее в невыполнении того действия, которое человек обязан был совершить: врач не оказал помощь больному, полицейский проявил пассивность в ситуации совершения преступления, пассажир не взял билет, граж¬данин не уплатил налог, работник совершил прогул и т. д.

Следующий признак правонарушения — противоправность. Имеется в виду деяние, которое нарушает закон, нормы права. Правонарушение всегда причиняет вред обществу. Общественно опасным признаётся всё то, что ущемляет права и интересы участников правоотношения. Общественная опасность также является признаком правонарушения.

Ещё одним признаком правонарушения считается наличие вины. Вина на юридическом языке — это особое отношение лица к своему противоправному поведению. Лицо должно осознавать, что оно действует противоправно. Если же оно не осознаёт общественной опасности своих поступков (в силу малолетства, невменяемости), не будет и правонарушения. Лицо признаётся виновным только в том случае, если будет доказано, что в момент совершения противоправного деяния у него был выбор: совершать его или воздержаться. Именно наличие выбора свидетельствует о том, что лицо осознанно совершило правонарушение, т. е. в момент выбора разумно руководило своими действиями и осознанно пошло на правонарушение.

Правонарушение влечёт за собой применение к нарушителю мер государственного принуждения — юридической ответственности.

3. Объясните различия между проступком и преступлением.

Преступление считается самым опасным видом правонарушения. Преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое настоящим Кодексом под угрозой наказания.

Проступки тоже относятся к правонарушениям, но не считаются преступлением. Потому что проступки характеризуются меньшей степенью общественной опасности.

Отличие преступления от проступка заключается в следующем:

Степень общественной опасности. Преступление – это серьёзное деяние, которое связано с посягательством на чужую жизнь, здоровье, имущество, права и законные интересы. Проступок малозначителен: опасность представляет лишь большое количество аналогичных правонарушений.

Наказание. За доказанное преступление на лицо накладывается серьёзная санкция: лишение или ограничение свободы, штраф, исправительные или общественные работы, запрет на занятие определённой деятельностью, иные формы ответственности. За проступок наказание значительно меньше: это может быть предупреждение, штраф, или, в крайнем случае – непродолжительный арест.

Состав. У преступления всегда присутствуют объективная и субъективная часть, объект и субъект. Для проступка наличие субъективной части в отдельных случаях необязательно. Так, к административной ответственности могут привлекаться родители детей, совершивших правонарушение, к гражданской – лица, которые не совершали проступок (владельцы собак и иных источников повышенной опасности).

Сроки привлечения к ответственности. Особо тяжкие составы преступлений не имеют сроков давности, остальные – определены годами. Для привлечения к административной ответственности даётся всего несколько месяцев (зависит от конкретного проступка), после чего лицо полностью освобождается от наказания.

Лицо, привлекаемое к ответственности. За преступление осуждается физическое лицо старше 14 лет (по отдельным составам – старше 16 лет). К административной ответственности привлекаются лица старше 16 лет, к дисциплинарной и гражданской – старше 18 лет. К административной и гражданской ответственности могут привлекаться юридические лица.

4. Каковы главные черты юридической ответственности и её основные виды?

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение.

В приведённом определении следует отметить ряд важных признаков юридической ответственности, которая возлагается: 1) только за правонарушение, т. е. за виновно совершённое деяние; 2) только от имени государства; 3) обязательно предполагает применение мер государственного принуждения, которое выражается в несении правонарушителем определённых неблагоприятных последствий.

Виды юридической ответственности классифицируются по отраслевой принадлежности: административная, уголовная, гражданская и др. Самый суровый вид ответственности — уголовная. Она наступает за совершённое преступление, остальные — за проступок.

5. Что представляет собой система судов нашей страны? В какой из судов обычно обращается основная масса граждан?

Система судов нашей страны имеет три ветви.

Первая — конституционные суды — состоит из Конституционного Суда РФ и конституционных судов в республиках РФ. Их главная задача — проверять на соответствие требованиям Конституции РФ те нормативные акты, которые принимают органы государственной власти.

Вторая — обычные суды, или суды общей юрисдикции, которые несут основную нагрузку по защите прав и свобод граждан, рассматривая уголовные, гражданские и административные дела. Эти суды образуют единую систему, в которую входят: а) районные (городские) и мировые суды, представляющие нижнее и вместе с тем массовое звено системы, именно сюда обращаются большинство граждан; б) суды субъектов РФ — среднее звено системы; в) Верховный Суд Российской Федерации, возглавляющий всю систему обычных судов.

Третья — арбитражные суды. Они решают споры, возникающие в сфере экономики и управления, дела о банкротстве, о защите чести, достоинства и деловой репутации. В систему арбитражных судов входят: а) суды субъектов РФ (нижнее звено); б) федеральные арбитражные суды (среднее звено) и, наконец, в) Высший Арбитражный Суд РФ. Все суды этой ветви — в пределах своей компетенции — призваны защищать права и интересы различных организаций и граждан-предпринимателей.

6. Объясните, в чём состоит основная цель деятельности судебной системы.

7. Охарактеризуйте важнейшие этапы развития права в современной России.

Главным событием в развитии права в современной России считается принятие в 1993 г. Конституции РФ. Основное значение Конституции состояло в том, что вместе с ней в жизнь общества вошли новые правовые ценности и ориентиры: права и свободы человека, демократическое, социальное, федеративное, правовое государство и гражданское общество с различными формами собственности, свободой экономической деятельности, идеологическим многообразием, многопартийностью и др.

Прежде всего следует сказать о разработке Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). В условиях развития рыночных отношений этот законодательный акт стал правовой базой регулирования всех имущественных и связанных с ними неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

К числу важнейших отнесём и другой правовой шаг — принятие Уголовного кодекса РФ (УК РФ). В число основных задач УК РФ включается необходимость охраны прав человека и гражданина, собственности, общественного порядка, общественной безопасности, окружающей среды.

К важнейшим правовым шагам следует отнести также целый ряд принятых в последнее время законов — Налогового кодекса РФ (НК РФ), Семейного кодекса РФ (СК РФ), Трудового кодекса РФ (ТК РФ), Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и т. д.

И наконец, об одной из самых трудных правовых задач — реформировании судебной системы. В цепочке законов, реформирующих судебную систему, следует прежде всего указать на Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», который закрепил единство судебной системы нашей страны; Закон РФ «О статусе судей», закрепивший положение о том, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти. Важен и Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» (1994). Деятельность этого суда оказывает заметное влияние на формирование независимой судебной власти в России.

1. Один из основоположников криминологии (науки о причинах преступности и способах борьбы с нею) Чезаре Ломброзо в 1876 г. опубликовал книгу «Преступный человек», в которой утверждал, что существуют прирождённые преступники. Он даже описывал специфические черты внешности преступного человека: низкий лоб, большие оттопыренные уши, массивная нижняя челюсть, косоглазие и др. Можно ли считать рассуждения о биологической обусловленности преступлений опасными, или, напротив, они являются серьёзным предупреждением для криминалистов, проявлением гуманной заботы о гражданах и правопорядке?

2. В своих исследованиях правоведы называют множество раз-личных причин правонарушений, которые типичны для современного российского общества. В их числе: поляризация социальных интересов, низкий уровень материальной жизни населения, кризис власти, различные виды отклоняющегося поведения, несовершенство законов, низкий уровень правовой культуры граждан, недостаточно эффективная работа правоохранительных органов, кризис морали и др. Причины взаимосвязаны. И всё же какие из них можно отнести к причинам личностного характера, а какие — общественного? Какие ещё причины можно указать?

Причины личностного характера: различные виды отклоняющегося поведения, кризис морали, низкий уровень правовой культуры граждан.

Причины общественного характера: поляризация социальных интересов; низкий уровень материальной жизни населения, кризис власти, несовершенство законов, недостаточно эффективная работа правоохранительных органов.

3. Когда государство привлекает правонарушителя к юридической ответственности, оно преследует несколько целей. Обычно подчёркивается, что целью юридической ответственности является стремление покарать правонарушителя. Отмечается и необходимость его перевоспитать. Кроме того, юридическая ответственность налагается не только с карательной целью, но и в назидание. Подумайте, какова ещё одна важнейшая цель юридической ответственности.

Также важной целью наложения юридической ответственности является предотвращении совершения новых правонарушений со стороны наказанного лица и избежание совершения правонарушений со стороны других лиц (этим власти предостерегают потенциальных правонарушителей о последствиях такой деятельности).

4. В тексте Конституции РФ прочтите и проанализируйте статьи 118, 125—127.

А) Объясните, каким путём (посредством чего) осуществляется судебная власть в РФ.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Б) Составьте схему «Судебная система РФ».

5de627d192c4f

Ответьте на вопросы:

1) Какой из судов осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции?

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

2) Какие дела рассматриваются Верховным Судом РФ и какие — Высшим Арбитражным Судом РФ?

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

3) Какой из судов осуществляет проверку по жалобам на нарушения прав и конституционных свобод граждан?

Источник

admin
Производства
Adblock
detector