при каких обстоятельствах возникает этическая дилемма в организации

Этические дилеммы в социальной работе

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Социальным работникам приходится встречаться с разнообразными этическими дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, служащим, коллегам, собственной профессии и обществу в целом. Большинство затруднений обусловлено для социального работника необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязанностями и обязательствами. Например, Этический кодекс НАСР провозглашает, что «социальный работник не должен участвовать в каких-либо действиях, которые нарушают или уменьшают гражданские или юридические права клиентов». Однако Кодекс также указывает, что «социальный работник должен соблюдать свои обязательства перед организацией-работодателем». Нетрудно представить себе положение, когда эти два принципа противоречат один другому, если политика учреждения, которому переданы права, приводит к нарушению гражданских прав клиентов.

Другие этические противоречия, которые часто вызывают беспокойство, связаны с конфиденциальностью и частным характером сообщений, необходимостью говорить правду, патернализмом и самоопределением, обязательством придерживаться законов, политики и правил учреждения, доносительством, распределением ограниченных ресурсов, соотношением между личными и профессиональными ценностями.

Конфиденциальность и частный характер сообщений. Социальные работники следуют положению о том, что сведения, сообщенные клиентом, должны сохраняться конфиденциально. Хотя это справедливо почти всегда, в отдельных случаях практические работники вынуждены рассматривать возможность раскрытия конфиденциальной информации, когда, например, существует угроза того, что клиент может нанести вред третьему лицу. В действительности эта возможность учитывается Этическим кодексом НАСР, который указывает, что социальные работники могут раскрыть конфиденциальную информацию по «непреодолимым профессиональным причинам».

В некоторых штатах клиенты социальных работников имеют право на конфиденциальные сообщения адвокату или врачу, что дает основания социальным работникам отказаться раскрыть информацию, данную ему клиентом, например, по запросу суда.

Необходимость говорить правду. Другим принципом, обычно принимаемым в этой профессии, является право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. Однако некоторые социальные работники утверждают, что в редких случаях можно или даже нужно скрыть правду от клиента или предоставить дезинформацию. Это связано с тем, что иногда бывает необходимо защитить клиента от ущерба. Многие социальные работники считают, что никогда нельзя отказывать в правдивой информации или предоставлять дезинформацию клиентам, но другие указывают на случаи, касающиеся, например, больных клиентов или детей, для которых правдивая информация может считаться вредной, по крайней мере при определенных обстоятельствах.

Патернализм и самоопределение. Стремление защитить клиентов от ущерба связано со сложной проблемой патернализма в социальной работе. Патерналистские действия включают вмешательство в желания клиентов или их свободу для их собственного блага. Ограничение саморазрушительных действий клиентов или требование к ним принять услуги против их желания, утаивание от клиентов информации или предоставление им дезинформации — это все примеры патернализма, когда действия осуществляются, чтобы защитить клиентов от них самих. И в этом случае, социальные работники часто спорят о том, при каких условиях допустим патернализм. Некоторые считают, что клиенты имеют право на определенные формы саморазрушительного поведения и принятия риска, а другие заявляют, что социальные работники ответственны за защиту клиентов от них самих, когда они терпят неудачу, делая попытки принять «хорошее» решение.

Законы, политика и постановления. В некоторых случаях социальные работники заявляют, что законам, политике и постановлениям не следует подчиняться, так как очевидным результатом будет вред. В ряде случаев, например, социальные работники принимали решение не подчиняться местным законам, требующим ставить власти в известность при сообщении ребенка о злоупотреблениях, так как считали, что ребенок подвергается большему риску, если об этих случаях сообщается местным правозащитным властям. Хотя громадное большинство социальных работников не считают такие нарушения допустимыми, некоторые защищают их, считая, что любые действия с целью защиты благополучия клиента допустимы, даже если это нарушает другие этические принципы, закон или политику.

640 1

Доносительство. Социальные работники, нарушающие закон или правила учреждений, возлагают особое бремя на коллег, которые знают об этих нарушениях. Чувства дружбы, профессиональная лояльность и угроза собственному положению и репутации побуждают некоторых практических работников опасаться выявлять правонарушения в своей профессии. Социальные работники, которые получили доказательства профессионально неблагоразумных поступков или неправильных практических действий своих коллег, должны тщательно взвесить свои обязательства по отношению к собственной профессии и своей клиентуре, коллегам, агентству и риск в отношении собственной карьеры.

Распределение, ограниченных ресурсов. Постоянной проблемой в социальной работе является необходимость распределять ресурсы, которые неадекватны социальным нуждам. К таким ресурсам относятся запасы продовольствия, жилище, фонды для выполнения каких-то программ, оплата реабилитационных программ или времени патронажных услуг. У социальных работников есть различные критерии для распределения ограниченных ресурсов. В некоторых случаях они используют принцип равенства, разделяя ресурсы на части равного размера (например, деньги или время работника), или обеспечивают клиентам равные возможности обращаться за помощью или претендовать на получение индивидуальных ресурсов (первым пришел — первым обслужен). В некоторых случаях для обеспечения клиентам равных возможностей может быть проведена лотерея.

Другой критерий социальных работников основывается на потребности. Стратегия многих программ заключается в предоставлении услуг сначала тем, кто наиболее в них нуждается. Однако другая стратегия состоит в том, чтобы предоставить приоритет людям, которые в прошлом пострадали от несправедливости

или дискриминации. Этот принцип лежит в основе программ положительных действий.

Личные и профессиональные ценности. Причиной многих этических дилемм является конфликт между личными и профессиональными ценностями работника. Практический работник в агентстве семейных услуг, являющийся, например, противником абортов, может иметь трудности, обсуждая эту проблему с беременной юной девушкой. Социальный работник клиники, верящий в преимущества современной медицины, может столкнуться с правом на самоопределение пациента, который отказывается от спасающего жизнь переливания крови по религиозным причинам. В этих случаях нет простого ответа, и мнения социальных работников по поводу того, следует ли отдавать предпочтение личным или профессиональным ценностям, не всегда совпадают. В каждом случае работник должен взвесить обязательства перед клиентом, работодателем, профессией, третьими лицами. Кроме того, социальные работники должны постоянно исследовать природу личных ценностей и пути, которыми эти ценности оказывают влияние на понимание проблем клиента и социальных проблем, на применение знаний социальной работы и на стратегии вмешательства.

Источник

Этическая дилемма: методы ее разрешения для бизнеса

Год начала пандемии стал переломным для многих из нас. Наша жизнь очень быстро перетекла из оффлайн в онлайн пространство, где все действия и слова сохраняются в сети. Бизнесу пришлось оперативно перестраиваться, перенеся свои процессы в онлайн.

Поскольку все, что попадает в сеть, остается там навсегда, и этим мир онлайн радикально отличается от мира оффлайн, деятельность бренда становится все более прозрачной для аудитории. Учитывая также, что практически все межличностные коммуникации в онлайне основываются на субъективных оценочных суждениях, мы не можем не обращать внимание на этический аспект действий компании.

Однозначно, в такой теме, как этика, невозможно быть по-настоящему объективными. Но мы можем попробовать быть честными с собой и с окружающими. У этики много определений, но все они, как правило, относятся к нравственности и к правилам поведения человека, которые регулируются внешними источниками: профессиональными или юридическими нормами. Но существуют решения, которые опираются на культурные нормы отдельного человека в субъективном отношении правильного или неправильного.

Любой бренд, как и любой человек, может совершить неоднозначные коммуникативные действия, которые спровоцируют общественный резонанс, а в дальнейшем станут причиной этических дилемм. За последнее время мы могли наблюдать несколько спорных рекламных кампаний ВкусВилла и Тануки. В июне в соцсетях ВкусВилл был размещен материал «Рецепты семейного счастья» с участием ЛГБТ-семьи, через некоторое время публикация была удалена, а руководство принесло за это извинения, объяснив появление поста «непрофессионализмом отдельных сотрудников». А уже в августе сеть суши-ресторанов Тануки выложила в сеть рекламу с темнокожими моделями и радужным флагом, напоминающим символику ЛГБТ. После чего сеть подверглась травле и угрозам со стороны участников сообщества «Мужского государства». Руководство приняло решение не удалять пост и придерживаться своих заявленных ценностей.

Каждая компания пытается заложить внутренние этические нормы и ценности, которые будет пропагандировать внутри коллектива. Одними из общепризнанных ценностей любого бренда являются доверие аудитории и корпоративная социальная ответственность. В рассматриваемых случаях бренд берет на себя ответственность провести рекламную кампанию в обществе, где преобладают традиционные взгляды, тем самым провоцируя риски столкнуться с негативной реакцией большей части своей аудитории. Таким образом, мы видим конфликт двух ценностей, которые лежат в основе этики бизнеса.

— в первом случае можно взять паузу, переждать «бурю» и уже затем прокомментировать свое виденье рекламы. Это даст компании время для выбора дальнейшей коммуникационной стратегии и для более детального анализа настроения своей аудитории;

— во втором случае можно выбрать тактику оперативного реагирования. При продуманной рекламной кампании бренд готов к общественному мнению. Он придерживается заявленных ценностей, и для него реакция аудитории не становится неожиданностью. Однако бренд, сталкиваясь с общественным давлением, и желая сохранить лояльность аудитории, может также без промедления отказаться от выбранной кампании.

Применение этических теорий поможет компаниям взглянуть на ситуацию с разных сторон, оценить возможные решения и последствия. Рассматривая данную дилемму с теоретической точки зрения можно выделить минимум 2 подхода: деонтологический и телеологический подходы.

Например, рассмотрим одно из направлений конфликта среди аудитории, которое поставило третью сторону в наиболее уязвимое положение в обществе. Согласно данному подходу, человек и его страдания никогда не могут быть лишь средством достижения цели. Это значит, что недопустимо оставаться в стороне и не поддерживать эту группу людей.

Между тем, исходя из размышлений Э. Канта, одного из самых известных сторонников деонтологического подхода, мы должны уважать рациональное принятие людьми решений и свободный выбор. Как это можно применить? Участники должны быть проинформированы о возможных рисках и должны выразить свое согласие на участие до начала кампании.

Конечно, компания должна проводить предварительные исследования и взвешивать риски, прежде чем принимать какие-либо маркетинговые решения в позиционировании своего бренда. И все же мы не живем с вами в идеальном мире, и каждый из нас может принять не совсем однозначное решение и столкнуться с его последствиями. Мы рассмотрели только два подхода, которые помогают проанализировать ситуацию до или после принятия решения, но есть еще много других. И разрешая этическую дилемму, руководству необходимо применять не один, а несколько подходов, тем самым, рассматривая ситуацию под разным углом.

Обсуждая эту тему со многими людьми, я получала каждый раз новое виденье ситуации, новые варианты дилемм. В своих попытках прийти к определённым выводам и алгоритмам решений, я понимаю, что этика очень гибкий инструмент. Каждый вывод будет зависеть от изначальных установок индивидуума. Можно опираться на теории, но к решению, пожалуй, можно прийти только в результате дискуссии.

Источник

Примеры этических дилемм в социальной работе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Этическая дилемма

Этическая дилемма – это ситуация морального выбора, когда при реализации одной нравственной ценности рушится другая, не менее ценная.

Проще говоря дилемма представляет собой выбор одного из двух противоречий, причем выбор этот весьма затруднителен. В обычной ситуации человек делает выбор исходя из собственных ценностей и интересов, или принимает то решение, которое является выгодным для него.

Мораль и этика на протяжении всей жизни регулируют поведение людей в обществе, они направляют человека на выбор, который считается наиболее приемлемым, что мы должны делать, а что делать не должны. Часто в жизни люди сталкиваются с ситуациями, когда они не знают, что делать в конкретной ситуации, осложняется все еще и тем, что и в том и другом случае есть свои положительные и отрицательные стороны. В таком случае ценности, которыми мы руководствуемся на протяжении жизни вступают в конфликт.

Поезд на полном ходу теряет управление, на одной дороге привязано 4 человека, можно переключиться на другой путь, но там тоже привязан один человек, какой выбор сделает машинист?

Два предполагаемых преступника заключены под стражу, наказание за преступление составит пятнадцать лет лишения свободы, но доказательств причастности к данному преступлению нет. В полиции им предлагают каждому возможность выйти на свободу. Если оба признаются в совершении преступления, каждый из них будет отбывать шесть лет тюрьмы. Если один отрицает свою причастность, а другой предоставляет доказательства своей непричастности, информант будет освобожден, а другой будет приговорен к пятнадцати годам лишения свободы. Если оба будут отрицать факты, оба останутся в тюрьме на год. Как сделать выбор?

Готовые работы на аналогичную тему

Типы этических дилемм

Этические дилеммы могу иметь различия по степени их конкретизации.

Этические дилеммы в социальной работе

Этические дилеммы в социальной работе имеют отличия от дилемм, которые возникают за пределами профессиональной деятельности, но и здесь человек должен сделать выбор между двумя равноценными возможностями.

Источником различных ценностных противоречий в профессиональной деятельности социального работника является необходимость соединить в единое целое противоречивые требования, которые возложила на него профессия.

Самым главным противоречием для социального работника является необходимость быть инструментом и социальных изменений, и социального контроля, очень часто соцработники сталкиваются с неразрешимыми ситуациями, когда на кону стоят интересы конкретной личности и интересы общества. В таких ситуациях приходится находить баланс. Одна из самых распространенных дилемм, стоящих перед социальной работой, – как облегчить тяготы социально депривированных групп населения, но при этом избежать социального иждивенчества.

Деприва́ция — это сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять свои основные психофизиологические и социальные потребности.

Ключевой задачей социальной работы является благополучие людей, это делает проблему патернализма особо актуальной.

Патернализм — это система отношений, при которой власти обеспечивают некоторые потребности граждан, в обмен на то, что они позволяют диктовать им правила поведения.

В интересах клиента, чтобы защитить его от самого себя, приверженцы патернализма считают возможным при необходимости ограничить действия клиента, которые могут принести ему вред, обязывать его принимать услуги против его желания или принудительно, в таких ситуациях социальный работник имеет право утаивать информацию или предоставлять дезинформацию и т.п. Подобная практика воспринимается неоднозначно и вызывает споры о пределах допустимости патернализма:

Примеры этических дилемм

Пример первый. Социальный работник является матерью-одиночкой, ей позвонили из детского сада и сказали, что у ее ребенка высокая температура. В данный момент на рабочем месте нет начальника, и она просит свою коллегу «прикрыть» её. Начальник возвращается и не обнаруживает сотрудницы на рабочем месте, в таком случае он должен принять меры, которые повлекут за собой негативные для нее последствия (выговор, лишение премии). Оставить без наказания самовольную отлучку работника начальник не может, но из жалости решает ограничиться предупреждением. «Доброжелатели» довели ситуацию до сведения вышестоящего руководства. Дилемма, стоящая перед руководством: как оценить деятельность начальника?

Источник

Этические дилеммы в социальной работе

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Самарский государственный университет

Кафедра теории и технологии

Этические дилеммы и противоречия социальной работы

1. Основные этические дилеммы и противоречия социальной работы с. 4

2. Этические принципы профессиональной деятельности социального работника как способы решения дилемм социальной работы с. 9

Список литературы с. 18

Как и всякая достаточно новая специальность, социальная работа первоначально возникает в виде разрозненного спон­танного практического опыта, в виде отдельных научных идей и учебных дисциплин. При этом неизбежным является временное состояние нечеткости предмета и недостаточ­ная определенность метода, что создает специфические трудности для становления и подготовки кадров.

Никто не в состоянии дать совет, пригодный для каж­дого специалиста и тем самым решить его проблемы. Ос­тается одно: убедить человека в том, что ему самому необ­ходимо установить равновесие между эмоциональными реакциями и рациональными способами выхода из сложившейся ситуации.

Значительной частью профессиональной культуры социального работника является ее этическая составляющая, т.е. профессиональная этика социального работника.

Цель работы состоит в том, чтобы охарактеризовать проблему этических дилемм и противоречий социальной работы.

1. Основные этические дилеммы и противоречия социальной работы

На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах, абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе такие, например, абстрактные ценности, как самоопределение или суверенность личности клиента не только трудно, но подчас и опасно, если они вызывают у социального работника ложное чувство самоуспокоенности, в то время как клиент не в состоянии адекватно их реализовать.

Проблемные области и этические дилеммы далеко не всегда являются общими для разных стран из-за различий в культуре и государственном управлении. Каждая национальная ассоциация социальных работников должна поощрять дискуссии с целью выяснения важнейших вопросов и проблем, характерных для данной страны. Тем не менее можно выделить группу этических дилемм, которые рано или поздно возникают в практической социальной работе в любом обществе и к преодолению которых в силу предупреждающей ответственности следует быть подготовленными.

Независимость и манипулирование. Для социального работника, который рассматривает независимость человека как одну из базовых ценностей, всякое управление его поведением выглядит как манипулирование и, следовательно, как разрушение самой сущности гуманизма. Там, где можно решить проблемы без манипулирования волей человека, вопрос о ценностях не стоит. Но если такое решение невозможно без хотя бы незначительного воздействия или навязывания ценностей, а цель заманчива и реальна, социальный работник сталкивается с этической дилеммой.

Например, настаивая на том, что человек должен не мириться с обстоятельствами, а стремиться их изменять, что надо рационально использовать достоверные знания и планировать свое будущее, социальный работник не может быть уверен, будто бытие станет совершеннее благодаря его усилиям. Не может он быть уверен, что данная ситуация и не ухудшится от его вмешательства.

В этих и других подобных ситуациях неясным является вопрос о пределах независимости человека от воли социального работника, о праве клиента на принятие решения и обязанности социального работника определять, в каких рамках он может предоставить это право клиенту. Поэтому в социальной работе необходимо ограничивать возможности манипулирования сознанием и поведением, с тем чтобы ориентировать клиента на идентификацию собственных ценностей и соотнесение с ними своих поступков. Когда в центре внимания клиента находятся его собственные ценности, потенциал манипулирования снижается. Для этого надо развивать способности клиента делать осознанный и целенаправленный выбор ценностей и нести ответственность за этот выбор.

Необходимость говорить правду. Эта дилемма близка с предыдущей и состоит в том, что, с одной стороны, не подвергается сомнению законное право клиентов на получение достоверной информации об их состоянии и благополучии, и считается, что нельзя отказывать им в правдивой информации или предоставлять дезинформацию. С другой стороны, в отдельных случаях представляется этически оправданным и даже необходимым скрыть правду от клиентов или «снабдить» их дезинформацией («спасительной ложью») для их же пользы.

Конфиденциальность и частный характер сообщений. Во всех национальных этических кодексах и уставах содержится положение о том, что социальный работник, уважая личность и достоинство клиента, должен сохранять полученную от него информацию строго конфиденциально. Информация, используемая в одном случае, не должна быть применена для других целей без соответствующих санкций. Хотя это справедливо почти всегда, в отдельных случаях социальные работники вынуждены рассматривать возможность раскрытия конфиденциальной информации, например перед лицом угрозы со стороны клиента третьему лицу. Отсюда возникает необходимость информировать клиента о границах конфиденциальности в конкретной ситуации, о целях получения информации и ее пользования и одновременно получить согласие клиента, например, на печатание, запись разговора, участие третьего лица.

Масштабная компьютеризация всех сфер социума, возможность доступа к информации через электронные средства также ставят проблему конфиденциальности.

Бремя и сложность подобного выбора побуждают социальных работников опасаться выявлять и делать предметом гласности правонарушения в своей профессии. Поэтому те из них, кто получил информацию и доказательства этически или юридически неправомерных действий своих коллег, вынуждены тщательно взвешивать свои действия ввиду своих обязательств по отношению к профессии, клиентам, коллегам, организации, своему будущему.

Законы и благополучие клиента. Законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни, поэтому подчас благополучие клиента вступает с ним в противоречие. В ряде случаев следование букве закона способно причинить вред клиенту, что ставит социальных работников перед сложным выбором. Некоторые из них считают допустимыми любые действия с целью защиты интересов клиента, даже если они нарушают закон или другие этические нормы; большинство же социальных работников выбирает закон. В России нередко приоритет отдается нравственным решениям. Как и в случае с другими дилеммами, простых ответов здесь нет.

2. Этические принципы профессиональной деятельности социального работника как способы решения дилемм социальной работы

Принятие человека таким, каков он есть.

Клиентом или объектом социальной работы может быть отдельный человек или группа лиц (например, детский коллектив, семья), которые имеют индивидуальные и групповые особенности. Каждый клиент имеет юридическое и моральное право быть принятым и выслушанным любым социальным педагогом независимо от ведомственной принадлежности или занимаемой долж­ности. При этом социальным работником ему обеспечивается личная безопасность при соблюдении принципа «не навреди». Социальный педагог при решении проблем жизненной ситуации клиента ориентируются на разумный характер его требований, учи­тывая, что мерой является степень гармонизации отношений клиента к общества в их взаимодействии. Главной задачей в практически любой ситуации становится оказание помощи клиенту для его побуждения к самостоятельным действиям по разрешению своих проблем.

Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий

Уважение права клиента на принятие решения есть про­явление уважения и соблюдение его прав. Человек, обратив­шийся за помощью к социальному педагогу и социальному работнику, имеет те же права, что и все остальные люди. Социальный работник не может ока­зывать помощь человеку (или группе лиц) без его согласия с их планом действий. Клиент имеет право отказаться от предложенного варианта действий, от продолжения уже начатой работы, если его мнение или ситуация в силу каких-либо причин изменись. Он имеет право на изменение своих взглядов, позиций, убеждений.

Клиент имеет право отказаться от взаимодействия на любом этапе совместной работы с уверенностью в сохранении конфиденциальности сведений о нем.

Конфиденциальность сотрудничества социального работника с клиентом

Конфиденциальной (доверительной, не подлежащей раз­глашению) информацией является все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и про­блем, а также все остальное, что будет определено клиентом во взаимодействии с социальным педагогом. Он должен гарантировать ему эту конфиденци­альность и принять все меры для ее обеспечения.

Социальный работник должен поставить клиента в известность о том, что та или иная ин­формация должна будет передана другим работникам данного социального института (социальной службы), их руковод­ству для принятия оптимального решения на более высоком административном уровне по запрашиваемой клиентом со­циальной помощи. Также он обязан сообщить клиенту о необходимости привлечь сторонние организации, близких лиц клиента, его соседей, представителей общественных организаций и юридических лиц, и передать им необходимую информацию. В любом случае такая информация может быть передана только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению его проблем.

При согласии клиента на передачу части согласованной информации другим лицам или организациям социальный педагог должен предупредить их об условиях конфиденциальности; конфиденциальность не имеет сроков давности.

Нарушение конфиденциальности возможно только в условиях непосредственной опасности для клиента: для его жизни, здоровья, материального благополучия, психиче­ского состояния. При этом нарушение конфиденциальности должно сопровождаться предварительным извещением клиента о вынуждающих к этому условиях, об обязанностях и ответственности социального педагога.

Полнота информирования человека о предпринимаемых в его интересах действиях

Соблюдение принципа защиты прав клиента обуслов­ливают обязанность социального работника информировать человека, обратившегося к нему за социальной помощью, обо всех действиях, предпринимаемых им для решения его проблем.

Социальный работник ответствен­ен за полноту, качество и своевременность предоставления клиенту всей необходимой для него информации.

Информирование клиента необходимо в целях создания благоприятных условий для активизации его личностного потенциала.

Учитывая, что взаимодействие человека (клиента), спе­циалиста (социального педагога) и общества (социума) строится на основании партнерских отношений, то каждый из них, в том числе, клиент, должен обладать статусом полноправного субъекта этого взаимо­действия, а, значит и правом на инициативу, уважение до­стоинства и полноту информации.

Если такой конфликт возникает, они должны объявить об этом и принять необходимые меры, гарантируя, что это не принесет ущерб профессиональным отношениям. Социальные работники должны помогать отдельному человеку, семьям, группам и сообществам находить пути для взаимоприемлемого решения возникающих проблем или согласования и уравновешивания конфликтующих или конкурирующих потребностей и интересов.

Ответственность социального педагога за результаты своей деятельности

Социальный работник, занимаясь решением конкретных проблем клиента, несет личную ответ­ственность за результаты своей деятельности, за качество и эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за ее последствия.

Социальный работник несет ответ­ственность и перед обществом за результаты своей деятель­ности. Он призван не только гармонизировать отношения своего клиента и его социальной среды, но и восстановить, повысить социальный статус этого человека, снизившийся в силу ряда объективных или субъективных причин, помочь восстановить его активную личную и социальную жизнеде­ятельность.

Социальные работники несут ответственность и перед своей профессией, повышая ее пре­стиж, социальный статус в обществе, значимость в межличностном и межгрупповом общении в различных видах и типах социума, обеспечивая ее притягательность для молодежи и интеграцию молодых специалистов в профессии социального работника.

При этом важно учесть, что в условиях взаимодействия общества, клиента и социального работника вся ответственность за результаты такого взаи­модействия не может быть возложена только на работника социальной сферы. Нецелесообразно ожидать только от социального педагога и личной ответственности за отдаленные результаты совместных с клиентом действий и за их последствия: когда задача реше­на, связь с клиентом может быть утрачена; клиент вправе самостоятельно воспользоваться результатами совместной с социальным работником деятельности для решения своих актуальных проблем; результат находится зависимости от характера этих проблем и морального облика самого клиента и может быть различным.

Порядочность социального работника во взаимодействии с клиентом

Порядочность социального работника является весьма важным принципом в связи с необходимостью обеспечить баланс интересов, как своих личных, так и интересов клиента и его социального окруже­ния; профессионального сообщества социальных работников и социальных педагогов, общества в целом. Интересы одних не могут превалировать над интересами других, реализовываться в ущерб кому-либо.

Важным условием социально-педагогической деятельности является бес­корыстие социального педагога. Социальные работники делают для своего клиента все, что, по их мнению, необходимо для раз­решения проблемы.

Социальные работники, яв­ляясь представителями государственных социальных институтов, общественных неправительственных орга­низаций и объединений, действуют в интересах человека, обратившегося к ним за помощью, делая зачастую для него существенно больше, нежели это предписывается должностной инструкцией.

Доброжелательность присутствует на всех этапах взаи­модействия социального педагога с клиентом. Именно она обеспечивает верный тон при совмест­ной работе с человеком, который обратился за помощью, вызывает его на откровенность и взаимодействие. Желая добра человеку, обратившемуся за помощью, социальный педагог осуществляют необходимое руководство его действиями, тактично указывают на ошибки и недостатки, помогают в решении трудных проблем или полностью берут на себя заботу о клиенте.

Личная порядочность социального работника гарантирует качество и эффективность его профессиональной деятельности и обеспечивает выполнение им требований международного и национального Кодексов этики социального работника и социального педагога.

Этическая дилемма представляет собой ситуацию морального выбора, когда при реализации одной нравственной ценности разрушается другая, не менее важная. Если рассматривать вопрос этических дилемм в рамках профессиональной деятельности, то в настоящее время считается, что данная проблема может быть снята путем создания профессиональных этических кодексов. В общем, такого рода этика часто обеспечивает полезное влияние на разрешение этических проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности, так в ситуации этического выбора у работника есть руководство, как поступить в той или иной ситуации. Однако, не исключена ситуация, когда постулаты, изложенные в профессиональной этике, могут противоречить неким принципам универсальной этики (общепринятым для всех людей, независимо от профессиональной принадлежности) и тогда ситуация для конкретного человека может казаться неразрешимой. Также ситуация может осложняться внутренним моральным конфликтом личности, ведь у каждого человека есть набор нравственных критериев, которые ценны для него, но могут противоречить как общепринятым нормам, так и нормам профессиональной этики.

Этические дилеммы возникают перед нами ежедневно, но, как правило, мы решаем их для себя по принципу «наименьшего зла», и конечно не все они перерастают в конфликтную ситуацию или остаются внутренним конфликтом конкретного человека.

Как правило, когда ситуация дорастает до «конфликтной», вычленить ее этическую составляющую очень сложно. Это и является наиболее трудной задачей в этической практике.

При оценке конфликта с этической точки зрения, прежде всего, нужно определить все стороны – участницы и проанализировать ситуацию во временном протяжении. Определив этапы развития конфликта, нужно выявить те цели, которыми руководствовались стороны конфликта. Зачастую участники конфликта даже не всегда сами осознают свои истинные цели, не отдавая себе отчет, что же ими руководствовало в той или иной ситуации. По всей видимости, предполагаемый работник – уполномоченный по этике должен иметь достаточный психологический опыт работы с людьми, чтобы вычленить глубинные мотивы конкретного человека. Кроме того, представляется, что ситуации оценки сторон – участников конфликта тоже может нести элемент этического выбора, представляющего сложность для оценщика – уполномоченного по этике или этической комиссии. Уверена, что ни один профессиональный этический кодекс не может охватить, того многообразия ситуаций, которые придется разрешать субъектам этической практики и, скорее всего, им придется прибегать к нормам универсальной этики, и, принимая решения, они будут стоять перед новой этической дилеммой.

Оценка этичности поступков сотрудников представляется неоднозначным процессом, требующей длительной практики. Помимо множества профессиональных требований (знание психологии личности, социальной психологии, конфликтологии, основ этики и т.д.) субъекты этической практики должны постоянно осуществлять внутренний самоконтроль на предмет этичности своего поведения и суждений. Грань «этичного» очень тонка и всегда найдется тот, кто скажет: А судьи кто?

Рассмотренные этические проблемы социальной работы требуют выработки способов их разрешения. В теоретическом плане в истории философии, этики и религии за многие сотни лет было предложено немало теорий и идей, касающихся моральных противоречий. Многие из них могут быть основой решений этических проблем и в социальной работе, хотя последние имеют свои особенности в силу специфики не только профессии и времени, но и каждой страны, к которой это относится.

Этические кодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы, не всегда способны удовлетворить их запросы, поскольку, во-первых, составлены в общих терминах и с довольно высокой степенью абстракции, а во-вторых, содержат принципы, которые в ряде случаев противоречивы и сами представляют этическую дилемму.

В любом случае рассмотренная проблематика подтверждает, что в динамичном мире перманентной переоценки ценностей и «борьбы богов», продолжения традиций и рождения новой картины мира ни одна человеческая «система» мышления и ценностей, включая религиозную и основывающуюся на светских гуманистических принципах, не может претендовать на воплощение полной истины, подлинной «святости» и совершенства.

1. Кодекс этики социального педагога и социального работника // Социальная работа. 2006. № 1.

2. Липский И. Кодекс этики получает одобрение. Этический кодекс социального педагога и социального работника // Социальная работа. 2003. № 2.

3. Митрошенков О.А. Социальная работа. М., 2006.

4. Ример Ф.Г. Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. М., 1993-1994. Т. 3.

5. Социальный работник: проблемы подготовки и профессионального становления. Самара, 2001.

[1] Митрошенков О.А. Социальная работа. М., 2006. С. 172.

[2] Социальный работник: проблемы подготовки и профессионального становления. Самара, 2001. С. 87.

[3] Митрошенков О.А. Социальная работа. С. 176.

[4] Ример Ф.Г. Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. М., 1993-1994. Т. 3. С. 385-392.

[5] Кодекс этики социального педагога и социального работника // Социальная работа. 2006. № 1. С. 30.

[6] Липский И. Кодекс этики получает одобрение. Этический кодекс социального педагога и социального работника // Социальная работа. 2003. № 2. С. 17.

[7] Липский И. Кодекс этики получает одобрение. Этический кодекс социального педагога и социального работника. С. 18.

[8] Кодекс этики социального педагога и социального работника. С. 32.

[9] Социальный работник: проблемы подготовки и профессионального становления. С. 93.

Источник

admin
Производства
Adblock
detector