при каких обстоятельствах рассказчик познакомился с бирюком

Тестовые задания с ключами по рассказу И. С. Тургенева » Бирюк» (7 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тестовые задания с ответами по рассказу « Бирюк» И.С. Тургенев (7 класс)

В каком году был написан рассказ И. С. Тургенева «Бирюк»?

От чьего лица ведется повествование в рассказе «Бирюк»?

При каких обстоятельствах рассказчик познакомился с Бирюком?

а) Рассказчик был владельцем леса и нанял Бирюка к себе на работу;

б) Жена Бирюка ушла к рассказчику, и они познакомились, встретившись как-то на улице;

в) Бирюк спас рассказчика, когда тот чуть не утонул в болоте;

г) Рассказчика в лесу застала сильная гроза, и Бирюк его отвел к себе домой укрыться от непогоды.

Сколько лет было дочери лесника Улите?

О ком из героев идет речь в цитате: «был высокого роста, плечист и сложен на славу»?

Что случилось с женой Бирюка?

а) Барин забрал ее в поместье прачкой;

б) Сбежала с прохожим мещанином;

в) Умерла при родах;

г) Умерла от сильной чахотки.

Чем Бирюк связал мужика, срубившего дерево?

Когда Бирюк приводит рассказчика в свой дом, там их встречает:

Бирюк и рассказчик обнаруживают в лесу крестьянина, который:

а) ворует мед из ульев;

в) незаконно охотится на зайцев;

г) незаконно рубит лес.

Куда Бирюк отводит крестьянина-нарушителя?

Какое имя было у Бирюка?

Чем была наполовину закрыта лошаденка мужика?

В какое время суток рассказчика застала сильная гроза?

Что было в избе лесника из еды?

в) Простая каша без масла

a loader

Номер материала: ДБ-1575040

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

12ca 000988a9 e32712b1

placeholder

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

placeholder

Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества

Время чтения: 1 минута

placeholder

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

placeholder

На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции

Время чтения: 2 минуты

placeholder

В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

kratkoe soderzhanie rasskaza

Общая информация

История создания «Бирюка» достаточно простая. Тургенев описывал свои воспоминания о жизни в Орловской губернии. В имении матери Ивана Сергеевича был лесник, которого прозвали Бирюком из-за нелюдимости и угрюмости. Его убили собственные крестьяне, и этот факт надолго запомнился будущему писателю.

Рассказ был написан в 1847 году, но полностью сборник «Записки охотника» был опубликован в 1852 году. До этого он выходил в журнале «Современник». Тургенев, в отличие от других писателей своего времени, не изображал крестьян безликой серой массой. В каждом очерке он выделял одну черту и показывал ее читателям.

istoriya sozdaniya roizvedeniya

Жанр произведения стоит на границе между рассказом и очерком. Каждая часть посвящена небольшому эпизоду из жизни главного героя — Петра Петровича, барина. В «Бирюке» повествование ведется в форме монолога.

В каждом рассказе есть свои особенные герои. Так, в тексте «Ермолай и мельничиха» дворянин знакомится с охотником Ермолаем, который отлично ловил рыбу и птиц. Он рассказал о своей непростой жизни новому знакомому, а рассказчик с удовольствием слушал его.

Сборник «Записки охотника» изучают на уроках литературы в школе. Ученики кратко записывают информацию о прочитанных произведениях в читательский дневник. Подобная форма работы позволяет зафиксировать:

Школьникам нужно научиться кратко пересказывать прочитанное и формулировать собственное мнение о каждом произведении. Все это позволяет им проводить анализ текстов. Основная мысль очерка заключается в том, что в жизни может случаться разное, но может ли человек идти на преступление.

Основные герои

problematika osnovnye etapy

Повествование ведется от лица барина, который часто проводит время на охоте. В начале рассказа он описывает, как возвращается домой. Он едет на беговых дрожках, и его сопровождает усталая собака. Постепенно погода ухудшается, и лиловые огромные тучи закрывают небо. Мужчина не успел доехать до нужного места, началась сильная гроза, и он был вынужден остановиться. Именно в этот момент ему встречается незнакомец.

В рассказе «Бирюк» главный герой — Фома Кузьмич. Он трудится лесником, и у него суровая внешность. Он предлагает барину свою помощь и проводит его до личной избушки. Там их встречает маленькая девочка, дочка лесника, которая качает малыша в люльке. До этого барин немного слышал о бирюке, которого все боялись.

В рассказе присутствуют и второстепенные герои. Жена Фомы убежала с другим мужчиной, оставив дочерей в избе одних. Даже младенец не остановил ее, и она словно забыла о своих детях. Бирюку тяжело говорить на эту тему.

В тексте встречается еще один персонаж — бедняк, который пытается срубить дерево и продать его. Бирюку удается поймать его, вор оказывается жалким и мелким. Он обвиняет в своей бедности всех: барина, лесника и других.

Во многих изданиях «Записок охотника» Тургенева есть иллюстрации, которые позволяют лучше представить каждого героя.

Начало текста

glavnye vtorostepennye geroi

Рассказ «Бирюк» начинается с того, что дворянин едет домой после охоты. Это происходило вечером, он был один. Петр Петрович спешил вернуться, но в дороге его настигла непогода. Писатель красочно описывает бушующую погоду. Он указывает, как ветер шумел в вышине деревьев, как начали надвигаться темные тучи и полил сильный дождь.

Дворянин был вынужден остановиться, так как в мокрой земле лошадь вязла и не могла идти дальше. Мужчина спрятался под кустом и решил не подниматься до момента окончания стихии. Именно в этот момент состоялась первая встреча с лесником. Между ними произошел короткий разговор. Гром и молнии только подтвердили, что ненастье будет усиливаться. Поэтому Фома предложил Петру Петровичу пройти к нему в избу.

Для этого он посадил дворянина в дрожки, сам взял лошадь за вожжи и повел так. Петр Петрович ничего не видел впереди и полностью полагался на своего спутника, он постоянно подзывал свою собаку и жалел лошадь.

Вместе они дошли до избушки, которая не отличалась особым внешним видом. Их встретила маленькая девочка, дочка Фомы. Она провела дворянина внутрь, а сам лесник пошел отводить дрожки и лошадь под навес.

Внутри Петр Петрович увидел бедную обстановку и люльку с младенцем, который был чем-то болен. Малыш хрипел и кашлял. Когда Форма вернулся в избу, между ним и дворянином произошел разговор. Бирюк немного рассказал о своей жизни, вскоре он заметил, что гроза проходит, и предложил Петру вывести его из леса.

Главное событие

analiz proizvedeniya biryuk

Преступника вместе с лошадью Бирюк довел до своей избы. Лесник, вор и дворянин сидели вместе в помещении и прятались от дождя. Дочка Фомы спала в своем углу и не обращала внимания на взрослых. Петр Петрович заметил, что преступник выглядит жалко и несчастно. Бедняк начал молить о свободе, но Бирюк был непреклонен. Постепенно воришка начал злиться, угрожать и оскорблять лесника.

В один момент дворянин испугался того, что Фома убьет преступника, но тот только развязал ему руки и выгнал за дверь. Этот поступок серьезно поразил Петра, и он даже не знал, что такое может произойти. Рассказ заканчивается тем, что Бирюк проводит дворянина до опушки леса и прощается с ним.

Проблематика рассказа

syuzhet proizvedeniya biryuk

В центре сюжета история лесника Фомы, которого за угрюмость и нелюдимость прозвали Бирюком. Автор описывает его как настоящего богатыря: высокого, сильного, мускулистого с шапкой темных волос. Все это делает его образ еще более грозным.

Петр Петрович иначе воспринимает своего нового знакомого, так как он хорошо понимает лесника. Тот тоже является крепостным и обязан работать на барина. Фома — честный исполнитель и просто отрабатывает свой хлеб. Жить ему приходится с двумя детьми, их изба очень бедная.

Все что есть в помещении — это куча тряпок, лучины и полное отсутствие еды, кроме хлеба. Все наполнено запустением и унынием.

Основные характеристики Бирюка:

proizvedenie biryuk turgeneva

У Фомы нет соратников и друзей. Он одинок в своих убеждениях, службе и даже в лесу ему не с кем поговорить. Подобное отчуждение способно вызывать уважение и сочувствие. Пойманный воришка — полная противоположность Бирюка. Даже описание его иное: он мелкий, жалкий, растрепанный. Лесник без труда смог скрутить его и взять в плен.

И Фома, и вор являются крепостными, у каждого есть дети. Только Бирюк считает недопустимым идти на воровство. Значение рассказа заключается в том, что лесник вынужден быть одиноким и изгоем. Он честно работает на барина, но другие крестьяне не поймут такого и будут относиться к человеку негативно.

В то же время внезапно Фома проявляет сострадание к пленнику и отпускает его. Петр предлагает внести плату за поваленное дерево, так как за воровство леснику полагается штраф.

Бирюк совершает человеческий поступок и отпускает вора — это вызывает у лесника только облегчение. Тургенев в своем сборнике «Записки охотника» показывал образы крепостных, которые были вынуждены совершать преступления или тратить все время на поиск пропитания.

Источник

Урок литературы в 7 классе по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc

Конспект интегрированного (бинарного) урока (литература +ИЗО)

(проведён в 7 классе учителями Берсенёвой Верой Михайловной (литература) и

Харитоновым Алексеем Николаевичем (ИЗО)

Пейзаж как средство художественной характеристики героев

(по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)

Общедидактическая цель: создать условия для формирования у школьников представления о пейзаже как средстве художественной характеристики героев.

Развивающий аспект: способствовать расширению словарного запаса и кругозора учащихся, развитию воображения, логического мышления, эмоциональной сферы и творческих способностей учащихся

Обучающий аспект: осуществить наблюдение над особенностью пейзажа

И.С. Тургенева, совершенствовать умение работы с тестом художественного произведения

Воспитательный аспект: способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся

Оборудование: портрет И.С. Тургенева, компьютер с проектором, презентация, раздаточный материал для учащихся

— На предыдущих уроках вы познакомились со «Стихотворениями в прозе» и рассказом «Бежин луг» И.С.Тургенева К сегодняшнему занятию прочитали рассказ «Бирюк» и страницы учебника о писателе. Проверим, внимательно ли вы слушали то, что говорилось на предыдущих уроках, и внимательно ли читали учебник. Для этого объединитесь в четвёрки и разгадайте кроссворд.

(выдать на парты листки бумаги с кроссвордами (6 групп) и озвучить вопросы)

— Какое ключевое слово у Вас получилось в кроссворде?

Дети ставят оценку работе группы

(выслушать мнение детей, затем продемонстрировать слайд с толкованием слова ПЕЙЗАЖ)

— Какое имеет отношение пейзаж к творчеству И.С.Тургенева?

— Если вы внимательно читали учебник, то без труда ответите на вопрос: в чём особенность пейзажа в произведениях И.С.Тургенева?

(пейзаж соотносится с душевным состоянием автора и героев)

Объявить тему урока (демонстрация слайда). Дети должны

записать её в тетрадь)

— Как вы думаете, какой будет цель нашего урока?

(выслушать мнение детей и записать на доске:

Выяснить, как пейзаж соотносится с душевным состоянием автора и героев)

— Кратко перескажите суть рассказа.

— Почему Тургенев назвал рассказ «Бирюк»?

(Бирюк – это одинокий, угрюмый человек. Таков как раз тургеневский лесник)

— При каких обстоятельствах герой-рассказчик познакомился с ним?

(Гроза застала путника в лесу. Он терпеливо ожидал конца ненастья. В этот момент при блеске молний он увидел высокую фигуру).

— Описание грозы можно назвать пейзажем?

— Давайте зачитаем пейзажные зарисовки «Перед грозой», а затем «Описание грозы»

Какие приёмы использует автор в изображении стихии?

(выслушать мнение детей, затем продемонстрировать слайд)

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели.

— Почему в первом отрывке я выделила эпитеты, а не глаголы?

(позволяют представить цветовую гамму, размеры и запахи предметов)

И только затем слова, передающие движение

— Почему во втором отрывке исчезли слова-краски и главное место заняли глаголы, подчёркивающие динамику картины?

(эпитеты, метафоры помогают автору словесно изобразить грозу как стихию природы.

А глаголы ЗАГУДЕЛ, ЗАСТУЧАЛ, ЗАШЛЁПАЛИ, СВЕРКНУЛА, РАЗРАЗИЛАСЬ, ПОЛИЛ выбраны так, чтобы показать стремительность нарастания грозы)

— И.С. Тургенев дал великолепное словесное описание грозы. А известные русские художники на своих полотнах запечатлели неповторимую стихию природы красками.

В теории живописи есть два интересных приёма:

1. (демонстрируются вырезанные из цветной бумаги два одинаковых оранжевых квадрата, один на белом фоне, другой на темно-коричневом или черном; учащиеся сравнивают, какой из этих квадратов ярче по цвету ( как правило, все отмечают, что более ярким является квадрат на темном фоне). Затем учитель убирает фон и соединяет два оранжевых квадрата вместе, чтобы было легче сравнивать, и учащиеся видят, что эти два квадрата одинаковые по силе цвета (их лучше вырезать из одного куска бумаги).Таким образом, наглядно демонстрируется прием контраста в живописи, когда один и тот же цвет, во взаимодействии с другими цветами, выглядит по-разному.

2. Другой приём относится к психологии восприятия геометрических фигур. Демонстрируется вырезанный из бумаги треугольник и сообщается, что треугольник, поставленный вертикально на основание, вызывает у человека чувство устойчивости, надежности, спокойствия. И наоборот, треугольник, поставленный вертикально на вершину, провоцирует в сознании зрителя ощущение нестабильности, хрупкости и т.п.

Вооружившись знанием этих двух приёмов, рассмотрим несколько картин известных русских художников, которым удалось запечатлеть состояние природы перед грозой.

(демонстрация репродукций картин и рассказ учителя )

— Еще одно произведение Ивана Ивановича Шишкина, с названием «Перед грозой», помогает понять, как талантливый мастер может по-разному изображать одно и то же явление природы. Все планы этой картины составляют косые диагонали, контраст достигается сочетанием грозовых туч и лучей солнца, пробивающихся сквозь них, а также сочетанием далеких белых масс облаков третьего плана. Тени от грозовых туч на земле дают контраст с яркой, зеленой травой, изображенной художником на первом плане картины. Психологический эффект создается за счет сопоставления фигурок людей, крыш домов с гигантскими массами грозовых облаков, движущихся через плоскость картины.

— Пейзаж Щербакова Бориса Валентиновича «Вихри грозовые» интересен тем, что автор смог передать движение ветра, предшествующего грозе. В картине использован классический контраст планов, где огромная грозовая масса, состоящая из темных оттенков, сочетается с напряженным, ярким колоритом первого плана. Грозовые тучи застилают все небо от горизонта до верхнего края картины. Форма туч передает их стремительное движение. Заполнение небесного пространства темными облаками грозы призвано вызвать у зрителя чувство огромного масштаба этого явления. Передать движение грозовых вихрей автору удалось при помощи умелого изображения группы берез, ветви которых изогнуты под натиском сильного ветра, а также за счет применения психологического восприятия геометрических фигур, которое мы рассматривали ранее на примере треугольника, поскольку зрительно эта группа берез вписывается в треугольник, стоящий вертикально на своей вершине.

Таким образом, умелое использование приемов, существующих в живописи, позволяет талантливым мастерам-художникам создавать картины, изображающие различные состояния природы.

— Представьте, что вы работаете в типографии и должны напечатать рассказ «Бирюк» с иллюстрациями. Картину какого художника вы использовали бы в качестве иллюстрации? Почему?

(выслушать мнение детей)

Давайте прочитаем, как изображён герой Тургенева на фоне грозы

— Разве не грозен и не суров Бирюк, как сама гроза? За что его все боялись?

(зачитать отрывки из текста)

Какие сравнения использует автор, которые роднят описание лесника с грозой?

(«боялись, как огня», «нагрянет, как снег на голову»),т.е. лесник был как гроза.

— Что является причиной его суровости?

(Его нелёгкая жизнь)

— Давайте посмотрим инсценирование вашими одноклассниками эпизода «В избе лесника». Сумели ли «актёры» своей игрой донести до вас мысль о нелёгкой доле Бирюка?

(Бирюк испытал обман и предательство жены и один в нищете воспитывает детей)

— А как, по-вашему, относится к Бирюку автор?

(Зачитать описание избы лесника)

(зачитать описание внешности Бирюка)

(демонстрация слайдов с рисунками ребят)

восхищается им и в то же время удивляется

( в эпизоде, когда Бирюк отпускает пойманного крестьянина)

(выслушать мнение детей)

Мужик доведён до крайности и вынужден воровать. Мы видим, что Бирюку нелегко простить мужику кражу, ведь он и сам испытывает постоянную нужду.

(Чтение в лицах диалога мужика и Бирюка)

— В его душе разразилась гроза. А разразилась гроза в душе героя-рассказчика?

(выслушать мнение ребят)

— И всё же Бирюк прощает мужика, раскрывая тем самым широту и благородство своей души. Бирюк с горечью и сочувствием, угрозой и примирением «пробормотал»: «Вишь, поплёлся! Да я его. » Эти слова звучат, как глухое рокотание уходящего грома. Гроза в душе Бирюка прошла. Она освободила его от жестокости, навязанной чувством долга.

В конце рассказа автор даёт описание природы после грозы. На какую особенность он обращает внимание читателя?

(«В лесу чуть-чуть светлело»)

А на душе лесника посветлело?

— Почему, несмотря на это «чуть-чуть», природа у Тургенева остаётся мрачной? Ведь гроза прошла?

Подведём итог: какую роль играет пейзаж в рассказе Тургенева?

(Пейзаж в рассказе является отражением душевного состояния героев)

Ученики записывают вывод в тетрадь.

Обратиться к предложению на доске.

— Цель урока достигли?

(выслушать мнение детей)

Домашнее задание: стр. 227-228, пересказ

Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку.ppt

Источник

Краткое содержание «Бирюк»

Главные герои: Бирюк (Фома Кузьмич, лесник), рассказчик

Второстепенные персонажи: мужик (воришка в лесу), Улита (девочка, дочь Бирюка)

Автор: Тургенев И.С. | Дата публикации: 1847 | Форма произведения: рассказ | Жанр: философский | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 7 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: до 1 часа |

Темы: внутренняя борьба, милосердие и жестокость, ответственность

Знакомство во время грозы

Летним вечером по пыльной дороге ехали дрожки, запряженные резвой кобылой. В дрожках сидел рассказчик, возвращавшийся с охоты. Всего несколько верст отделяли его от дома, как внезапно небо потемнело, поднялся холодный ветер и на землю обрушилась гроза.

Укрывшись под кустом, рассказчик решил таким образом переждать непогоду. Вдруг в отблеске молнии он заметил высокую фигуру. Это был местный лесник, который предложил пересидеть грозу у него дома.

Дом Бирюка

Дом его скорее был маленькой избушкой, которая выглядела совсем крошечной на фоне большого двора. Внутри была всего одна комната, в центральной части которой стояла люлька с грудным младенцем. Ее монотонно покачивала девочка лет двенадцати. Вся обстановка была пронизана нищетой, было видно, что здесь уже давно ни к чему не прикасалась женская рука.

%D0%BF %D1%81%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2

Иллюстрация П. Соколова

Только сейчас рассказчик разглядел хозяина. Это был широкоплечий, высокий и статный мужик с мужественным лицом, густой бородой и широкими бровями, под которыми поблескивали карие глаза. Настоящее имя его было Фома, но все звали его Бирюком. Рассказчик уже слышал про этого грозного и неподкупного человека, которого как огня боялись все окрестные мужики. Даже за небольшую вязанку хвороста от Бирюка можно было ожидать самого сурового наказания.

Задержание воришки

%D0%BF %D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%B2

Иллюстрация П. Коверзнева

Снова зарядил дождь. Пока добирались до дома рассказчик обдумывал, как ему освободить мужика. Ему было жаль этого истощенного, с испитым лицом человека. Мужик и сам начал умолять лесника отпустить его, но тот был непреклонен. Тогда бедолага стал ругаться и обзывать его зверем.

Внезапно лесник ухватил несчастного, развязал ему руки и отправил восвояси. Рассказчик был удивлен, но потом понял, что, несмотря на внешнюю суровость лесник не утратил человечности и чувства сострадания к людям. Спустя полчаса наши герои расстались на лесной опушке.

Как Вы запомнили содержание «Бирюк»?

Источник

admin
Производства
Adblock
detector