Врач взял стерильные ножницы и на моих глазах без наркоза отрезал мне ноги: судьба безногого летчика Алексея Маресьева
5 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолет Алексея Маресьева был подбит и упал в лесу в тылу врага.
Во время падения самолета летчика выбросило из кабины, и он, падая на деревья, а затем при ударе о землю, повредил ступни ног. 18 суток Маресьев ползком, с обмороженными ногами, пробирался к линии фронта, питаясь корой, ягодами, шишками. Едва живого, его обнаружили в лесу жители из деревеньки Плав Валдайского района Новгородской области. Через несколько дней Маресьева переправили в госпиталь.
Из воспоминаний Алексея Маресьева:
«Необходимо было мне отрезать ноги. Они стали уже сами отходить: лежишь в кровати, потащишь, а суставы сами и расходятся.
Однажды пришел профессор, принесли меня в операционную, он взял стерильные ножницы и просто на моих глазах отрезал ноги этими ножницами. В некоторых местах, где были еще немного живые ткани, было больно, но вообще больно не было. Я спрашиваю: «Товарищ профессор, это вся операция?»
И так как я боялся операции, то он сказал, что немного еще подзаделаем, и все. Но стали меня готовить ко второй операции. У меня получилось нагноение и нужно было, чтобы оно прошло. 22 июля мне сделали вторую операцию. Хотели мне сделать только спинномозговой укол, но этот наркоз на меня не подействовал. Укол местного обмораживания тоже не берет. Профессор даже удивляется, и тогда решили делать операцию под общим наркозом. Накрыли меня маской и стали поливать на нее эфир, я должен был дышать эфиром. Сестра мне посоветовала глубоко-глубоко дышать. Как только я глубоко вздохнул, мне сразу же ударило в голову, я махнул рукой, маску сбил, капля эфира попала мне в рот, меня стало тошнить. Профессор ругается на сестру: «Что же вы не можете удержать маску!». Опять наложили маску. Мне стало так нехорошо, я кричу: «Снимите, дайте мне хоть немножко пожить!». Сестры здесь плачут, профессор ругается. Ну, а потом мне немножко приподняли маску, я глотнул свежего воздуха, и все пошло, как следует.
После операции я проснулся со слезами. Ноги у меня очень болели».
Однако летчик не сдался. Он долго и упорно тренировался, чтобы не только научиться ходить на протезах, но и иметь возможность вернуться в авиацию. В начале 1943 года Маресьева отправили на медкомиссию.
Из воспоминаний Алексея Маресьева:
«Вылечили меня, принесли протезы, я начал ходить. Учился, дня 3 походил с костылями, потом только с одной палочкой дней пять походил.
Нужно сказать, что однажды мне сестра приносит журнал и говорит: «Леша, смотри, здесь есть статья об одном английском летчике, который, не имея обеих ног, продолжает летать».
Меня эта статья очень заинтересовала, и я попросил сестру вырвать для меня эти два листочка из журнала. Здесь у меня появилась какая-то уверенность, что и я могу летать…
В доме отдыха я разговаривал на эту тему с врачом, но он мне ничего не сказал, вроде мол, человек шутит и все. Я уже научился танцевать и носил брюки на выпуск, тогда был в пижаме. Потом туда приехала выездная экспертная комиссия ВВСКА под председательством бригврача Миролюбова.
Иду вечером в клуб, смотрю, в клуб приходит вся комиссия. Я приглашаю девушку, иду танцевать. После танцев подхожу к своему доктору. Он говорит, что навряд ли комиссия заметила. Тогда я опять танцую. Они здесь уже меня увидели. Говорят: «Считайте, все наши голоса за вами”.
В феврале 1943 года Маресьев успешно провел первый пробный вылет после своего ранения.
Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Воевал на Курской дуге, был заместителем командира эскадрильи. Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника, из них семь — с ампутированными ногами.
В июне 1944 года гвардии майор Маресьев был назначен инспектором-летчиком Управления высших учебных заведений ВВС. В июле 1946 года он был уволен в отставку. До 1953 года работал в 1-й Московской спецшколе ВВС.
В 1956 году он стал ответственным секретарем Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году — первым заместителем председателя Советского комитета ветеранов войны (с 1992 года — Российского комитета ветеранов войны и военной службы). В этой должности Маресьев проработал до последнего дня своей жизни.
Что случилось с самолетом легендарного летчика Маресьева?Источник: Дроздов К. Настоящий Маресьев. Непричесанный рассказ летчика, будущего героя знаменитой повести Бориса Полевого, публикуется впервые // «Родина». 2016. № 6
Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!
Источник
Подвиг настоящего человека: жизнь Алексея Маресьева
75 лет назад, 4 апреля 1942 г., в воздушном бою был подбит самолет лейтенанта Алексея Маресьева.
Летчик, получивший ранения ног, совершил вынужденную посадку на территории, занятой немецкими войсками. Он 18 суток ползком добирался до линии фронта, откуда был отправлен в госпиталь и перенес ампутацию обеих ног, после чего вновь отправился на фронт летчиком-истребителем. Впоследствии подвиг Алексея Маресьева стал основой сюжета «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.
Алексей Петрович Маресьев родился 29 мая 1916 г. (по старому стилю 16 мая) в городе Камышин Камышинского уезда Саратовской губернии Российской империи (ныне административный центр Камышинского района Волгоградской области).
ТАСС вспоминает жизненный путь легендарного летчика и его подвиг.
Отец — Петр Авдеевич Маресьев, солдат Первой мировой войны, умер от туберкулеза, когда Алексею было три года.
Мать — Екатерина Никитична Маресьева, работала уборщицей на заводе. Алексей был младшим из четырех ее сыновей.
Алексей Маресьев был женат на Галине Викторовне Маресьевой (урожденная Третьякова, скончалась в 2002 г.), сотруднице Управления вузов ВВС.
Старший сын — Виктор (род. 1946), инженер-автомобилист, ныне президент Регионального общественного фонда А.П. Маресьева «Инвалиды ВОВ».
Младший сын — Алексей (1958–2002).
В 1930 г. в Камышине окончил шесть (по другим данным — семь) классов школы, в 1930–1932 гг. в Камышинской школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) освоил профессию токаря.
В 1933–1934 гг. без отрыва от производства учился на Камышинском рабочем факультете им. М.Горького Саратовского сельскохозяйственного института (ныне Саратовский государственный аграрный университет).
В 1940 г. окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А.К. Серова (ныне Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков), в 1952 г. — Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 г. — аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Кандидат исторических наук (1956).
В 1933–1934 гг. работал на камышинском лесозаводе масленщиком, токарем.
В 1934 г. был направлен на строительство Комсомольска-на-Амуре, где с марта 1935 г. по август 1937 г. работал лесорубом, затем механиком-дизелистом на катере «Партизан». Занимался в аэроклубе.
Осенью 1937 г. призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), до 1938 г. служил в 12-м авиационном пограничном отряде на острове Сахалин.
В 1939 г. направлен в Читинскую авиационную школу.
С 1940 г. — летчик-инструктор Батайской военной авиационной школы пилотов.
Был летчиком, командиром звена 296-го истребительного авиаполка, затем 580-го истребительного авиаполка на Северо-Западном фронте.
4 апреля (согласно списку безвозвратных потерь начальствующего состава 6-й ударной авиагруппы Ставки Верховного Главнокомандования — 5 апреля) 1942 г. в ходе боевого вылета истребитель Як-1 Маресьева был подбит в районе так называемого демянского котла (Демянский, Валдайский районы Новгородской области) и совершил вынужденную посадку в тылу нацистских войск.
В течение 18 суток тяжело раненный в ноги пилот пробирался ползком к линии фронта. Его нашли жители деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района.
В то время деревня Плав находилась в тылу советской линии фронта, где-то за 13 км. Сергей и Сашка были единственными почти взрослыми мужиками. Какая-то женщина, а потом и мужчина принесли в деревню слух, что слышали в лесу стоны о помощи, но к месту не приблизились. Тогда все боялись фашистских провокаций, фронт рядом, кто там — русский или немец? Поэтому и старый отец Александра, дед Михайла Вихров, идти ребят отговаривал, но те не послушались, тем самым Алексею Петровичу Маресьеву, а ему тогда, к слову, было всего 26 лет, жизнь и спасли.
Парни нашли летчика в лесу за болотом, подтащили его к дороге, а чуть позже тот же дед Вихров вывез его на подводе в деревню, откуда раненого переправили в военную санчасть
Николай Малин
Сын Сергея Малина (житель деревни, который уберег от гибели Маресьева)
В начале мая 1942 г. Маресьев был переправлен в московский госпиталь, где из-за развившейся гангрены врачам пришлось ампутировать летчику обе голени. Он освоил протезы и попросил вернуть его в действующую армию. В начале 43-го он прошел медкомиссию и был направлен на тренировки в 3-ю авиационную школу первоначального обучения (поселок Ибреси и село Климово Чувашской АССР, ныне Чувашия).
Герой Советского Союза
С июня 1943 г. — в составе 63-го гвардейского истребительного авиаполка (в дальнейшем эта воинская часть неоднократно меняла номера и названия, расформирована в 2009 г.).
В должности замкомандира эскадрильи, затем помощника командира и штурмана полка участвовал на истребителе Ла-5ФН в боях на Курской дуге и в Прибалтике.
20 июля 1943 г. в воздушном бою с превосходящими силами противника спас самолет ведомого и самолет командира соседней авиачасти, за что Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего в годы войны совершил 86 боевых вылетов, провел 26 воздушных боев, в которых лично сбил 11 самолетов противника, в том числе семь — после ампутации.
В 1944–1946 гг. — инспектор-летчик в Управлении высших учебных заведений Военно-воздушных сил (ВВС) РККА.
В июле 1946 г. уволен в запас в звании майора.
В 1948–1949 гг. — начальник авиационной подготовки 1-й Московской спецшколы ВВС (ликвидирована в 1955 г.).
В период с 1956 по 1983 г. — ответственный секретарь, а с 1983 г. — 1-й заместитель председателя Советского (с 1991 г. — Российского) комитета ветеранов войны. C 1958 г. — первый вице-президент Международной федерации борцов Сопротивления (Federation Internationale des Resistantes, FIR).
8 мая 1967 г. участвовал в церемонии зажжения Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата в Москве.
В 1997–2001 гг. — руководитель Регионального общественного фонда А.П. Маресьева «Инвалиды Великой Отечественной войны».
Маресьев скончался 18 мая 2001 г. в Москве в результате инфаркта. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище.
Депутат Верховного Совета СССР 12-го созыва (1989–1991).
Герой Советского Союза (24 августа 1943 г.).
Награжден двумя орденами Ленина (1943, 1986), орденами Красного Знамени (1942), Октябрьской Революции, Боевого Красного Знамени (1942), Отечественной войны I степени (1985), двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, Дружбы народов (1976), Почета (1991), «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996), Дружбы (2000) и др., орденами и медалями иностранных государств.
Отмечен Почетной грамотой Правительства РФ (1996) и Благодарностью Президента РФ (2001).
Почетный гражданин города Камышина (1968), болгарского города Стара-Загора (1973), Комсомольска-на-Амуре (1977), Орла (1990).
Лауреат Российской национальной премии «Олимп» (титул «Национальный герой», 2000).
Автор брошюры «На Курской дуге. Заметки о партийно-политической работе в авиационных частях в дни Курской битвы» (1960).
Повесть о настоящем человеке
Алексей Маресьев был изображен под фамилией Мересьев в книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» (1946, более 100 изданий в СССР и РФ, более 30 за рубежом).
Книга послужила основой спектакля МХАТа (1948), аудиоспектаклей (1964, 1973, 1973), по ней снят фильм (1948, режиссер Александр Столпер) и написана одноименная опера (1947–1948, композитор Сергей Прокофьев, премьера в 1960 г.).
Подвиг пилота лег в основу спектаклей «Упавший с неба» (режиссер Дмитрий Бертман, Москва, «Геликон-опера», 2012) и «Алексей Маресьев» (режиссер Сергей Бурлаченко, Камышинский драматический театр, 2015); ряда документальных телефильмов.
Источник
Сын легендарного Маресьева: Отец посмотрел на свои ноги – и заплакал…
Виктор Маресьев поведал о том, как его отец пережил потерю ног, кто помог ему вернуться в небо и что случилось с его подбитым самолетом.
Читая о подвигах, которые совершались в годы Великой Отечественной войны, не перестаешь поражаться отваге и стойкости советских людей. Конечно, имена десятков тысяч героев не дошли до наших дней, ведь многих эта страшная война попросту смяла, рассеяла даже саму память о них, вогнав ее вместе с телами во тьму братских могил. Символ этих героев – Неизвестный солдат, которому мы каждый год приходим поклониться и поблагодарить за то, что у нас есть жизнь, свобода и мир.
Тем не менее многих героев мы чествуем сегодня, и радостно, что истории об их подвигах навсегда остались на страницах школьных учебников. Один из таких национальных героев – советский летчик Алексей Петрович Маресьев.
Кто из людей старшего поколения в свое время не прочел «Повесть о настоящем человеке»? Книга эта, безусловно, – художественное произведение, но персонаж Бориса Полевого Алексей Мересьев (в фамилии изменена всего одна буква!) почти в точности повторил судьбу своего знаменитого прототипа.
Кадр из фильма «Повесть о настоящем человеке»
5 апреля 1942 года в районе «Демянского котла» самолет Маресьева, который выполнял операцию по прикрытию бомбардировщиков, был сбит немцами. Летчик сумел дотянуть самолет до своей территории через линию фронта и при попытке приземлиться в лесу упал с высоты 30 метров. Долгие и страшные 18 суток Маресьев ползком пробирался через лесную чащу и болота, ориентируясь по солнцу. Когда его нашли, он был еле живой, и ноги пришлось ампутировать. Но Маресьева это не остановило, и он научился сперва ходить на протезах, а вскоре добился возвращения в армию.
В попытках разузнать, где же в книге Полевого исторические факты, а где – художественный вымысел, мы обратились к человеку, который знал Маресьева лучше многих – возможно, лучше любого из ныне живущих. Это сын знаменитого летчика – Виктор Алексеевич Маресьев. Его рассказ об отце читайте в интервью порталу «История.РФ».
А.П. Маресьев (второй справа) и Б.Н. Полевой (второй слева)
«Положили на каталку и накрыли простыней…»
– Виктор Алексеевич, в первую очередь хочу спросить вот о чем. Маресьев с юности мечтал о полетах, но в училище его долго не брали – он рос болезненным ребенком, страдал малярией и ревматизмом. Скажите, насколько это ему действительно мешало? Он испытывал боли во время тренировок и вылетов?
– Все началось с того, что в Камышине (родной город Маресьева. – Прим. ред.) начали организовывать аэроклуб. И в какой-то момент отца вдруг вызывают в комсомол и говорят: «Поезжай на стройку Комсомольска-на-Амуре, поедешь по комсомольской путевке». Он сначала отказывался, его даже чуть не выгнали из комсомола. Но когда он в очередной раз пошел к доктору, она ему сказала: «Лешка, езжай туда – там вся твоя хворь пройдет». И действительно: он поехал в Комсомольск-на-Амуре, в тайгу – там плавал на катере, валил лес, работал на стройке. И у него там все прошло! Вдобавок после этого он проходил действительную военную службу на Сахалине, в погранотряде, который находился на территории аэродрома. В общем, когда он поступил в летное училище, он уже был довольно крепкий человек.
– Да, его несгибаемая воля и упорство были с ним на протяжении всей жизни. Но больше всего эти качества, конечно, понадобились Маресьеву после того трагического ранения… Скажите, это правда, что, когда он поступил в московский госпиталь, его чуть было не отправили в морг?
– Там стоял ряд каталок, которые должны были отвезти в морг. Маресьева положили на одну из них и накрыли простыней! Так он и лежал там: тощий, с гангреной, почти без признаков жизни. Но он еще двигался. А у отца были очень черные волосы, и даже в старости, в 80 лет, у него было мало седых волос. И в какой-то момент он скинул с лица простыню. Мимо проходил врач по фамилии Теребинский – профессор, который впоследствии и сделал отцу операцию. Он посмотрел на Маресьева и спросил: «Что это за цыган у вас лежит? Покойник – и шевелится?» Ему сказали, что это молодой лейтенант, доходяга с гангреной. Теребинский взглянул на его ноги и воскликнул: «Нужна операция, срочно!» Отец даже рассказывал мне, что помнит, как на какое-то время пришел в себя и сказал доктору: «Я летчик, мне надо сохранить ноги!» А Теребинский стал его успокаивать: «Все будет нормально, все будет нормально…» И он опять провалился.
А.П. Маресьев в госпитале
– Прославила Маресьева, как известно, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Вам еще в школе приходилось ее читать и даже писать по ней сочинение. Насколько главный герой этой книги соответствует прототипу, как вам кажется? К примеру, персонаж Полевого, Мересьев, потеряв ноги, впадает в глубокое отчаяние, погружается в себя. И только подселившийся к нему в палату комиссар возрождает в нем жажду жизни и желание вновь летать. А как было на самом деле?
– Естественно, у него были переживания! После этого разговора с Теребинским он вновь потерял сознание и, когда очнулся, не мог понять, где находится. Помню, он рассказывал мне: «Я очнулся, открыл глаза, смотрю –горит лампа, справа стоит тумбочка, слева, в кровати, лежит больной. Тогда я понял, что это больница. А потом посмотрел на свои ноги – и заплакал…» Конечно, он очень переживал. Надо учесть еще и то, что он больше полугода жил на морфии – настолько сильными были его боли.
«Десять полков объездил – никто не берет!»
– Папа не рассказывал вам, насколько сложно ему было после ампутации встать на ноги и восстановить доверие к себе как к хорошему пилоту?
– Такого разговора, конечно, у нас не было. Но понятно, что ему было сложно, он через многое прошел: выбился из капкана немцев, когда его подбили 5 апреля 1942 года, упал в тайге, выполз, потерял ноги и добился разрешения опять летать. Это не так уж и просто – без ног получить разрешение на истребительную авиацию. Помню, как отец вспоминал: «Десять полков объездил – никто не берет!» Брать его просто боялись. А помог ему вернуться на фронт Александр Михайлович Числов (командир эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка. – Прим. ред.). Они были земляками, оба с Волги, только отец из Камышина, а Числов – из Волгограда. Дядя Саша очень помог отцу – отстоял его перед командиром части.
– Как это получилось?
– Числов три раза ходил к командиру полка по поводу Маресьева. В конце концов тот сдался и сказал: «Слушай, надоел ты мне. Пиши расписку: если с ним что-то случится, ты пойдешь под трибунал». И Числов написал расписку, но потом задумался – он же не видел, как летает Маресьев. И они стали искать спаренный самолет, чтобы совершить вылет вдвоем. Но спаренных самолетов не было, и они сели в разные машины. Договорились, что сначала Числов будет ведущим пилотом, а Маресьев – ведомым, потом поменялись. Числов увидел, что Маресьев очень хорошо владеет самолетом, и успокоился. Так они совершили несколько совместных вылетов. А вскоре, 20 июля 1943 года, Маресьев уже своему ведомому летчику, Сергею Федоровичу Петрову, и замкомандира полка спас жизнь в одном бою и сбил сразу два вражеских самолета. Таким образом, с ногами он сбил четыре самолета, а без ног – еще семь…
«Такие заросли, что даже на ногах не пройдешь»
– А ведь когда его сбили, Маресьев мог бы проползти несколько километров в другую сторону, и там уже были наши… Ноги можно было бы спасти. С другой стороны, хорошо, что он не попался в руки немцам…
– На самом деле на этой территории, где он полз, немцев не было. Эти леса никто не завоевывал – там такая глухомань! Я был в этих местах. И теперь мы знаем, каким маршрутом и сколько он прополз. Это стало известно благодаря Российскому военно-историческому обществу и руководителю поискового отряда «Находка» Александру Петровичу Морзунову. Ему удалось разыскать в архиве Министерства обороны акт передачи стрелковой дивизией аварийного Як-1, на котором летел отец, и карту с точным местом его падения.
Алексей Маресьев с женой Галиной и сыном Виктором, 1946 год
– Но самолет ведь так и не нашли? Почему?
– А его нет! Его сактировали. Катастрофа случилась 5 апреля 1942 года, а уже в мае его сактировали. Существовали специальные части, которые разбирали сбитые самолеты на запчасти и на металлолом. Это и случилось с отцовским «Яком». Но зато нам удалось восстановить картину событий и проследить его путь. Я стоял прямо на том месте, где он упал, и там рядом есть засохшее болото. Оказалось, что самолет всего метров 150 не дотянул до этого болота. Причем справа и слева от него такие заросли, что там даже на ногах не пройдешь, а вот по болоту он и прополз – оно тогда еще было покрыто льдом. Это болото как раз тянется на шесть километров до деревни Плав.
– Поразительно, что человек провел в таких условиях 18 дней – ослабший, с обездвиженными ногами, почти без еды. Конечно, Маресьев – настоящий национальный герой. Кстати, в некоторых источниках пишут, что после Победы его настойчиво уговаривали перейти из боевого полка на должность инспектора-летчика, потому что власти якобы в целях пропаганды стремились не допустить, чтобы такой знаменитый герой погиб. Это правда?
– Нет, думаю, это уже домыслы. Но его действительно убрали с фронта, когда превосходство нашей авиации стало уже очевидным. И в начале 1945 года он поступил под командование Василия Сталина, сына Иосифа Виссарионовича, который тогда был главкомом ВВС МВО (Военно-воздушных сил Московского военного округа). Маресьева сделали летчиком-инструктором, потом он занимался расселением военнослужащих, а в 1946 году его вызвали в ЦК и спросили, что он думает делать дальше. Разумеется, Маресьев хотел продолжать летную службу. Ему предложили пойти или в Академию Генштаба (Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР), или в Высшую партийную школу при ЦК КПСС, на что Маресьев ответил: «Я считаю, что безногие летчики-генералы в мирное время не нужны». И он пошел в ВПШ, окончил ее, затем окончил аспирантуру Академии общественных наук, получил звание кандидата исторических наук, и потом его назначили ответственным секретарем Советского комитета ветеранов войны. Он так и работал там начиная с 1946 года и до самой своей смерти.
Добавим, что 19 июля 2018 года в книжном клубе Российского военно-исторического общества (РВИО) «Книги. Кофе. Почитать» состоится встреча, посвященная 75-летию подвига Героя Советского Союза Алексея Маресьева. Торжества пройдут в рамках празднования 75-летия Курской битвы. В мероприятии примут участие: сын Героя – Виктор Маресьев, глава Российской государственной библиотеки Владимир Гнездилов, директор «Музея техники» Вадим Задорожный, начальник Научного отдела РВИО Юрий Никифоров.
Также в книжном клубе РВИО «Книги. Кофе. Почитать» состоится открытие мини-выставки изданий книги Бориса Полевого, подготовленной Российской государственной библиотекой. В экспозиции можно увидеть первую публикацию «Повести о настоящем человеке», которая состоялась в 1946 году в журнале «Октябрь», а также первое издание книги в 1947 году. В экспозицию также войдут издания книги Бориса Полевого на русском языке (от первой публикации до 2018 года), на языках народов стран СНГ, на основных европейских языках (английском, немецком, испанском, французском), на языках стран Востока (турецком, арабском, корейском, монгольском, персидском, китайском, хинди).
Памятник А.П. Маресьеву в городе Камышине
Источник