при каких обстоятельствах княжна марья познакомилась с николаем ростовым

Сватовство Николая Ростова к княжне Марье. Семейная жизнь княжны Марьи Ростовой (Болконской)

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

Когда княжна выходила от графини, Николай опять встретил ее и особенно торжественно и сухо проводил до передней. Он ни слова не ответил на её замечания о здоровье графини. …

Но со времени её посещения старая графиня всякий день по нескольку раз заговаривала о ней.

Графиня хвалила ее, требовала, чтобы сын съездил к ней, выражала желание видеть ее почаще, но вместе с тем всегда становилась не в духе, когда она о ней говорила. Николай старался молчать, когда мать говорила о княжне, но молчание его раздражало графиню.

После своего посещения Ростовых и того неожиданного, холодного приема, сделанного ей Николаем, княжна Марья призналась себе, что она была права, не желая ехать первая к Ростовым. …

Зимой, когда княжна Марья занималась с племянником, ей доложили о приезде Ростова. Посмотрев на Николая, она поняла, что это был простой визит вежливости. Они поговорили на общие, ничего не значащие для них темы, и Николай собрался уходить.

Оба молчали, изредка взглядывая друг на друга.

Княжна пристально глядела ему в глаза своим лучистым взглядом, когда он говорил это. Она как будто старалась понять тот тайный смысл его слов, который бы объяснил ей его чувство к ней.

И опять взгляд его принял прежнее сухое и холодное выражение. Но княжна уже увидала в нем опять того же человека, которого она знала и любила, и говорила теперь только с этим человеком.

640 1

Она оглянулась. Несколько секунд они молча смотрели в глаза друг другу, и далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным.

Осенью 1814-го года Николай женился на княжне Марье и с женой, матерью и Соней переехал на житье в Лысые Горы.

В три года он, не продавая именья жены, уплатил оставшиеся долги и, получив небольшое наследство после умершей кузины, заплатил и долг Пьеру.

Еще через три года, к 1820-му году, Николай так устроил свои денежные дела, что прикупил небольшое именье подле Лысых Гор и вел переговоры о выкупе отцовского Отрадного, что составляло его любимую мечту.

Источник

Марья Болконская и Николай Ростов

Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» — удивительное по своей глубине произведение, на каждой его странице есть то, что найдёт отклик у читателя. Особое внимание автор уделяет теме семьи, отношениям внутри неё, царящим в ней принципам и идеалам. «Мысль семейная» играет значимую роль в книге: вопросы истинной любви, предательства, измен, материнства находят отражение в эпопее, воплощаются в жизненных историях персонажей. Каждая фамилия в романе наделена собственными чертами: ростовские сердечность и радушие, аристократические гордость и благородство Болконских. Для одних ключевыми оказываются эмоции, душевные волнения, скрыть которые невозможно, для других — разум, деятельность, не позволяющие действовать безрассудно. Обе семьи особенно важны и дороги Толстому, выходцы из них оказываются центральными действующими лицами повествования. Их синтез, взаимное органичное дополнение рождает уникальные примеры дружбы и любви. Так знакомство Николая Ростова и Марьи Болконской знаково. Объединение двух любимых фамилий писателя символично: наилучшие человеческие качества, носителями которых являются Николай Ростов и Марья Болконская как представители этих семейств, объединяться в грядущем поколении.

Перед тем, как приступить к описанию истории любви Марьи Болконской и Николая Ростова, следует дать небольшую характеристику каждого из них по отдельности. Получившие различное воспитание, жившие в едва соприкасающихся кругах, имевшие каждый свое прошлое, они к моменту знакомства уже сформированные личности. Марью Болконскую и Николая Ростова кратко можно описать как героев-выходцев из разной среды, анализ которой — знаковая часть для их образов. Молодой граф воспитывался во всеобщем обожании, ласке, а в имении всегда царили веселье, радость, атмосфера бесконечно праздника с шумными плясками и пением. Необычайные музыкальность, хлебосольство и щедрость отличали его членов. С самого детства граф был окружён родительской теплотой: нежность матери и сестёр воспитала в нем способность к этому светлому чувству. Соня становится объектом юношеского увлечения героя, с ней он мечтает о совместном будущем. Только позже он поймёт, что громкие обещания позабыть весь мир ради кузины, отречься от наследства, пойти наперекор матери не больше, чем безрассудство отуманенного влюбленностью юноши. Ростов и Марья Болконская встречаются, когда тот все еще связан обязательствами с кузиной: предать ее не позволяет честь, но и жить вопреки собственным стремлениям он не умеет.

Марья Болконская и Николай Ростов, характеристика которого была представлена выше, как уже было сказано, выходцы из разных миров. Девушка росла в фамильном имении Лысые горы вдали от светской столицы, балов и гостиных. Воспитывал ее строгий и властный отец, страх перед которым руководил всеми ее поступками. Деятельность и ум считались им неотъемлемыми добродетелями любой порядочной личности, их он и воспитывал в наследниках. Все в Лысых Горах было подчинено старику Болконскому, в том числе и воля его дочери. Ни дня не проходило без криков, оскорблений, унижений и колкостей, которые отпускались им в ее сторону при домашних. Атмосфера совсем не походила на ту, чтобы была в ростовском доме: вместо веселья и праздности были страх и напряжение, вместо живости и открытости были сдержанность и сухость. Несмотря на то, что проявление нежности было чуждо воспитателю героини, она не выросла холодной, замкнутой, напротив, отличалась доброй и широкой душой, умением прощать, которое не позволило ей озлобиться, затаить обиду на старика. Вопреки этой боли она была наполнена любовью ко всему, что ее окружало. Лучистый взгляд, озарявший ее некрасивое лицо, неоднократно подчеркивается при описании портрета как значимая черта, отражающая глубину ее нутра. В искренней вере в Бога она будто смогла найти убежище, спасение, ответы, на тревожащие вопросы. Земное счастье было для неё одновременно и самым заветным желанием, и страшным грехом, испытанием, «мыслью дьявола». Мечты о ребёнке, прижатом к груди, и о мужчине, нежно смотрящем на них, прекрасны в своей чистоте. В Курагине она наивно подмечает будущего супруга, с которым ее желания воплотятся в реальность. Однако этому не суждено случиться: Анатоль лишь желает повеселиться и, если все удастся, заполучить в жёны богатую наследницу. Неудачное сватовство воспринимается героиней совершенно легко, со свойственным ей христианским смирением: перспективу одиночества в роли стареющей невесты она находит «счастьем самопожертвования».

Так встречаются Марья Болконская и Николай Ростов, истории их переплетаются в непростое для каждого время. Девушка недавно потеряла отца, брат ее находится на войне, а крепостные взбунтовались и не дают ей покинуть Богучарово. Мужчина — командир эскадрона гусар, находящийся вдалеке от родных. Как известно, любовь подкрадывается незаметно, в тот момент, когда ее не ждёшь. То, как познакомились Марья Болконская и Николай Ростов, сравнимо с сюжетом рыцарского романа. Появление молодого человека на пороге дома княжны можно назвать знаменательным: сразу после смерти ее отца он будто перенимает на себя ответственность за неё. Первая встреча Николая Ростова и Марьи Болконской пронизана нежностью: мужчину трогает до слез беззащитное положение девушки, а она наблюдает перед собой благородного спасителя. Судьбы Марьи Болконской и Николая Ростова отныне переплетены: мечты о взаимной влюбленности уже зарождаются в них. С трепетом, боясь спугнуть, они готовы открыться этому незнакомому чувству. Любовь Марьи Болконской и Николая Ростова в сочинениях нередко называется первой и истинной в жизнях каждого из них. Все, что было до этого, ложно, незначительно и мелко, и они оба это прекрасно понимают. Взаимоотношения Николая Ростова и Марьи Болконский во многом осложняются жизненными обстоятельствами, ведь каждый из них несёт свой груз, освободиться от которого нелегко. Графа тяготят данные Соне обещания, от былой страсти в нем остались лишь холод, раздражение, злость. Все ближе и явственней осознание того, что эти отношения не осчастливят его. Следуя законам долга и чести, он вынужден сдержать слово, отгоняя размышления о возможном, столь близком счастье.

Источник

Князь Николай Болконский и княжна Марья

Введение

Важно, что «Война и мир» не только не исключает мысли семейной, но

во многом строится на этой мысли. Мысль народная и мысль семейная связаны с заглавием книги и ее смыслом. Семья – это единица общности, которая, разрастаясь, превращается в народ. Семья для Толстого олицетворяет отдельный мир и интересует его гораздо больше, чем какие угодно политические преобразования.

Три семьи в романе «Война и мир»

Вспомним начало третьей части второго тома. Толстой рассказывает нам

о том, как сближаются два повелителя мира – Наполеон и Александр; рассказывает о преобразованиях в Российской империи, а дальше пишет: «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте и вне всех возможных преобразований».

Можно сделать вывод, что для Толстого то, что происходит в частной жизни человека, гораздо важнее того, что творится в политической сфере.

В «Войне и мире» три основные семьи: Курагины, Болконские и Ростовы. В каждой семье есть отец, сын или сыновья и есть дочь. Собственно, книгу можно прочесть как роман об отношениях семей. Важным фактом является отсутствие в семье Болконских матери, уже из-за этого семья в какой-то мере ущербна.

В семье Курагиных мать есть, но Толстой особого значения ей не придаёт, важными являются лишь два эпизода, когда он говорит о зависти княгини

к дочери Элен. Курагины олицетворяют разлад, эгоизм и войну (рис. 1).

image001

Рис. 1. Дети Курагиных

Неслучайно после происшествия с Наташей и Анатолем Пьер говорит Элен, что там, где она, там разврат и зло. Как и всегда, для Толстого важны семейные черты. Так, на вечере у Анны Павловны Шерер Толстой описывает старшего сына Курагиных Ипполита: «Черты его лица были те же, как и

у сестры, но у той все освещалось жизнерадостной, самодовольной, молодой, неизменной улыбкой и необычайной, античной красотой тела;

у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо».

То, что семья Курагиных несет в себе разлад, ясно из эпизодов с Анатолем. Его поведение при сватовстве к княжне Марье Болконской и в случае

с Наташей Ростовой говорит о том, он делает все что угодно ради своего удовольствия и выгоды, не считаясь с чужими чувствами.

Званый вечер, на котором решилась судьба Пьера, устроил князь Василий, который был уверен, что Пьер объяснится с Элен.

«Среди тех ничтожно мелких, искусственных интересов, которые связывали это общество, попало простое чувство стремления красивых и здоровых молодых мужчины и женщины друг к другу. И это человеческое чувство подавило все и парило над всем их искусственным лепетом».

В этой фразе нет и намека на духовную близость между Пьером и Элен. «Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но она быстрым и грубым движением головы перехватила его губы и свела их с своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно-растерянным выражением.
“Теперь уж поздно, все кончено; да и я люблю ее”, — подумал Пьер.

— Je vous aime!— сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя».

Пьер с его требовательным нравственным чутьем понимает, что не любит Элен, что брак с ней – это не то, чего он хочет. И после дуэли с Долоховым он будет себя упрекать в том, что солгал, признаваясь ей в любви. Непросто так Пьер признается Элен на французском, так ему легче соврать.

Князь Николай Болконский и княжна Марья

Для Болконских имение в Лысых Горах имеет такое же значение, как Ясная Поляна для Толстого (рис. 2).

image002

Рис. 2. В доме Болконских. Лысые Горы

Лысые Горы для этой семьи – их крепость, в которой Николай Андреевич Болконский является абсолютным владыкой. Он устроил в поместье свой собственный мир, живущие в нем следуют его правилам. Толстой намеренно подчеркивает в князе независимость и аристократизм.

Болконских отличает гипертрофированное ощущение собственного «я», они мнят себя центром вселенной. Например, князь Болконский, отпуская Андрея на войну, больше беспокоится не о том, чтобы сын остался в живых, а о том, чтобы вел себя достойно своей фамилии и не опорочил ее.

Гордость княжны Марьи проявляется, когда в 1812 году Бурьен предлагает ей покровительство французского генерала: «Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтоб она, дочь князя Николая Андреича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями! но она чувствовала себя вместе с тем представительницей своего покойного отца и князя Андрея. Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами».

Внешние аристократические черты, присущие всей семьи Болконских, связывают их еще более крепкими узами.

Об отношениях Марьи и ее отца Толстой пишет много и очень настойчиво: «Он беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его. Разве мог бы он быть виноват перед нею и разве мог отец ее, который (она все-таки знала это) любил ее, быть с ней несправедливым? Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: справедливость. Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе – в законе любви и самоотвержения, преподанном нам тем, который с любовью страдал за человечество, когда сам он – Бог. Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей? Ей надо было самой страдать и любить, и это она делала».

Еще одной очень яркой сценой, характеризующей отношения отца и дочери, является сцена перед смертью князя.

«Душенька… или дружок. – Княжна Марья не могла разобрать; но, наверное, по выражению его взгляда, сказано было нежное, ласкающее слово, которого он никогда не говорил.

“А я желала? желала его смерти!” – думала княжна Марья.

– Спасибо тебе. дочь, дружок. за все, за все. прости. спасибо. прости. спасибо. И слезы текли из его глаз».

И даже в такие напряженные минуты княжна не может перестать заниматься самоанализом, признаваясь себе вновь, что желала смерти отца.

Книга заканчивается свадьбой княжны Марье и Николая Ростова (рис. 4).

image003

Рис. 4. Николай Ростов и Марья Болконская в Воронеже

Тут не стоит забывать о Соне, эта героиня во многом напоминает нам Мармеладову из «Преступления и наказания». Прежде всего она готова

на самопожертвование, что для Достоевского – высшая характеристика личности, а для Толстого – нет. Непросто так в разговоре Наташа Ростова говорит княжне Марье, что Соня – пустоцвет, вспоминая строки

из Евангелия. У Сони слишком мало своего, а тем, что есть, она готова пожертвовать. И тут Толстой снова напоминает важную для себя истину: кто счастлив, тот и прав.

Когда Толстой пишет об отношениях княжны Марьи и Николая Ростова, он подчеркивает, что Николай во многом не понимает духовной высоты,

на которой находится его жена. Он чувствует, что она выше него.

Когда княжна приходит к нему после ссоры, Николай говорит ей:

«– Ах, какая ты смешная! Не по хорошу мил, а по милу хорош. Это только Malvina и других любят за то, что они красивы; а жену разве я люблю?

Я не люблю, а так, не знаю, как тебе сказать. Без тебя и когда вот так у нас какая-то кошка пробежит, я как будто пропал и ничего не могу. Ну что, я люблю палец свой? Я не люблю, а попробуй, отрежь его…

– Нет, я не так, но я понимаю. Так ты на меня не сердишься?»

Следует отметить, что книга как начиналась образом сироты Пьера Безухова, так и заканчивается сном сироты Николеньки Болконского,

у которого такой же лучистый взгляд, как у княжны Марьи и князя Андрея, и для которого отец – божество\\

Пение Наташи

Пение Наташи встречается нам в романе дважды. И пение, и танец

в толстовском изображении человека необычайно важны, поскольку в них есть ритм (рис. 5).

image004

Рис. 5. Танец Наташи

Первый раз писатель описывает пение Наташи после эпизода с игрой

в карты, когда Николай возвращается домой, проиграв значительную сумму денег.

«“И вот охота заставлять ее петь! Что она может петь? И ничего тут нет веселого”, — думал Николай.

Пулю в лоб — одно, что остается, а не петь, — подумал он. — Уйти? но куда же? Все равно, пускай поют!

Соня с Наташей почувствовали, что с Николаем что-то происходит, но нарочно обманули себя, чтоб не портить веселье.

“И чему она радуется! — подумал Николай, глядя на сестру. — И как ей не скучно и не совестно!” Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни

о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.

“Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать”, — говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос.

В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись

с недостатками искусства пения, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.

“Что ж это такое? — подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. — Что с ней сделалось? Как она поет нынче?” — подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа: “Oh mio crudele affetto. Раз, два, три. раз, два. три. раз. Oh mio crudele affetto. Раз, два три. раз. Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор. а вот оно — настоящее. Ну, Наташа, ну, голубчик! ну, матушка. Как она этот si возьмет. Взяла? Слава Богу”. — И он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. “Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!” — подумал он.

О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было

в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово. Все вздор! Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым. »

В Наташе есть врожденная полнота бытия, которая заставляет ее так трагически переносить разлуку с князем Андреем, говорить толстовскими фразами о земной жизни, верить, что люди не ниже ангелов. Автор подчеркивает, что девушка от природы наделена чувством народного духа.

Как и само пение, так и музыка имеет большое значение в произведениях Толстого. Так, писатель говорит в «Крейцеровой сонате»: «И вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, — вздор, неправда! Она действует, страшно действует, я говорю про себя, но вовсе не возвышающим душу образом. Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом. Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу»

Наташа в эпилоге

«Наташа вышла замуж ранней весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она страстно желала и теперь сама кормила.

Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка».

В этой фразе Толстой отображает и свое отношение к женщине, к ее месту в жизни семьи. Также он касается современного вопроса эмансипации женщины, против которой был настроен и спорил в романе. «Война и мир» – однозначно произведение полемическое, но полемика в нем не самое главное. Главное – выражение собственного взгляда автора на мир,

Больше чем через двадцать лет после «Войны и мира» Толстой пишет послесловие к чеховской «Душечке» – рассказу о женщине, которая несколько раз вступала в брак и меняла свои воззрения в зависимости

от мужа, но счастье обрела, лишь воспитывая чужого ребенка, которой становится смыслом ее жизни. Начинает Толстой послесловие с библейского сюжета о пророке, которого подкупили и сказали проклясть израильтян. Пророк взошел на гору с этим намерением, но Бог помешал ему проклясть народ и, наоборот, заставил его благословить. И тоже произошло с Чеховым, который хотел высмеять душечку, но вместо этого показал ее широкую душу и огромное сердце. У Оли есть любовь, и в данном случае совершенно неважно, по отношению к кому она испытывает это чувство, ведь любовь свята сама по себе. Автор говорит нам о том, что без женщин-телеграфисток и секретарей мы обойдемся, но без женщин-матерей, которые умеют любить, нет. Женщина может делать все, чем занимается мужчина, но он не сможет выполнять ее работу.

Так, уже в эпилоге «Войны и мира» Толстой описывает счастье Наташи, которая нашла себя и обрела семью. Он описывает ее отношения с Пьером: «Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекали его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с ее телом» (рис. 6).

image005

Рис. 6. Наташа Ростова и Пьер Безухов

Тема семейного счастья всегда интересовала писателя, он написал «Семейное счастье», «Анну Каренину», повесть «Дьявол».

«— Ты знаешь, о чем я думаю? — сказала она, — о Платоне Каратаеве. Как он? Одобрил бы тебя теперь?

Пьер нисколько не удивлялся этому вопросу. Он понял ход мыслей жены.

— Платон Каратаев? — сказал он и задумался, видимо, искренно стараясь представить себе суждение Каратаева об этом предмете. — Он не понял бы, а впрочем, я думаю, что да.

— Нет, не одобрил бы, — сказал Пьер, подумав. — Что он одобрил бы, это нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас».\\

Источник

Марья Болконская и Николай Ростов в романе «Война и мир»: встреча, отношения, любовь, семья, дети

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B%2528352%2529
Княжна Марья Болконская
(актриса Антонина Шуранова)

Марья Болконская и Николай Ростов являются одними из центральных персонажей романа «Война и мир» Толстого. Отношения Марьи и Николая одна из самых трогательных историй любви, описанных в произведении.

— знакомство героев: приезд Ростова в имение Марьи (том 3 часть 2 глава XIII)
— прощание героев и их мысли о любви (том 3 часть 2 глава XIV)
— встреча героев в Воронеже, устроенная теткой и губернаторшей (том 4 часть 1 глава VI)
— вторая встреча в Воронеже, на обедне (том 4 часть 1 глава VII)
— третья встреча в Воронеже, после письма Сони и графини (том 4 часть 1 глава VII)
— Николай Ростов и финансовые проблемы семьи (эпилог часть 1 глава VI)
— визит Марьи к Ростовым, холодность Николая (эпилог часть 1 глава VI)
— визит Николая к Марье, влюбленные решают пожениться (эпилог часть 1 глава VI)
— свадьба Николая и Марьи осенью 1814 г. (эпилог часть 1 глава VII)

«Ростову тотчас же представилось что-то романическое в этой встрече. «Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая-то странная судьба натолкнула меня сюда!» думал Ростов, слушая ее и глядя на нее. — «И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении!» думал он, слушая ее робкий рассказ.

Когда она заговорила о том, что всё это случилось на другой день после похорон отца, ее голос задрожал. Она отвернулась и потом, как бы боясь, чтобы Ростов не принял ее слова за желание разжалобить его, вопросительно-испуганно взглянула на него. У Ростова слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и благодарно посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица.» (том 3 часть 2 глава XIII)

«Напротив, для нее несомненно было то, что, ежели бы его не было, то она наверное должна была бы погибнуть и от бунтовщиков и от французов; что он для. того, чтобы спасти ее, подвергал себя самым очевидным и страшным опасностям; и еще несомненнее было то, что он был человек с высокою и благородною душой, который умел понять ее положение и горе. Его добрые и честные глаза с выступившими на них слезами в то время, как она сама заплакав, говорила с ним о своей потере, не выходили из ее воображения.» (том 3 часть 2 глава XIV)

На этом этапе жизни княжна Марья является богатой «стареющей девушкой», «старой девой». Она уже потеряла надежду выйти замуж. Неожиданное знакомство с Николаем Ростовым дает ей надежду на семейное счастье:

«Надежду на замужество княжна Марья совсем оставила.» (том 2 часть 5 глава II)

«Княжна Марья была всё та же робкая, некрасивая, стареющаяся девушка. » (том 3 часть 1 глава VIII)

«Решительно, это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche <Катишь>одна, княжна Болконская другая.» (том 3 часть 2 глава XVII)

««Ну чтó же, ежели бы я и полюбила его?» думала княжна Марья. Как ни стыдно ей было признаться себе, что она первая полюбила человека, который, может быть, никогда не полюбит ее, она утешала себя мыслью, что никто никогда не узнает этого и что она не будет виновата, ежели будет до конца жизни, никому не говоря о том, любить того, которого она любила в первый и в последний раз.

Иногда она вспоминала его взгляды, его участие, его слова, и ей казалось счастье не невозможным. И тогда-то Дуняша замечала, что она улыбаясь глядела в окно кареты.

«И надо было ему приехать в Богучарово, и в эту самую минуту!» думала княжна Марья. — «И надо было его сестре отказать князю Андрею!» И во всем этом княжна Марья видела волю Провиденья.» (том 3 часть 2 глава XIV)

«Впечатление, произведенное на Ростова княжной Марьей, было очень приятное. Когда он вспоминал про нее, ему становилось весело, и когда товарищи, узнав о бывшем с ним приключении в Богучарове, шутили ему, что он, поехав за сеном, подцепил одну из самых богатых невест в России, Ростов сердился. Он сердился именно потому, что мысль о женитьбе на приятной для него, кроткой княжне Марье с огромным состоянием, не раз против его воли приходила ему в голову. Для себя лично Николай не мог желать жены лучше княжны Марьи: женитьба на ней сделала бы счастье графини — его матери и поправила бы дела его отца; и даже — Николай чувствовал это — сделала бы счастье княжны Марьи.

Но Соня? И данное слово? И от этого-то Ростов сердился, когда ему шутили о княжне Болконской.» (том 3 часть 2 глава XIV)

«— Вот что, ma tante. Maman меня давно женить хочет на богатой; но мне мысль одна эта противна, жениться из-за денег.

— Но княжна Болконская, это другое дело; во-первых, я вам правду скажу, она мне очень нравится, она по сердцу мне, и потом, после того как я ее встретил в таком положении, так странно, мне часто в голову приходило: это судьба. Особенно подумайте: maman давно об этом думала, но прежде мне ее не случалось встречать, как-то всё так случалось: не встречались.

— Вы знаете Софи, кузину? Я люблю ее, я обещал жениться и женюсь на ней. Поэтому вы видите, что про это не может быть и речи, — нескладно и краснея говорил Николай.» (том 4 часть 1 глава V)

«Лицо ее, с того времени, как вошел Ростов, вдруг преобразилось.

Вся ее внутренняя, недовольная собой работа, ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование — всё это светилось теперь в этих лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица.

Ростов увидал всё это так же ясно, как будто он знал всю ее жизнь. Он чувствовал, что существо, бывшее перед ним, было совсем другое, лучшее, чем все те, которые он встречал до сих пор, и лучшее, главное, чем он сам.

Николай заметил это, как он вообще с несвойственною ему проницательною наблюдательностью замечал все оттенки характера княжны Марьи, которые все только подтверждали его убеждение, что она была совсем особенное и необыкновенное существо.» (том 4 часть 1 глава VI)

«Несколько дней пред отъездом Ростова, в соборе было назначено молебствие по случаю победы, одержанной русскими войсками, и Николай поехал к обедне.

Едва только она услыхала его голос, как вдруг яркий свет загорелся в ее лице, освещая в одно и то же время и печаль ее, и радость.

— Я одно хотел вам сказать, княжна, — сказал Ростов, — это то, что ежели бы князь Андрей Николаевич не был бы жив, то, как полковой командир, в газетах это сейчас было бы объявлено.

Княжна смотрела на него, не понимая его слов, но радуясь выражению сочувствующего страдания, которое было в его лице.» (том 4 часть 1 глава VII)

«В Воронеже, во время его посещения, впечатление это было не только приятное, но сильное. Николай был поражен тою особенною, нравственною красотой, которую он в этот раз заметил в ней.

«Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел!» говорил он сам с собою. «Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» — И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил.

«Что̀ мне нужно? Свободы, развязки с Соней. Она правду говорила» — вспомнил он слова губернаторши, — «кроме несчастья ничего не будет из того, что я женюсь на ней. Путаница, горе maman. дела. путаница, страшная путаница! Да я и не люблю ее. Да, не так люблю, как надо. Боже мой! выведи меня из этого ужасного, безвыходного положения!» начал он вдруг молиться.» (том 4 часть 1 глава VII)

«Николай взял два письма. Одно было от матери, другое от Сони.

Тот, казавшийся неразрешимым узел, который связывал свободу Ростову, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони. Она писала, что последние несчастные обстоятельства, потеря почти всего имущества Ростовых в Москве, и не раз высказываемые желания графини о том, чтобы Николай женился на княжне Болконской, и его молчание и холодность за последнее время, всё это вместе заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу.» (том 4 часть 1 глава VII)

«В письме этом между прочим графиня писала о том, что князь Андрей в числе раненых ехал вместе с ними. Положение его было очень опасное, но теперь доктор говорит, что есть больше надежды. Соня и Наташа как сиделки ухаживают за ним.

С этим письмом на другой день Николай поехал к княжне Марье. Ни Николай, ни княжна Марья ни слова не сказали о том, что̀ могли означать слова: «Наташа ухаживает за ним»; но, благодаря этому письму, Николай вдруг сблизился с княжной в почти родственные отношения.

На другой день Ростов проводил княжну Марью в Ярославль и через несколько дней сам уехал в полк.» (том 4 часть 1 глава VII)

«В последний день он, рыдая, просил прощения у жены и заочно у сына за разорение именья — главную вину, которую он за собой чувствовал.» (о старом графе Ростове перед смертью, эпилог часть 1 глава V)

«. он взял в Москве место по статской части и, сняв любимый им мундир, поселился с матерью и Соней на маленькой квартире, на Сивцовом Вражке.»

«Положение Николая было особенно дурно потому, что с своими 1200 рублями жалованья он не только должен был содержать себя, Соню и мать, но он должен был содержать мать так, чтоб она не замечала, что они бедны.» (эпилог часть 1 глава VI)

«Николай чувствовал себя в неоплатном долгу благодарности перед Соней за всё, что̀ она делала для его матери, восхищался ее терпением и преданностью, но старался отдаляться от нее.

Он в душе своей как будто упрекал ее за то, что она была слишком совершенна, и за то, что нечем было упрекать ее. В ней было всё, за что́ ценят людей; но было мало того, что бы заставило его любить ее. И он чувствовал, что чем больше он ценит, тем меньше любит ее. Он поймал ее на слове, в ее письме, которым она давала ему свободу, и теперь держал себя с нею так, как будто всё то, что́ было между ними, уже давным давно забыто и ни в каком случае не может повториться.» (эпилог часть 1 глава VI)

«В начале зимы княжна Марья приехала в Москву. Из городских слухов она узнала о положении Ростовых и о том, как «сын жертвовал собой для матери»; — так говорили в городе. — «Я и не ожидала от него другого», говорила себе княжна Марья, чувствуя радостное подтверждение своей любви к нему.

Николай первый встретил ее, так как к графине можно было проходить только через его комнату. При первом взгляде на нее, лицо Николая вместо выражения радости, которую ожидала увидать на нем княжна Марья, приняло невиданное прежде княжной выражение холодности, сухости и гордости, Николай спросил о ее здоровье, проводил к матери и, посидев минут пять, вышел из комнаты. » (эпилог часть 1 глава VI)

«Его холодный, учтивый тон не вытекал из его чувства к ней (она это знала), а тон этот прикрывал что-то. Это что-то ей надо было разъяснить; и до тех пор она чувствовала, что не могла быть покойна.» (эпилог часть 1 глава VI)

«В середине зимы она сидела в классной, следя за уроками племянника, когда ей пришли доложить о приезде Ростова.

«Так вот отчего! Вот отчего!» говорил внутренний голос в душе княжны Марьи. «Нет, я не один этот веселый, добрый и открытый взгляд, не одну красивую внешность полюбила в нем; я угадала его благородную, твердую, самоотверженную душу», говорила она себе. «Да, он теперь беден, а я богата. Да, только от этого. Да, если б этого не было. »

И, вспоминая прежнюю его нежность, и теперь глядя на его доброе и грустное лицо, она вдруг поняла причину его холодности.» (эпилог часть 1 глава VI)

«— Я не знаю, граф, вашего почему, — продолжала она. — Но мне тяжело, мне. Я признаюсь вам в этом. Вы за что-то хотите лишить меня прежней дружбы. И мне это больно. — У нее слезы были в глазах и в голосе. — У меня так мало было счастия в жизни, что мне тяжела всякая потеря. Извините меня, прощайте. — Она вдруг заплакала и пошла из комнаты.

— Княжна! постойте, ради Бога, — вскрикнул он, стараясь остановить ее. — Княжна!

Она оглянулась. Несколько секунд они молча смотрели в глаза друг другу, и далекое, невозможное, вдруг стало близким, возможным и неизбежным.» (эпилог часть 1 глава VI)

«Осенью 1814-го года Николай женился на княжне Марье и с женой, матерью и Соней переехал на житье в Лысые Горы.

В три года он, не продавая именья жены, уплатил оставшиеся долги и, получив небольшое наследство после умершей кузины, заплатил и долг Пьеру.

Еще через три года, к 1820-му году, Николай так устроил свои денежные дела, что прикупил небольшое именье подле Лысых Гор и вел переговоры о выкупе отцовского Отрадного, что составляло его любимую мечту.» (эпилог часть 1 глава VII)

«За исключением поездок по делам, зимой, бо̀льшую часть времени он проводил до́ма, сживаясь с семьей и входя в мелкие отношения между матерью и детьми. С женой он сходился всё ближе и ближе, с каждым днем открывая в ней новые душевные сокровища.» (эпилог часть 1 глава VII)

«Соня со времени женитьбы Николая жила в его доме. Еще перед своею женитьбой, Николай, обвиняя себя и хваля ее, рассказал своей жене всё, что̀ было между ним и Соней. Он просил княжну Марью быть ласковою и доброю с его кузиной. Графиня Марья чувствовала вполне вину своего мужа; чувствовала и свою вину перед Соней; думала, что ее состояние имело влияние на выбор Николая, не могла ни в чем упрекнуть Соню, желала любить ее; но не только не любила, а часто находила против нее в своей душе злые чувства и не могла преодолеть их.» (эпилог часть 1 глава VII)

«Соня всегда была первым предлогом, который избирала графиня Марья для своего раздражения.» (эпилог часть 1 глава IX)

«За столом были мать, жившая при ней старушка Белова, жена, трое детей. » (эпилог часть 1 глава IX)

«. Андрюша, старший мальчик, подражая ей, пошел за ней на цыпочках.»

«. маленькая, черноглазая трехлетняя Наташа, любимица отца. « (эпилог часть 1 глава IX)

«. Митя шалил за столом. Папа не велел ему давать пирожного.» (дневник Марьи, эпилог часть 1 глава XV)

«— А знаешь, ты может быть несправедлив. Ты слишком любишь эту, — шёпотом по-французски сказала графиня Марья.

— Да, но что́ ж делать. Я стараюсь не показать. » (эпилог часть 1 глава IX)

«— Ведь главное, он такой нежный отец, — сказала графиня Марья, оправдывая своего мужа; — но только, когда уже год или этак. » (эпилог часть 1 глава XI)

«Николинька, который был теперь пятнадцатилетний худой, с вьющимися русыми волосами и прекрасными глазами, болезненный, умный мальчик.

Воспитательница его, графиня Марья, все силы употребляла, чтобы заставить Николиньку любить ее мужа так же, как она его любила, и Николинька любил дядю; но любил с чуть заметным оттенком презрения. Пьера же он обожал.» (1820 г., эпилог часть 1 глава XII)

«Николай жил с своею женой так хорошо, что даже Соня и старая графиня, желавшие, из ревности, несогласия между ними, не могли найти предлога для упрека; но и между ними бывали минуты враждебности. Иногда, именно после самых счастливых периодов, на них находило вдруг чувство отчужденности и враждебности; это чувство являлось чаще всего во времена беременности графини Марьи. Теперь она находилась в этом периоде.» (1820 г., эпилог часть 1 глава IX)

«— Ах, какая ты смешная! Не по хорошу̀ мил, а по милу̀ хорош. Это только Malvina и других любят за то, что они красивы; а жену разве я люблю? Я не люблю, а так, не знаю как тебе сказать. Без тебя и когда вот так у нас какая-то кошка пробежит, я как будто пропал и ничего не могу. Ну, что я люблю палец свой? Я не люблю, а попробуй, отрежь его. » (1820 г., эпилог часть 1 глава IX)

«— Никогда, никогда не поверила бы, — прошептала она сама с собой, — что можно быть так счастливою. — Лицо ее просияло улыбкой; но в то же самое время она вздохнула, и тихая грусть выразилась в ее глубоком взгляде. Как будто кроме того счастья, которое она испытывала, было другое, недостижимое в этой жизни счастье, о котором она невольно вспомнила в эту минуту.» (1820 г., эпилог часть 1 глава IX)

Это было цитатное описание отношений Марьи Болконской и Николая Ростова в романе «Война и мир» Толстого, встречи героев, любовь, семья и дети, а также краткий план развития отношений персонажей по главам.

Источник

admin
Производства
Adblock
detector