предпосылки развития лингвистики текста возникли в каком веке

История становления ПО «Лингвистика текста»

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Из самого названия данной дисциплины становится ясно, что Лингвистика текста (ЛТ) – направление лингвистических исследований, в рамках которых формулируются и решаются проблемы текста. Истоками Л. т. можно считать:

— античную риторику и поэтику (изучавшие тексты, фигуры речи)

— герменевтику (предполагающую истолкование текстов),

— семиотику (науку о знаках и знаковых системах),

-литературоведение (наука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культуры)

— текстологию (изучающую приемы анализа литературных произведений в целях восстановления истории, критической проверки для последующего литературоведческого исследования, публикации и интерпретации) и др.

Однако, текст в данных науках рассматривался лишь как один из «побочных продуктов» коммуникации, представляющегося в виде статической структуры элементов и типов их связей. Долгое время в качестве объекта исследования выступали словосочетание и предложение. Однако, многие предпринимаемые попытки, направленные на объяснение некоторых языковых явлений при опоре на традиционный категориальный аппарат, ориентированный исключительно на анализ предложения, потерпели неудачу, что дало толчок в 60-х гг 20 века к выделению новой ПО с новым объектом исследования, а именно лингвистики текста в центре внимания которой находится текст.

Предлагаю рассмотреть этапы становления и развития ПО «Лингвистика текста».

(Слайд 4)

2 этап (коммуникативно-прагматический) – признание текста как некоего сложного единства, объединенного коммуникативной целостностью, смысловой завершенностью, логической, грамматической и семантическими связями. Здесь, текст уже не рассматривается как независимая высшая коммуникативная единица, текст – один из элементов коммуникативной системы, существующий вокруг- и надтекстового экстралингвистического пространства. Исследователя интересует прежде всего изучение того, как создаются отправителем и воссоздаются реципиентом качественные показатели текста как коммуникативного единства.

3 этап (когнитивно-ориентированный анализ) – этот анализ является важной составляющей теории дискурса и обращен к ментальным структурам и механизмам. Он ставит в центр внимания процессы производства и восприятия текста, который рассматривается как результат ментальных процедур по получению, обработке, репрезентации и хранения человеческого знания. Текст означает, как известно, соединение, сплетение, связь. Лингвисты задаются вопросом какую именно связь/связь каких элементов или процессов можно назвать текстом? Будут ли это внутритекстовые связи или связи, возникающие за пределами текстового пространства (у реципиента, встретившегося с текстом)? Означает ли это, что текста нет пока он не встретится с воспринимающим его сознанием?

Когнитивный подход к исследованию текста предполагает изучение текста с выходом в экстралингвисти­ческие сферы и поиск когнитивных, культурных и социальных объяснений этому феномену, тк невозможно остаться в рамках внутриязыковых координат.

В связи с этим анализом активно разрабатывается теория фреймов, в которой исследователи стали фокусировать внимание на изучении концептуальной подосновы человеческого понимания и порождения значения.

(Слайд 5)

В отечественной науке акцент в этом направлении ставится на изучение связности и цельности текста как его базовых свойств.

640 1

Понятие цельности относится к смысловой (содержательной) стороне текста. Цельность предполагает внутреннюю законченность, смысловое единство текста (т.е. единство информационного и тематического полей текста). Но цельность не может быть единственным и достаточным свойством текста, т.к. понятие цельности предполагает наличие частей и связей между ними, т.е. связность.

Понятие связности основывается на структурных особенностях текста. Связность заключается в сцеплении/сочетании отдельных языковых единиц в тексте. Она выражается в синтаксическом характере соединения предложений, фрагментов.

В зарубежной лингвистике связность и цельность иногда объединяется под одним названием «когерентность текста» (например в концепции Роберта дэ Богранда и Вольфганга Дреслера). Под этим термином понимается взаимосвязь составляющих текста на разных уровнях (м/у предложениями, речевыми действиями, пропозициями), их интеграция и композиция.

(Слайд 6)

Итак, если на первом этапе развития ЛТ основным объектом изучения считалось сверхфразовое единство, то в настоящее время внимание исследователей все больше занимает целое речевое произведение. Решающую роль в этом расширении объекта играет общее изменение ориентации языкознания – непрерывно возрастающий интерес к проблемам функциональной и когнитивной лингвистики, теории коммуникации, социолингвистике, прагматике. Так, если для теории синтаксиса главным объектом изучения остается текст в узком смысле слова, т.е. сверхфразовое единство (сложное синтаксическое целое) или «микротекст», то для названных выше наук основной интерес представляет целое речевое произведение, т.е. «макротекст» (текст в широком смысле слова).

Таким образом, следует различать 2 объекта ЛТ, часто недифференцированно именуемых «текст»:

— целое речевое произведение – текст (макротекст)

— сверхфразовое единство (сложное синтаксическое целое), те микротекст

Источник

Что такое лингвистика и что она изучает

Лингвистика (другое название – языкознание) – наука о языке, процессах, в нём происходящих, его лексическом составе, развитии, структуре, истории и связи с другими языками.

Предмет изучения лингвистики поистине бесконечен. Самому явлению «язык» очень трудно дать точное определение. Языки существуют столько же, сколько человеческое общество. Язык объединяет нацию и разделяет народы, на нём создаётся литература, пишутся исторические документы. Ни одна наука не существует вне языка.

Это история накопления знаний о языковых реалиях, их систематизации, об изменении научных методик, о понимании роли языка в обществе, возникновении новых направлений лингвистики.

Этапы развития лингвистики

Древний мир

Изучать язык люди начали тысячи лет назад, одновременно с появлением письменности. Учёные не уверены, началось это в Китае, Индии, в странах Древнего Востока или в Египте. Многие письменные свидетельства утеряны. Остаётся судить по источникам, дошедшим до просвещённых веков. Но первым опытом научного осмысления языка (санскрита), установления норм его использования считают индийскую рукопись под названием «Восьмикнижие». Автор этого труда, учёный по имени Панини, жил в V − IV веках до нашей эры.

Языкознание Античности

Древняя Греция − колыбель европейской лингвистики. В работах Гераклита Эфесского, в некоторых из «Диалогов» Платона содержатся попытки объяснить происхождение слов, символику звуков.

Аристотель в «Поэтике» выделяет 8 частей речи, пишет о назначении падежей. Он классифицирует звуки и описывает работу речевого аппарата.

Во II в. до нашей эры в Александрии существовала созданная благодаря Александру Македонскому Александрийская школа, прославившаяся огромной библиотекой и созданием грамматики греческого языка.

Римские философы в своих работах опирались на перевод Александрийской грамматики, внеся изменения для адаптации к латинскому языку. Но были и вполне самостоятельные труды. К примеру, «О латинском языке» Марка Теренция Варрона. В IV веке нашей эры Элий Донат был автором нескольких учебных пособий, ставших классическими. Объединённые в один труд, они получили название «Грамматическое руководство». Самым популярным, подробным, тщательно прописанным и крупным стал «Курс грамматики» Присциана ( VI в. нашей эры), состоящий из 18 книг.

Средневековье и Возрождение

С гибелью античной цивилизации во всех областях научной деятельности наступил застой. Причиной этого была религия, проникшая во все сферы жизни. Единственным объектом изучения для лингвистов стал латинский язык. Он давно не функционировал в общественной жизни, не использовался как средство живого общения. Поэтому языкознание, в сущности, не развивалось. Другие языки рассматривались только в сравнении с латынью по канонам, прописанным ещё Донатом и Присцианом. Латинский и греческий стали основой системы образования во всех европейских странах.

Позитивное движение в Средние века наблюдалось лишь у славянских народов. В населённых ими землях широко распространилась созданная Кириллом и Мефодием азбука. Её появление объяснялось необходимостью переводить с греческого церковные книги. Но возникновение собственной письменности стало толчком для развития самобытной культуры и науки.

В XV – XVII вв., в эпоху Возрождения интерес лингвистики переместился с изучения отдельных фактов языка на исследование текста, как цельной структуры. Активно появляются грамматики европейских языков: польского, армянского, французского, венгерского, английского и других

Это время в российском языкознании связано с деятельностью Максима Грека, автора трудов по основам перевода.

Просвещение

XVII век ознаменовался появлением словарей иностранных слов и изобретением книгопечатания. На язык стали смотреть как на основу национального самосознания. Возрос интерес к родному языку и языкам иных стран. Делаются попытки сопоставительного анализа лингвистических явлений, проводятся этимологические исследования.

Бурно развивающаяся наука, нарождающийся капитализм предъявляли новые требования к лингвистике. В XVII – XVIII веках на основании новых философских идей был выдвинут целый ряд лингвистических теорий, которые нашли подтверждение или были опровергнуты намного позже. Часть поднятых в этот беспокойный век проблем не решена до сих пор.

Учёные-лингвисты той поры сосредоточились в основном на следующих вопросах:

Научные изыскания в области языка проводят люди, чья основная деятельность не связана с лингвистикой. Это Жан-Жак Руссо, Георг Лейбниц, Джанбатист Вико, Этьен Бонно де Кондильяк.

Российское языкознание

XVIII век – время полноценного участия российских лингвистов в развитии науки о языке. Русский язык окончательно отделяется от старославянского и изучается как самобытное явление. В.Г. Адодуров пишет первый учебник русского языка. М.В. Ломоносов создаёт «Российскую грамматику», в которой фиксирует и систематизирует явления не старославянского, а именно русского языка.

В конце XVIII века выходит в свет Словарь Академии Российской. В нём целый ряд новшеств: слова не только поделены на русские и старославянские, но и имеют пометки о стилевой принадлежности в соответствии с теорией «трёх штилей», сформулированной Ломоносовым.

XIX век

Основным методом в языкознании становится сравнительно-исторический. Возникновение самого термина произошло благодаря работам Фридриха и Августа Шлегелей.

Одновременно с исследованиями в этом ключе развивается теоретическое языкознание, формируются новые направления. Например, психологическое, основанное немецкими учёными Гумбольтом и Штейнталем, а также философом из России А.А. Потебней. Главными вопросами этого направления стали проблемы связи национального языка с мышлением, речью, ментальностью («духом народа»).

В это же время появляется несколько теорий о происхождении и генеалогии языков. Самая известная и критикуемая из них – концепция А. Шлейхера, отрицавшего существование праязыка.

XX век и начало XXI

Ярчайшей отличительной чертой языкознания XX века стало появление лингвистического структурализма. Основа этого течения – восприятие языка как целостной системы из взаимосвязанных элементов.

У истоков структурализма стоял швейцарец Ф. де Соссюр. Огромный вклад был сделан российскими лингвистами Ф. Фортунатовым, И. Бодуэном де Куртенэ, Р. Якобсоном.

В 70-е годы прошлого века структурализм вошёл в состав общего языкознания. На смену пришло отделившееся от него перспективное направление − конструктивизм. Его основоположником стал Н. Хомский (США). Выдвинутая им идея опиралась на представление о языке как о динамической системе. Этот взгляд был развит российским лингвистом С.К. Шаумяном и его последователями.

В современной науке превалирует стремление к синтезу разнообразных методик лингвоанализа. Историческое языкознание на подъёме. Это позволило воплотить такие трудоёмкие, масштабные проекты, как «Словарь праславянского языка», «Этимологический словарь славянских языков», лингвистические атласы. К современным языковедческим направлениям относятся ареальная и когнитивная лингвистика, психолингвистика, этнолингвистика.

Источник

История лингвистики и основные лингвистические концепции

Древний мир

Первые языковедческие концепции возникли примерно в 5 веке до нашей эры у древних странах: Индии, Греции, Риме, Китае. Свое языковедческие учения также развили арабы.

В общем, речь рассматривалась в трех аспектах:

В Древней Индии языкознание использовалось главным образом для анализа и описания древних гимнов («Веды»), написанные санскритом, который в то время подавляющее большинство людей не понимала. Индийские языковеды впервые предприняли попытку классифицировать звуки по физиологическим принципом, открыли морфологический закон словоформы как структуры, разработали теоретические проблемы лексико-морфологического принципа классификации слов на части речи, выделив имена и глаголы, а также многое другое. Самым известным представителем индийской филологической школы считают Панини, жившего в 4 веке до н. е.

13-18 века

В средние века развивались две основные лингвистические школы: латинская и арабо-еврейская.

Поскольку латинский язык стал языком образования, религии и науки в Европе, на основе древней лексикографической традиции с 13 века начали заключаться различные грамматики и словари. В период средневековья и Возрождения, как и в древнегреческой науке, речь была проблемой обсуждения в философских и филологических работах.

С 16 века европейская цивилизация начинает открывать для себя новые народы и языки, что обусловливает потребность заключения новых словарей и грамматик. Во многих странах проводится большая лексикографическая работа ( Испания, Франция, Англия, Московия ).

В 1660 году было заключено грамматику Пор-Рояля, что большое влияние на последующее развитие языкознания и стала весьма популярной в Европе. Она базировалась надекартовский философии, согласно которой основными принципами построения грамматики должны быть:

начало 19 века

В первой четверти 19 века развилось особенно сравнительно-историческое языкознание. Главный благодаря элементам сопоставление языковых фактов и историзма предыдущих веков, которые имели место в описательных грамматиках, отдельных исследованиях и лексикографических трудах филологов как древнего, так и поздних времен до начала XIX века.

Вильгельм Гумбольдт

В. Гумбольдт является основателем общего языкознания и его теоретических основ. Своих последователей его учения нашло в так называемом неогумбольдтианстви.

Свои языковедческие идеи ученый формулировал в трудах: «О возникновении грамматических форм и их влияние на развитие идей» (1822), «О двойственное» (1827), «О буквенное письмо и его связь со строением языка» (1824), « О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития »(1843),« О связи письма с языком »(1836),« О языке кави на острове Ява »(1836-1839).

Для теоретической лингвистики особое значение имеет трехтомный труд «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития», в частности первый том ее, имеющим особое название «О различии строения человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода».

По мнению В. Гумбольдта, прямым объектом теоретического языкознания является язык как целостная структура, ее происхождение, перспективы развития, отношение к возникновению человека, в ее эволюции. В. Гумбольдт последовательно различал в языке язык и речь, но не видел разницы между звуком и буквой. Под языком он понимал совокупность всего, что говорится. Также, ученый утверждает, что реальным основанием для определения начала различение языков есть дух народа и язык является непрерывной деятельностью духа.

Фердинанд де Сосюр

200px Ferdinand de Saussure

Фердинанд де Сосюр

Творческое наследие лингвиста состоит из нескольких статей и одной монографии «Курс общей лингвистики», опубликованной через три года после смерти автора (1916 года).

На основе учения Соссюра развилось много лингвистических школ, в частности женевская.

Источник

Предпосылки развития лингвистики текста возникли в каком веке

История языкознания

Собственно теоретический подход к языку на Востоке формируется и достигает высокой степени развития в древнем Китае, древней Индии и арабском Халифате.

Традиции александрийской школы были продолжены в Риме. Римскому ученому Марку Аврелию Варрону (116-27 гг. до н.э.) принадлежат многочисленные труды, в которых речь идет о проблемах языка. Главным его теоретическим трудом был трактат «О латинском языке». Наряду с грамматикой активно развивалась риторика, стилистика, филология.

В науке 19 в. прочно утвердился исторический (генетический) подход к языку, и все предшествующее языкознание как не отвечающее принципу историзма было объявлено ненаучным.

Наиболее четко новые исследовательские принципы были изложены в «Курсе общей лингвистики» Ф. де Соссюра. Книга получила мировую известность, переводилась на многие языки, многократно переиздавалась. Ее основные идеи широко обсуждались и либо с порога отвергались, либо принимались в качестве программы перестройки теоретического языкознания.

В языкознании 20 в. в русле структуралистского подхода были предприняты попытки отказаться от обращения к иным наукам в целях объяснения специфики естественного человеческого языка и толковать язык как особое явление, не имеющее аналогов, исключительное по своей природе, как развивающаяся и функционирующая по своим собственным законам знаковая система.

Новейшее языкознание стремится решать как эмпирические задачи (описание отдельных конкретных языков мира), так и лингвофилософские и теоретические задачи (объяснение сущностных свойств человеческого языка вообще; выявление общих законов строения, функционирования и развития языков мира).

В решении своих задач языкознание тесно контактирует со многими науками гуманитарного (социального), естественного, логико-математического и инженерно-технического циклов.

Источник

Основные этапы развития языкознания. Выдающиеся лингвисты и их открытия.

Понятие лингвистики. Причины и история возникновения науки о языке. Теоретическое и практическое значение науки о языке.

Лингвистика — это наука, изучающая язык. Она дает сведения о том, чем выделяет язык среди прочих явлений действительности, каковы его элементы и единицы, как и какие происходят изменения в языке. В широком смысле слова, лингвистика подразделяется на научную и практическую. Чаще всего под лингвистикой подразумевается именно научная лингвистика. Является частьюсемиотикикак науки ознаках. Лингвистикой профессионально занимаются учёные-лингвисты.

Практическая лингвистика

Практическая лингвистика представляет собой ту сферу, где реально проводятся лингвистические эксперименты, имеющие целью верификацию положений теоретической лингвистики и проверку эффективности продуктов, создаваемых прикладной лингвистикой.

Практическая лингвистика, в отличие от научной, охватывает такие виды ненаучной деятельности, как обучение детей родному языку, изучение иностранного языка, преподавание родного и иностранного языка, литературное редактирование, логопедия, корректура, перевод и т.д. Большинство этих видов деятельности, подобно научной лингвистике, требуют некоторого таланта и некоторого уровня специальной профессиональной подготовки.

Теоретическая лингвистика

Исследует языковые законы и формулирует их как теории. Она бывает:

Нормативной: указывающей, как «надо» говорить и писать (прескриптивная, предписательная).

Можно говорить не только о «языках», но и о «Языке» вообще, поскольку языки мира имеют много общего. Поэтому выделяют:

1) Общую лингвистику: изучает общие (статистически преобладающие) черты всех языков как эмпирически (индуктивно), так и дедуктивно, исследуя общие тенденции функционирования языка, разрабатывая методы его анализа и давая определение лингвистических понятий. Частью общей лингвистики является лингвистическая типология, сопоставляющая разные языки безотносительно к степени их родства и делающая выводы о Языке вообще. Она выявляет и формулирует языковые универсалии, то есть гипотезы, выполняющиеся для большинства описанных языков мира;

2) Частную лингвистику: изучает отдельный язык, группу родственных или пару контактирующих языков. В ней выделяются разделы либо по отдельному языку (например, русистика, японистика), либо по группе родственных языков (например, славистика, романистика, тюркология), либо по культурному ареалу, в который входят географически и/или типологически близкие языки (например, балканистика, кавказоведение).

Происхождение языкознания:

Основные этапы развития языкознания. Выдающиеся лингвисты и их открытия.

I. Начальный этап (VI в. до н.э. — XVIII в.). В это время были сформулированы важнейшие проблемы языкознания, заложены основы лингвистической терминологии, накоплен огромный фактический материал по изучению самых разных языков мира.

П. Возникновение сравнительно-исторического языкознания и философии языка (конец XVIII — начало XIX в.). На этом этапе языкознание определило свой объект и свой предмет исследования, выработало специальный метод анализа языкового материала и выделилось в самостоятельную науку.

III. Расцвет сравнительно-исторического языкознания, отражённый в деятельности натуралистического, логико-грамматического и психологического направлений в лингвистике XIX в.

IV. Неограмматизм и социология языка (конец XIX — начало XX в.), отмеченный критикой сравнительно-исторического метода. Данный этап можно считать кризисным, подготовившим почву для формирования структурального метода в мировом языкознании.

V. Структурализм (20 век) В этот период все структуральные школы на разных континентах достигают значительных успехов при изучении языка в его синхронном состоянии как системного явления.

VI. Современное языкознание (1970-е гг. — наши дни). Большинство лингвистических школ конца XX — начала XXI в., критикуя структурализм за формальный подход к языку, за игнорирование человеческого фактора, за сужение предмета языкознания, строит свои теории, основываясь на принципе антропоцентризма, и расширяет границы лингвистических исследований за счёт интеграции с другими науками (психологией, социологией, философией, этнографией, культурологией, информатикой и др.).

1. А.Х. Остенек, работавший под псевдонимом Востоков в 1840-1860 годах. Александр занимался исследованиями русского тонического стихосложения. Так же, его интересовали памятники древней (чаще древнеславянской) письменности и грамматики. Именно Востоков был тем, кто заложил основу сравнительного славянского языкознания в русском языке и России.

2. Даль. Имя этого лингвиста, благодаря созданию им толковго словаря, известно сегодня даже школьникам, не увлекающимся вопросами лингвистики. Владимир знал более 6 иностранных языков и является пионером в тюркологии.

3. Пешковский А.М. Пионер в изучении русского синтаксиса, занимался так же вопросами того, как обучать школьников русскому языку. Автор известной и многократно переиздававшейся книги – «Русский синтаксис в научном освещении». Именно ему мы обязаны появлением грамматических правил в нашем языке.

Лингвистика как наука. Объект и предмет языкознания. Традиционное разделение дисциплин в современном языкознании. Связь языкознания с другими науками и областями человеческой деятельности.

Языкознание (языковедение, лингвистика) — наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях.

Объектом языкознания является язык во всем объеме его свойств и функций, его строение, функционирование и историческое развитие.

В современном языкознании сохраняется традиционно сложившееся разделение дисциплин.

1) Дисциплины о внутреннем устройстве языка, или «внутренняя лингвистика»: фонетика и фонология (с выделением просодии); грамматика с подразделением на морфологию и синтаксис (иногда с выделением морфонологии); лексикология (с выделением фразеологии); семантика (иногда с выделением семасиологии); стилистика; типология.

2) Дисциплины об историческом развитии языка: история языка: историческая грамматика (иногда как синоним истории языка в широком значении); сравнительно-историческая грамматика; история литературных языков; этимология.

3) Дисциплины о функционировании языка в обществе, или «внешняя лингвистика»: диалектология, лингвистическая география; ареальная лингвистика; социолингвистика.

4) Дисциплины, занимающиеся комплексными проблемами и возникающие на стыке наук: психолингвистика, математическая лингвистика; инженерная лингвистика (понимается иногда как прикладная дисциплина); прикладные собственно лингвистические дисциплины: экспериментальная фонетика; лексикография; лингвостатистика; палеография; история письменностей (см. Письмо); лингвистическая дешифровка неизвестных письменностей и др. (см. Прикладная лингвистика).

Связь языкознания с гуманитарными науками.

Философия дает языкознанию принципы подхода к языку как к феномену. Для философии остается важнейшим вопрос языка как инструмента мышления и познания, как стоящего между мыслителем и действительностью средства формирования понятий и концепций.

-связь с логикой: Уже Аристотель (384-322 до н.э.) сформулировал особенности логического подхода к языку. Это направление исследует соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения. Логика мышления человека считается универсальной, независимой от его языка, в то время как языковые явления далеко выходят за пределы логики.

-связь с социологией породила социолингвистику, посвященная разработке вопросов соотношения языка и общества. Социальную дифференциацию языка, языковую политику, соотношение языка и нации, общественные функции языка, двуязычие и многоязычие, а также многие другие проблемы и явления исследует социолингвистика.

-связь с психологией носит название психолингвистики. К основателям этого направления относятся немецкий ученый Г. Штейнталь (1823-1899), известный украинский языковед А.А. Потебня (1835-1891) и др. Внутренний духовный и психический мир человека наиболее ярко манифестируются с помощью языка. Отражение духовной, психической, эмоциональной и умственной деятельности языковыми формами, многообразные особенности процессов порождения, восприятия и понимания речи находятся в поле зрения психолингвистики.

Связь языкознания с медицинскими и естественными науками.

Связь языкознания с физико-математическими и техническими науками.

-связь с акустикой: экспериментальная фонетика широко использует приборы в изучении звуков речи.

Лингвистические традиции в истории языкознания. Направления современного языкознания: традиционное, генетическое, структурное, генеративное, функциональное. Проблематика новейшего языкознания.

Лингвисти́ческая тради́ция — общее название для направления человеческой мысли, в русле которой формировались лингвистические представления различных народов.

Взгляды на существование и устройство языка складывались, начиная с древних времён. Человеку свойственно задумываться об окружающих его явлениях, в том числе и о происхождении и установления языка, на котором он говорит. В донаучный период с попытками дать ответ на этот вопрос происходил постепенный переход от мифологических представлений к философским построениям. Истоки традиций первоначально находятся в потребности обучения родному языку. Контакты с другими народами обозначил и задачу понимать чужие языки. Экономическое и культурное развитие цивилизаций позволило рассматривать все языки не только как средства взаимопонимания, но и особые инструменты для использования во всех видах деятельности.

В исторической перспективе выделяется несколько основных лингвистических традиций:

· индийская лингвистическая традиция,

· греческая лингвистическая традиция,

· римская лингвистическая традиция,

· арабская лингвистическая традиция,

· китайская лингвистическая традиция.

В каждом достаточно развитом обществе появлялись свои традиции с особенными чертами. Восточная (индийская) и античная(греко-римская) традиции в совокупности оказали большое влияние на современное состояние науки о языке.

Древнейшей лингвистической традицией считается индийская. В ней впервые обсуждаются большинство собственно языковедческих вопросов. Значительное расхождение санскрита от современных ему тогда языков повседневного общения поспособствовало появлению трактатов под названием «Веданги», которыеучили литературному, письменному языку древнеиндийских религиозных гимнов. На их основе создавались описательно-нормативные грамматики, возникали некоторые понятия фонетики, морфологии и лексикологии. Крупнейшими исследователями того времени, внёсшими значительный вклад в традицию, были Панини и Яска.

Вторая по древности традиция – китайская.

Это уникальная национальная традиция, оказавшая влияние навсех своих соседей. Главным объектом внимания выступал иероглиф, его структура и происхождение. Большое внимание уделялось проблеме нормативного написания и инвентаризации большого количества иероглифов.

В греческой традиции впервые обсуждались фундаментальные вопросы, такие как известные споры об аномалии или аналогии имён и их происхождении («по природе» или «по договрённости»). Древнегреческие философские школы выработали основные понятия грамматики, многие из которых позже перешли в средневековую и современную европейскую традицию. Наиболее известными философами, развивавшими эти идеи, были Платон и Аристотель.

Римская традиция возникла под влиянием греческой. Особое внимание в ней уделялось дальнейшей разработке грамматики и стилистике в многочисленных трудах образованных граждан. Значительный вклад внесли Марк Теренций Варрон, Элий Донат и Присциан.

С бурным становлением арабского государства возникла арабская традиция, которая усвоил все предыдущие достижения и активно продолжала развивать грамматику. Так же уделялось большое внимание фонетике, лексике и диалектным особенностям.

Генеративная лингвистика – одна из ветвей формального направления в лингвистике, возникшая под влиянием идей Ноама Хомского в конце 50-х годов 20 века и основывающаяся на описании языка в виде формальных моделей определенного типа. Исходным и базовым для ГЛ типом формальных моделей являются трансформационные порождающие грамматики. ГЛ выдвинула несколько фундаментальных противопоставлений: четко различаются компетенция – знание языка и употребление – использование языка в речевой деятельности. ТПГ описывает прежде всего компетенцию говорящего. Структура грамматики имеет три основных компонента: синт., сем. И фон., из которых центральный – синтаксис, а семантика и фонология выполняют по отношению к нему интерпретирующую ф-цию.

Структу́рная лингви́стика — языковедческая дисциплина, предметом которой является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов как в плане выражения, так и в плане содержания.

Традиционная лингвистика

Направления в языкознании, которым противопоставляет себя структурализм и которые, в соответствии сустановившейся языковедческой традицией, ставят целью своего исследования не только раскрытие внутренних отношений и зависимостей компонентов языка, его структуры, но и изучение таких вопросов, каквзаимоотношения языка и мышления, связь языка с обществом, говорящим на данном языке коллективом и т. П. Термин “традиционный” в приведенном сочетании не следует понимать как “покоящийся на традициях, которым присущи неподвижность и застой”: наоборот, так называемое традиционное языкознание находится внепрерывном движении и развитии, обогащаясь новыми идеями, пополняясь новыми учениями, такими, каксоциолингвистика, психолингвистика и др.

Функциона́льная лингви́стика

(функционализм) — совокупность школ и направлений, возникших как одно из ответвлений структур­ной лингвистики, характе­ри­зу­ю­щих­ся преиму­ще­ствен­ным внима­ни­ем к функцио­ни­ро­ва­нию языка как средства общения. Предше­ствен­ни­ки Ф. л. — И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. де Соссюр, О. Есперсен. Основной принцип Ф. л. — понимание языка как целе­на­прав­лен­ной системы средств выраже­ния (так называемый телеологический принцип) — был выдвинут Р. О. Якобсоном, Н. С. Трубецким и С. О. Карцевским в «Тезисах Пражского лингвистического кружка» (1929), а затем развит в работах других пред­ста­ви­те­лей пражской лингвистической школы, а также немецкого психолога К. Бюлера, обосно­вав­ше­го концепцию трёх функций языка — экспрессивной, апеллятивной и репрезентативной. С конца 40‑х гг. 20 в. Традиции пражской школы были развиты в нескольких ответв­ле­ни­ях Ф. л.

Дата добавления: 2020-04-25 ; просмотров: 1290 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Какой - самый большой справочник ответов на вопрос какой
Adblock
detector