предпочтение в музыке какие

Стало известно, какую музыку слушают и на чем играют россияне

756049362136675

Список музыкальных предпочтений россиян возглавила эстрадная музыка — 36% респондентов признались в любви этому жанру. Чаще эстрадные песни предпочитают женщины (46%), возраст любителей такой музыки находится в диапазоне 45–59 лет (42%), сообщается в пресс-релизе ВЦИОМ.

Вторую строчку заняли народные песни (28%), которые по душе россиянам старше 60 лет (44%) и жителям сел (40%). Рок-музыка расположилась на третьем месте (25%), ей отдают предпочтение мужчины (35%) и молодежь 18–24 и 25–34 лет (42% и 40%). Четвертую и пятую строчки в музыкальном топе россиян занимают военные и авторские песни (по 21%). Хип-хоп и рэп участники опроса не упомянули.

ВЦИОМ выяснил, что почти три четверти россиян никогда не занимались музыкой с педагогами (72%), а 19% опрошенных посещали занятия, но не получали специализированные дипломы. Всего 8% россиян владеют дипломами об окончании или неполном обучении в музыкальной школе или среднем специальном музыкальном образовании.

При этом 29% россиян умеют играть на каком-либо инструменте. Чаще всего это гитары, арфы и балалайки — на них играют 15% соотечественников (обычно это мужчины и молодые люди в возрасте 18–24 лет). За струнными следуют клавишные — фортепиано, клавесином и пианино владеют 10% (чаще женщины). Третье место занимают гармонь, аккордеон и баян — на них играют 5% россиян.

Россияне задумываются о будущем своих детей и выражают желание заниматься их музыкальным образованием (46%), а также обучить их вокальному (14%) и дирижерскому мастерству (14%)

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проводился среди 1,6 тыс. россиян в возрасте от 18 лет методом телефонного интервью.

Источник

Как связаны интеллект и музыкальные предпочтения: теории и исследования

Связь музыкального вкуса с уровнем интеллектуального развития — популярный стереотип. Многие считают, что умные люди слушают только Баха и Моцарта, а попса и рэп — любимая музыка людей простых и менее образованных. Но так ли это?

Есть ли у этого стереотипа научная основа? Что на этот счет говорят психологи, нейробиологи и социологи? Сегодня мы решили разобраться в основных исследованиях.

Психология: связь музыкального вкуса и типа личности

Музыка — часть нашей идентичности, и многие считают, что любимая музыка может многое сказать об их характере. В Университете Техаса провели исследование, в рамках которого попытались найти корреляцию между любимыми музыкальными жанрами и чертами характера респондентов. Студенты прошли несколько тестов — на музыкальные предпочтения, тип личности и уровень IQ. Потом психологи сравнили результаты тестов и нашли некоторые корреляции между результатами.

Всего они выделили четыре группы (в более поздних версиях теста появилась и пятая группа):

Вторую группу предпочитают «напористые и бунтующие» натуры — у них много общего с предыдущей группой, но они более спортивны и не любят казаться умнее всех.

В третьей группе — оптимисты и экстраверты, более добросовестные и склонные соглашаться с другими. Они видят себя спортивными, богатыми, красивыми и политически консервативными. Эта группа менее всего склонна к депрессии, но и результаты теста IQ у неё ниже, чем у всех остальных.

Музыку из четвертой группы предпочитают энергичные и ритмичные люди, которые разделяют многие представления респондентов из третьей группы, отличаются отсутствием консерватизма, более высоким уровнем дохода и IQ. Интересно, что представители последней группы менее всего склонны к эмоциональным порывам и предпочитают не прислушиваться к своим чувствам.

an4zspgt6oocdudqpn0kjvemjjw
Фото Tony Smith CC

Похожее исследование провели в Университете Хериот-Ватт, Эдинбург. Ученые попросили 36 тысяч человек оценить множество музыкальных стилей и пройти личностный тест.

Оказалось, что поп-музыку любят «честные и не очень креативные», у фанатов рэпа высокая самооценка, а любители хэви-метал — нежные, но недостаточно уверенные в себе люди. Инди предпочитают «не очень трудолюбивые интроверты», а джаз и классическую музыку — люди с высоким интеллектом и самооценкой.

Личностные тесты — не единственная метрика. Есть другая группа исследований, где используются когнитивные тесты — они позволяют оценить стиль мышления человека по шкале от чисто эмпатического до чисто систематического. Первые хотят и умеют понимать чувства и эмоции других людей. Вторые склонны искать паттерны поведения и анализировать системы отношений.

Такое исследование провели среди четырех тысяч респондентов — они заполнили онлайн-опросники и узнали свой стиль мышления. Потом они прослушали 50 музыкальных отрывков из разных жанров и оценили их по шкале от 1 (очень не понравилось) до 9 (очень понравилось).

Оказалось, что те, кто более склонен мыслить эмпатически, любят более мягкую музыку (RnB, соул, софт-рок). Люди со систематическим мышлением предпочитают панк, хэви-метал и тяжелый рок.

Это интересная статистика — люди действительно слушают музыку по-разному: кто-то воспринимает её исключительно на уровне эмоций, другие же, например, живо интересуются её композиционным устройством. Отсюда может проистекать и связь между типом мышления и жанровыми предпочтениями.

Культурная подвижность против эволюционной предопределенности

Принято считать, что человек на биологическом уровне предпочитает гармоническое звучание. Но есть исследования, которые говорят об обратном — правда, они используют при этом довольно необычные данные.

Джош МакДермотт (Josh McDermott) из Массачусетского технологического института и его коллеги отправились к племени Чимани (Tsimane) в леса Амазонки. Это одно из последних человеческих поселений, практически никак не связанных с внешним миром.

Эти люди не знакомы с западной музыкой, которая основана на мелодии, гармонии и полифонии. Им нравятся многие звуки, которые наш слух сочтет неприятными, расстроенными и некрасивыми. Ученые попросили 64 местных жителей оценить, насколько приятными им кажутся звуки из обширной выборки консонантных и диссонантных звуков. Аналогичное испытание ученые провели среди тех, кто был знаком с западной музыкой: американских музыкантов, американских не-музыкантов и жителей столицы Боливии, Ла-Пас.

Представители племени Чимани не выказали очевидных предпочтений — и консонантные, и диссонантные звуки им казались одинаково приятными (ученые предварительно убедились, что жители племени понимают разницу между консонантными и диссонантными звуками и имеют определенные музыкальные предпочтения). Те же, то был знаком с западной музыкой, отдали предпочтение консонантным звукам.

cceshc6rbgbwfslgwxq6g 3vt k
Фото Steve Snodgrass CC

Поэтому исследователи предположили, что музыкальный вкус — всё же не биологическая категория, а культурная. Мы слушаем музыку, устроенную по определенным принципам, всю свою жизнь. Гармоническая музыка чаще всего звучит в кино и рекламе на счастливых, радостных и вдохновляющих моментах. Вполне вероятно, что музыкальные предпочтения — результат «воспитания, а не природы».

Социология — правильный ответ?

Группа ученых из Университета Британской Колумбии провели большое исследование, в рамках которого они искали ещё одну связь — на этот раз между социальными категориями и музыкальными предпочтениями. В телефонных интервью приняли участие 1600 респондентов.

Оказалось, что любители кантри, диско, хэви-метала и рэпа беднее и хуже образованы. Более богатые и образованные предпочитают классическую музыку, блюз, джаз, оперу, поп, рэгги, рок и мюзиклы. Это исследование — важная часть общего дискурса, актуального для социологии культуры: социальному классу просто «приписаны» определенные культурные вкусы, или же разные предпочтения — это реальный инструмент разграничения социальных элит? Социологические школы предлагают различные ответы — единого мнения на этот счет нет.

Стереотипы появляются из-за ненаучных исследований — например, Вирджил Гриффит (Virgil Griffith), автор WikiScanner, создал карту, на которой показал связь музыкальных вкусов школьников (данные он взял с Facebook) с их уровнем интеллекта (а именно — оценками за экзамен SAT). Оказалось, что фанаты Лил Уэйна справились с экзаменом хуже всех (поклонники жанров в целом — будь тот «поп-музыка» или «классика» — также не смогли похвастаться высокими оценками), в то время как любители Бетховена получили лучшие оценки. Это — пример ненаучного и нерепрезентативного эксперимента с популистским результатом.

Научные же исследования обнаруживают некоторые корреляции между разными культурными, личностными или социологическими сущностями и музыкальным вкусом, но результаты не так однозначны. Не все исследования показывают и наличие причинно-следственных связей между явлениями, а неоднозначность результатов — явный повод к тому, чтобы оставить «жанровые войны» в прошлом.

Источник

Музыкальные предпочтения россиян

Музыкальные предпочтения россиян очень разнообразны. В ходе проведенного нами опроса удалось получить интересные результаты. Так, например, наиболее предпочтительными для россиян музыкальными направлениями оказались популярная музыка и рок. Чаще всего это песни отечественных исполнителей. С остальными результатами опроса Вы можете ознакомиться ниже.

Результаты исследования

Вопрос 16. Как Вы в целом оцениваете уровень российской эстрады? Здесь Вы по желанию можете дополнить свой предыдущий ответ

Наиболее интересные комментарии

Анализ полученных данных

Как показывают результаты опроса, 63,8% респондентов слушают музыку каждый день, а 22,8% — 2-3 раза в неделю. При этом большинство опрошенных (77,1%) слушает музыку из Интернета, а более половины респондентов (52,6%) — по радио. Чаще всего россияне слушают музыку дома (75,2%) и в дороге / в транспорте (63,6%). На работе музыку предпочитают слушать 27,8% опрошенных нами россиян.

В разрезе музыкальных направлений респонденты отдают предпочтение в большей мере таким направлениям, как популярная музыка (65,1%) и рок (53,8%). В ответах на вопрос о том, какие музыкальные направления больше всего не нравятся респондентам, превалируют варианты ответов «рэп» и «шансон, романс, авторская песня» (по 25%).

muzyka ghlavnaia 0d825f85c2

Подавляющее большинство респондентов (84,6%) указало, что слушает музыку российских исполнителей. 57,9% ответили, что слушают американских исполнителей, 41,1% — британских. При этом респонденты чаще предпочитают современную музыку (2010-е гг.) (65,7%) и музыку 1980-х годов (59,3%). А наиболее популярными артистами российской эстрады являются Григорий Лепс (32,6%) и Валерий Меладзе (27,5%). В списке артистов, которые не нравятся респондентам, ни один из исполнителей не набрал более 10% голосов. Таким образом, в целом россияне не проявляют особенно негативного отношения ни к одному артисту. По результатам опроса, наибольшее количество россиян было на концертах Валерия Леонтьева (9,1%) и Олега Газманова (8,7%).

Среди групп российской эстрады респондентам больше всего нравятся «ДДТ» (38%), «Сплин» (31,5%) и «Ленинград» (30,8%). При этом в списке групп, которые не нравятся, как и в случае с вокалистами, ни один коллектив не набрал более 10%, что также говорит об общем лояльном отношении россиян ко всем отечественным музыкальным группам. Наибольшее количество респондентов побывало на концерте группы «ДДТ» (10,9%). Что касается зарубежных исполнителей и музыкальных групп, то первое место по предпочтениям заняла группа «The Beatles» (37,9%). Далее по популярности следуют «Nirvana» и «Pink Floyd» (по 30%).

На вопрос о том, нравятся ли респондентам песни советских лет, большинство из них (около 80%) ответили утвердительно, из которых 38,2% ответили «однозначно да». Из тех, кому нравятся советские песни, наибольшее количество респондентов (17,3%) предпочитает песни Муслима Магомаева (17,3%), на втором месте Алла Пугачева (12%), на третьем — «Песняры» (8,3%).

Что касается современной российской эстрады, то около трети респондентов (37,4%) оценивают ее уровень на «удовлетворительно», 19,9% ставят оценку «плохо», а 16,5% — «очень плохо». Примерно четверть опрошенных оценивает позитивно уровень современной российской эстрады, из которых лишь 5,7% — на оценку «отлично». При ответе на следующий вопрос респонденты имели возможность раскрыть свой ответ. Были получены следующие комментарии:

«В целом, каждый из российских исполнителей выбрал свое направление, а процесс развития и усовершенствования не наблюдается».

«Много «поющих трусов» появилось на эстраде, у которых голоса нет, но фигура в порядке».

«Мало новых талантливых исполнителей, постоянно одни и те же певцы на всех каналах, особенно в новогоднюю ночь».

sierial miniatiura cf3dff3e5c

В заключительном вопросе мы выяснили, являются ли респонденты участниками фан-клуба какого-либо артиста эстрады или группы. Результаты показали, что таковыми являются лишь 6,8% респондентов.

Подводя итоги опроса, следует отметить следующие показатели: по результатам опроса выяснилось, что 63,8% респондентов слушающим музыку каждый день; из музыкальных направлений респонденты отдают предпочтение таким направлениям, как популярная музыка (65,1%) и рок (53,8%); подавляющее большинство респондентов слушает музыку российских (84,6%) и американских (57,9%) исполнителей; самым популярным артистом российской эстрады является Григорий Лепс (32,6%), а самой популярной группой — «ДДТ» (38%).

Большинству респондентов (около 80%) нравятся песни советских лет, среди которых наиболее популярным советским исполнителем является Муслим Магомаев (17,3%). Уровень современной российской эстрады респондентами оценивается в целом негативно, причем около трети из них (37,4%) оценивают его на оценку «удовлетворительно».

Выборка исследования

Было опрошено 302 респондента, из них: 29,8% — мужчины, 70,2% — женщины. Возраст: до 18 лет — 0,7%; 19–25 лет — 8,6%; 26–35 лет — 37,7%; 36–45 лет — 24,2%; 46–55 лет — 20,2%; от 56 лет — 8,6%. Распределение по федеральным округам: ЦФО — 35,6%; СЗФО — 10,3%; ЮФО — 7,6%; СКФО — 1,3%; ПФО — 16%; УФО — 7,6%; СФО — 17,6%; ДФО — 2%. Другая страна — 2%.

Источник

Психология музыкальных предпочтений: почему мы это слушаем

Разбираемся вместе со специалистами, как формируется наш музыкальный вкус.

Скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу, кто ты. Сами мы, конечно, вряд ли скажем – а вот эксперты-психологи смогут ответить.

«Музыка играет важную роль в развитии детей и подростков. Поэтому многие исследователи интересуются тем, как развиваются музыкальные предпочтения и как они связаны с другими чертами личности, такими как открытость к опыту и потребность во влиянии. Существует несколько важных факторов, формирующих эти предпочтения. Например, семья, сверстники, СМИ, личностные качества и музыкальное воздействие», – рассказал Николас Рут, исследователь Лондонского университета Голдсмитс. Область исследований Николаса – развитие музыкальных способностей и индивидуальности.

«Большая пятерка»

Психологи до сих пор спорят и рассуждают о том, как же классифицировать личность человека (скорее всего, единого варианта не найдется никогда, потому что люди слишком сложны и многогранны). Но есть, например, «большая пятерка» – общепризнанный в научном сообществе набор параметров, по которым оценивают характер. Каждый аспект обладает двумя противоположными полюсами.

То есть в характере человека есть либо одно, либо другое по каждому пункту. В итоге получается множество разных сочетаний. Чтобы определить свое, необходимо пройти специальное тестирование.

Между этими параметрами и музыкальными предпочтениями прослеживается некая закономерность. Хотя нельзя утверждать, что выбор песен напрямую зависит от «большой пятерки».

Метаанализ 2017 года, который провели исследователи Ричард Шефер и К. Мехлхорн, обнаружил, что открытые опыту предпочитают разнообразную и сложную музыку – спокойную (софт-рок, R’n’B), утонченную (классика) или интенсивную (панк, метал). В то время как экстраверты выбирают современные направления (рэп, электроника). Доброжелательные же люди чаще всего отдают свой голос простой музыке (кантри). Чем более эмоционально нестабилен человек, тем более простые и веселые мелодии он предпочитает – саундтреки к кино и поп. А чем выше уровень сознательности – тем меньше вероятность выбора в пользу тяжелых жанров.

«Конечно, это не значит, что все доброжелательные люди любят и слушают кантри. Но исследование все-таки позволяет сделать вывод, что существует некоторая корреляция между музыкальными предпочтениями и этими пятью личностными параметрами», – заявил Николас Рут.

Музыкальное «наследство» и другие факторы

«Не думаю, что можно говорить о «наследовании», если вы имеете в виду то, что музыкальные предпочтения заложены в наших генах. Но! Родители, безусловно, играют важную роль в развитии музыкального вкуса. Обычно это первые люди, которые знакомят нас с музыкой, ее стилями и жанрами. Более того, они же и первые, кому хочется идти наперекор в какой-то момент – с помощью выбора музыки в том числе», – полагает Николас.

Кандидат психологических наук, врач-психотерапевт Владимир Дашевский как-то сказал, что изначально музыкальные предпочтения зависят от «выбора стаи», к которой хочется принадлежать. Когда этот этап позади, человек формирует свои собственные вкусы и основывается на предпочтениях в других сферах, например, в кино, книгах, искусстве. Но и тогда люди обмениваются «музыкальным опытом» с близкими и принимают их выбор – так круг предпочтений расширяется.

Внутри уже сформированного музыкального вкуса выбор зависит от эмоционального состояния в конкретный момент, от настроения и ситуации.

«Есть несколько причин для выбора песни. Например, настроение, отвлечение внимания, социальные ситуации и сбор информации. Что касается музыкальных предпочтений, то, вполне вероятно, подростки чаще всего выбирают музыку по социальным причинам – желая найти контакт с кем-либо или самовыразиться», – объяснил Николас Рут.

Один английский исследователь Дж. Хэррис предположил, что мы оцениваем песню как приятную, если наша интерпретация идеи совпадает с той, что была заложена автором. Советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии Борис Теплов тоже говорил о том, что эмоции играют важную роль в процессе восприятия музыки.

Адриан Норт, профессор психологии Эдинбургского университета Херриот-Уотт, и вовсе полагает, что музыкальные предпочтения могут сказать о человеке больше, чем, например, его профессия. Норт провел собственное исследование и выяснил, что любители классической музыки и джаза в основном креативные личности, как и поклонники хеви-метала. Фанаты поп-музыки отличаются трудолюбием, а те, в чьем плей-листе преобладают тяжелые направления, на самом деле добрые и тонкие натуры.

Но наверняка вы встречали людей, которые либо слушают все подряд, либо не слушают ничего. Что можно сказать о них?

«Обычно это значит лишь то, что у них не было особенного развития интереса к музыке в детстве и отрочестве – что совсем не плохо. Возможно, человек просто фокусировался на других хобби – например, спорте, театре или искусстве», – подчеркнул Рут.

Источник

Как формируется наш музыкальный вкус — и что о нас говорит?

Развитие плейлиста от колыбели до зрелости

Включите прямо сейчас выступление победителей «Евровидения-2021» Måneskin — и мозг наградит вас за прослушивание так же, как за занятие сексом: «гормоном счастья» дофамином. (Разумеется, только если такая энергичная и не слишком сложная музыка вам нравится.) На первый взгляд кажется, что этот выбор — любить или не любить Måneskin, Манижу, Бетховена или любую другую музыку — абсолютно случаен. «Дело вкуса» — так принято говорить. Но на самом деле музыкальный вкус может многое рассказать о вашей личности. Reminder изучил исследования, посвященные тому, как формируются пристрастия в музыке и что они говорят об интеллекте, эмпатии и характере.

Подростки в наушниках

Наше знакомство с музыкой начинается еще в раннем детстве, с особого «языка», который взрослые используют, когда общаются с маленькими детьми. Это семантически очень простой язык, с утрированными интонациями, особым ритмом, завышенными частотами и короткими фразами. Эхо воспоминаний об этом «мелодическом лепете» можно различить и во взрослой музыкальной культуре. Например, песня-хит 1984 года Стиви Уандера «I Just Called to Say I Love You» апеллирует к детскому опыту беззаветной любви.

Но критический возраст для формирования вкуса — подростковый. К 11 годам лимбическая система мозга, которая отвечает за обработку социальной информации и эмоциональное реагирование, уже полностью развита. Подросток фокусируется на своей роли в социуме и осознании своей индивидуальности. Музыка, которая раньше была лишь культурным фоном, становится инструментом для поиска себя и снятия эмоционального напряжения. А музыкальные пристрастия подростка формируются под влиянием значимой для него социальной группы. Слушать ту или иную музыку важно, чтобы быть «своим», чувствовать сопричастность и выражать общие представления и идеалы.

Конечно, подросток постоянно слушает музыку не только из-за социализации. Есть объяснение и получше. Лимбическая система связана с прилежащим ядром, центром вознаграждения и удовольствия мозга. Сканирование мозга показывает: центр вознаграждения у подростков намного чувствительнее, чем у взрослых и детей. Подростки получают гораздо больше удовольствия от музыки.

Лобная доля мозга, отвечающая за контроль эмоций, принятие решений и планирование, развивается полностью только после двадцати лет. Поэтому музыкальный вкус подростка — отражение его эмоций. Настолько точное, что канадские исследователи научились по плейлисту подростков определять их проблемы и составили три типовых музыкальных профиля. По ним, конечно, нельзя судить о личности конкретного подростка, но можно понять, какие особенности характера и поведения типичны для любителей тех или иных музыкальных жанров.

Портрет 1. Тяжелая музыка: рок, метал и рэп

Подростки, которые предпочитают тяжелый и классический рок, метал и рэп, — независимые нонконформисты. Они склонны подвергать сомнению чужие мотивы, способности и правила. Они не признают авторитеты и противятся давлению родителей и учителей. Часто они не получают особого удовольствия от учебы. При этом из-за напряженных или конфликтных отношений с родителями их самооценка и уверенность в себе невысоки. Отсюда проблемы с идентичностью. Эти подростки не понимают, кто они и какими должны быть. Мрачная, тяжелая, бунтарская музыка, отражающая их мысли и чувства, дает им пространство для самопознания и ощущение того, что они не одиноки в своих переживаниях. А еще она может заглушать эмоции, когда они становятся невыносимыми.

Портрет 2. Легкая музыка: софт-рок, поп и танцевальная

Портрет 3. Эклектичный плейлист

Подростки с разносторонними вкусами, которые слушают и легкую, и бунтарскую музыку, переживают пубертат легче других. У них нет ни серьезных конфликтов с родителями или учителями, ни беспокойства о своей сексуальности, ни проблем в отношениях со сверстниками. У них стабильная самооценка. Они выбирают музыку в зависимости от настроения (чтобы подчеркнуть или поменять эмоциональный фон), ситуации (в одиночестве или в компании сверстников) и конкретных потребностей: когда на первый план выходят отношения — это поп, а когда волнуют вопросы автономии — метал.

Классная песня = новизна + сложность

Мозг привередлив к впечатлением. Песня, от которой сегодня мурашки по коже, завтра может вызвать скуку, а то и раздражение. И вот мы уже лихорадочно листаем плейлист в поиске той самой композиции, которая вызовет новый дофаминовый всплеск. Для этого она должна соответствовать определенным критериям.

Модель, объясняющую выбор музыки, предложил еще в 1960 году психолог Даниэль Берлин. Вкус формируется в результате взаимодействия двух систем. Первая позволяет нам анализировать звуковые паттерны и делать прогнозы. Вторая оценивает точность прогнозов и награждает за их правильность. Поэтому нам нравится такая музыка, которая уже более-менее знакома, но достаточно сложна, чтобы заинтриговать. Если включить незнакомый трек, в мозге будут одновременно активироваться и прилежащее ядро, «центр удовольствия», и корковая область лобной доли, отвечающая за анализ и оценку. По степени активности этих зон можно определить, насколько вам понравилась услышанная музыка.

Модель Берлина также объясняет, почему по мере взросления музыкальные предпочтения становятся разнообразнее и сложнее. Подросток, предпочитающий поп-музыку, будет искать песни со знакомыми элементами. Но нравиться ему будет музыка, в которой привычные для него элементы сочетаются с новыми. По мере обогащения опыта у него будет расти интерес к новым музыкальным формам. В итоге подросток станет взрослым с эклектичным вкусом.

Но это не единственное, что изменится с возрастом. Благодаря формированию высших областей мозга его музыкальные предпочтения начнут отражать не только эмоции, но и аналитические способности. Если верить исследованиям, по плейлисту взрослого можно даже оценить его IQ. Чем лучше и точнее мозг анализирует и предсказывает слуховые паттерны, тем более сложная музыка необходима для получения удовольствия, — и наоборот.

Джаз — для либералов, кантри и метал — для спортсменов?

Первый факт, которые установили ученые, когда исследовали вкусы более трех с половиной тысяч взрослых, — большинство из нас абсолютно уверено: выбор музыки отражает нашу личность. Но не наивно ли так считать?

Оказалось — нет: музыкальные предпочтения действительно совпадают с определенными чертами характера. Сопоставив данные о вкусе участников исследования и с Пятифакторной моделью личности (Big Five), исследователи вывели четыре музыкальных типа личности.

Рефлексивная сложная музыка. Блюз, джаз, классическая и народная музыка сложны по структуре и способствуют рефлексии. Люди, которые предпочитают эти жанры, редко ведут спортивный образ жизни. Зато они открыты новому опыту и изобретательны, имеют хорошие вербальные способности и развитое воображение. Часто они придерживаются либеральных взглядов и отвергают консервативные. Они не стремятся к социальному доминированию, терпимы к другим и ценят эстетический опыт.

Энергичная бунтарская музыка. Рок, альтернативная музыка и хеви-метал в плейлисте у взрослых, в отличие от подростков, редко является маркером невротизма, агрессии или неприязни. Любители таких стилей любят рисковать, физически активны и открыты новому опыту.

Оптимистичная традиционная музыка. Кантри, инструментальная, религиозная и поп-музыка — жанры, которые акцентируют положительные эмоции и структурно просты. Они встречаются в плейлистах приветливых, сознательных экстравертов. Часто у них консервативные взгляды, они избегают нового опыта, но любят спорт и стремятся помогать другим.

Энергичная и ритмичная музыка. Рэп, хип-хоп, электронная и танцевальная музыка — тоже излюбленные жанры экстравертов, но среди них меньше консерваторов и больше уступчивых и снисходительных людей.

Эмпатичные люди слушают R&B

Если музыкальные вкусы отражают наши личные качества, можно ли судить по ним о нашем стиле мышления? Таким вопросом задались кембриджские исследователи. Оказалось, действительно: одни слушают музыку умом, то есть воспринимают ее прежде всего на уровне аналитического интеллекта, а другие — сердцем, задействуя эмоциональный интеллект.

Люди первого типа склонны к систематизации: они анализируют и прогнозируют, стараются выявить закономерности и механизмы. Ко второму типу относятся эмпатичные люди, которые интуитивно понимают чужие эмоции и могут предсказать поведение другого человека. Есть еще «сбалансированный тип»: его представители одинаково хороши и в эмпатии, и в систематизации.

Исследователи из Кембриджа протестировали 4000 добровольцев на уровень эмпатии и систематизации, а затем сопоставили результаты тестов с их музыкальными предпочтениями. Оказалось, люди с высоким уровнем эмпатии предпочитают эмоционально глубокую и проникновенную музыку типа софт-рока, R&B и авторской песни. Например, многим эмпатам нравится Hallelujah в исполнении Джеффа Бакли. Систематизаторы предпочитают более насыщенные композиции, с сильными и даже агрессивными элементами: классический рок, хеви-метал, панк. Тяга к сложным структурам выражается у них и в выборе музыки с интеллектуальной глубиной и сложностью. Например, авангардной классики вроде Etude opus 65 no 3 Александра Скрябина.

Судя по всему, систематизаторов больше привлекает музыкальная структура. Эмпаты получают удовольствие от музыки благодаря сопереживанию выраженным в ней эмоциям. А представителей «сбалансированного типа» привлекает и то и другое.

Правда, точно определить степень эмпатии по плейлисту не получится из-за того, что музыкальные жанры не укладываются в строгие научные рамки. Возьмем, к примеру, джаз. Его любят и эмпаты, и систематизаторы. Но эмпатичные люди предпочитают мягкий, расслабленный, неприхотливый mellow jazz и unpretentious jazz. А люди, склонные к систематизации, — быстрый, сложный и напористый sophisticated jazz и intense jazz.

Но для экспресс-теста на эмпатию можно воспользоваться методом английских и финских ученых. Их заинтересовал парадокс: мы слушаем грустную музыку — и нам становится приятно. Почему? Они дали послушать сотне добровольцев фрагмент малоизвестной и очень грустной музыкальной композиции Discovery of the Camp Майкла Кэймена из саундтрека к сериалу про Вторую мировую войну Band Of Brothers. Она звучит в тот момент, когда американские солдаты входят в оставленный охраной немецкий концлагерь. Как показали опросы испытуемых до и после эксперимента, а также электрическая активность кожи и сердечный ритм в процессе прослушивания, есть прямая связь между удовольствием от грустной музыки и уровнем эмпатии. Так что если при звуках печальной баллады вы ощущаете сладкую тоску, значит, с эмпатией у вас все в порядке.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Какой - самый большой справочник ответов на вопрос какой
Adblock
detector