монгольский новый год 2021 какого числа

Чем Цагаан Сар отличается от Сагаалгана

«Праздник Белого месяца – символ обновления не только природы, но и человека».

1002 sagan1

12 февраля буддийский мир отмечает наступление Нового года по лунному календарю. В Монголии это один из самых важных национальных праздников. В России буддийский Новый год празднуют только в республиках Бурятия, Калмыкия, Хакасия, Тыва, Алтай.

Буддийский Новый год в 2021 году выпадает на 12 февраля, является годом Беловатой коровы в стихии «Железо». В российских регионах, где отмечается этот праздник, только этот день является выходным днем. А в Монголии целых три официальных праздничных выходных дня.

Но в этом году, в связи с эпидемиологической ситуацией и запретов на проведение массовых мероприятий и закрытие религиозных молебней и дацанов, празднование будет отличаться от традиционного. Поэтому традиция навещать в эти праздничные дни родных и близких в этом году будет немного сокращена.

В Бурятии и правительством, и Буддийской Сангхой рекомендовано поберечь друг друга и поздравить родных, и особенно пожилых, с Сагаалганом онлайн. В Монголии народ обычно празднует и ходит в гости последующие пять дней после начала праздника, примерно до 8-ого числа по лунному календарю. Но в этом году правительство Монголии и вовсе отменило все празднования. Такое решение было принято на внеочередном заседании правительства 4 января. Всем гражданам страны рекомендовано провести праздник в строгой изоляции.

Праздник Белого месяца – символ обновления не только природы, но и человека. У всех народов, отмечающих этот праздник, Белый месяц знаменует приход весны – новой жизни, поэтому многие стараются навести порядок к этому времени, как в делах, так и дома.

В Монголии обычно все начинают готовиться к празднику сразу после западного Нового года. Особенный акцент делается на подготовку праздничного стола, обязательное наличие на столе белой пищи – молока, творога, сушеной молочной пенки. Традиционное мясное блюдо – позы, бухлер из баранины. Из напитков – чай с молоком, кумыс и водка.

Отличительной особенностью монгольского праздничного стола стали боовы – традиционные печатные печенья, которые выкладываются на тарелку в несколько нечетных слоев. Обычно это три, пять, семь или девять слоев. Слои символизирует «счастье» и «горе». Их стопка на праздничной тарелке должна начинаться и заканчиваться «счастьем». Пожилым или просто заслуженным и уважаемым людям позволено укладывать коржи в пять и более слоев. Те же, кто моложе 50 лет, укладывают коржи в три слоя.

1002 sagan2

День перед наступлением Белого месяца называется «бутуу удэр» (закрытый день). В этот день все народы делают в доме уборку. А у монголов есть еще один интересный обычай – в этот день они кладут над дверью три кусочка льда. Это питье для скакуна бога, который на рассвете нового дня Нового года посещает каждую семью.

Также монголы сохранили традиции обязательного ношения в праздничные дни национальной одежды, обычай ставить на стол вареный крестец барана, обязательной готовки белой пищи: бяслаг (монгольский сыр), аарул (сушеный творог), тараг (кефир), урум (пенка).

К праздничному столу приглашают всех родных, друзей, соседей, незнакомых, пришедших в гости. Гости приходят к старшим с подарками и в знак особой почести преподносят на хадаке деньги или монгольскую водку. Сначала принято поздравлять родителей и других старших родственников. Те, выслушав поздравления и приняв дары, поздравляют в ответ всех по старшинству, сначала мужчин, а затем женщин.

Монголы отмечали Цагаан Сар по обычаям тенгрианства и шаманизма еще с 13-ого века. Ранее все облачались в белые одеяния, ездили на белых лошадях, преподносили белый хадак и кушали белую пищу. В Бурятии в советское время празднование Сагаалгана стало незаметным, хотя старики в деревнях и улусах поддерживали традиции. Возрождение праздника в России началось после распада СССР, и с тех пор этот праздник в Бурятии отмечается широко и с размахом.

В Монголии считается, что чем больше людей заглянет в дом, пока будет праздноваться Цагаан Сар, тем удачливее будет для хозяев наступающий год. Но в этом году многие монгоды готовы отказаться от обычая навещать родных и близких, ведь их здоровье намного важнее.

Компания APU поздравляет всех жителей Бурятии с наступающим праздником Белого месяца

Источник

Приближается Шаргачин Шороон Гахай жил или Год Жёлтой Земляной Свиньи

f763f87dc87b96b4360a9be2c6b73a6b

Цагаан сар, монгольский Новый год, наступит 5 февраля.

В Монголии традиционно празднуют наступление нового года по лунному календарю. Праздник называют Цагаан Сар или «Белый месяц».

Согласно национальной статистике, 64 процента монгольских семей празднуют Цагаан Сар, при этом каждая семья тратит на это в среднем 1,5 млн тугриков (примерно 40 тыс.рублей).

Цагаан сар – это и встреча Нового года, и первый месяц года, который открывает весенне-летний сезон, означает долгожданное окончание зимы и кочёвку на весенние пастбища. Цагаан сар издавна занимал важное место в традиционной жизни монголов, неся колоссальный эмоциональный заряд. Он даёт представления о добре и зле и воспринимается как важнейшая дата года, как особое сакральное время. Название «Белый месяц» связано с символикой белого цвета как символа счастья и благости у монголов, а также с использованием большого количества продуктов из молока.

Фиксированной даты начала Нового года по лунному календарю не бывает. Она смещается каждый раз и выпадает на период с конца января по начало марта, но чаще всего приходится на февраль. До 1267 года монголы встречали Цагаан сар в сентябре. У древних монголов новый год начинался осенью.

По одним источникам, считать началом года весну стали со времени правления Чингисхана. Как написано в трудах ламы Агвааниям, Чингис завоевал Тибет весной. Многие князья завоеванной страны, и не только они, а и других племен и народностей, признали Чингиса своим императором и устроили в честь этого события большой праздник. Прибыв на родину, Чингис снова отпраздновал начало года. С тех пор и установилась традиция отмечать новый год весной. Мудрец Сумбэ хамбо Ишбалжир ввел свой календарь, который назвал «Төгсбуянт», которому и следуют до сих пор все монастыри Монголии.

В 2019 году для монголов мира Новый Год, Год Свиньи, наступит 5 февраля.

Источник

Как отмечают Цагаан Сар в Монголии?

Праздник Белого месяца – символ обновления не только природы, но и человека

4a15e6e17f091919b64b88eb4899bd2c

12 февраля буддийский мир отмечает наступление нового года по лунному календарю. В Монголии это один из самых важных национальных праздников. В России буддийский новый год празднуют только в республиках Бурятия, Калмыкия, Хакасия, Тыва, Алтай.

В Монголии праздник, отмечающий приход нового года по лунному календарю, называется Цагаан Сар, в Бурятии Сагаалган, на обоих языках это означает Белый месяц.

Буддийский новый год в 2021 году выпадает на 12 февраля, является годом беловатой Коровы в стихии железо. В российских регионах, где отмечается этот праздник, только этот день является выходным днем. А в Монголии целых три официальных праздничных выходных дня.

Но в этом году в связи с эпидемиологической ситуацией и запретами на проведение массовых мероприятий, с закрытием религиозных молебнов и дацанов празднование будет отличаться от традиционного. Поэтому традиция навещать в эти праздничные дни родных и близких в этом году будет немного сокращена.

В Бурятии и правительством, и Буддийской сангхой рекомендовано поберечь друг друга и поздравить онлайн родных, особенно пожилых, с Сагаалганом. В Монголии народ обычно празднует и ходит в гости последующие пять дней после начала праздника, примерно до 8-го числа по лунному календарю. Но в этом году правительство Монголии и вовсе отменило все празднования. Такое решение было принято на внеочередном заседании правительства 4 января. Всем гражданам страны рекомендовано провести праздник в строгой изоляции.

Праздник Белого месяца – символ обновления не только природы, но и человека. У всех народов, отмечающих этот праздник, Белый месяц знаменует приход весны – новой жизни, поэтому многие стараются навести порядок к этому времени как в делах, так и дома.

В Монголии обычно все начинают готовиться к празднику сразу после западного Нового года. Особый акцент делается на подготовку праздничного стола: обязательное наличие белой пищи (молоко, творог, сушеная молочная пенка), традиционного мясного блюда (буузы, бухлер из баранины), напитков (чай с молоком, кумыс и водка).

Отличительной особенностью монгольского праздничного стола стали боовы – традиционные печатные печенья, которые выкладываются на тарелку в несколько нечетных слоев. Обычно это три, пять, семь или девять слоев. Слои символизируют «счастье» и «горе». Их стопка на праздничной тарелке должна начинаться и заканчиваться «счастьем». Пожилым или просто заслуженным и уважаемым людям позволено укладывать коржи в пять и более слоев. Те же, кто моложе 50 лет, укладывают коржи в три слоя.

1001ff3f809ab89411413b77c3292eeb

День перед наступлением Белого месяца называется «бутуу удэр» (закрытый день). В этот день все народы делают в доме уборку. А у монголов есть еще один интересный обычай – в этот день они кладут над дверью три кусочка льда. Это питье для скакуна бога, который на рассвете нового дня нового года посещает каждую семью.

Также монголы сохранили традиции обязательного ношения в праздничные дни национальной одежды, ставить на стол вареный крестец баранины, белую пищу: бяслаг (монгольский сыр), аарул (сушеный творог), тараг (кефир), урум (пенка).

К праздничному столу приглашают всех родных, друзей, соседей, незнакомых людей, пришедших в гости. Гости приходят к старшим с подарками и в знак особой благодарности преподносят на хадаке деньги или монгольскую водку. Сначала принято поздравлять родителей и других старших родственников. Те, выслушав поздравления и приняв дары, поздравляют в ответ всех по старшинству, сначала мужчин, а затем женщин.

Монголы отмечали Цагаан Сар по обычаям тенгрианства и шаманизма еще с XIII века. Ранее все облачались в белые одеяния, ездили на белых лошадях, преподносили белый хадак и ели белую пищу.

5cc5b91290c3726cfef742233415253f

В Бурятии в советское время празднование Сагаалгана стало незаметным, хотя старики в деревнях и улусах поддерживали традиции. Возрождение праздника в России началось после распада СССР, и с тех пор этот праздник в Бурятии отмечается широко и с размахом.

В Монголии считается, что чем больше людей заглянет в дом, пока будет праздноваться Цагаан Сар, тем удачливее будет для хозяев наступающий год. Но в этом году многие монголы готовы отказаться от обычая навещать родных и близких, ведь их здоровье намного важнее.

Компания APU поздравляет всех жителей Бурятии с наступающим праздником Белого месяца!

Источник

Все, что вы хотели знать о Сагаалгане, но не решались спросить

«Информ Полис» подготовил ответы на самые распространенные вопросы о новом годе по восточному календарю

21ad75af69d58954e50c92f3b3cdb64f

Фото: Евгений Коноплёв

В 2021 году новый год по восточному лунному календарю наступает в пятницу, 12 февраля. Таким образом, в этом году в Бурятии будет три выходных дня. Наша редакция подготовила ответы на самые популярные вопросы читателей.

— Почему каждый год разная дата восточного нового года?

— Потому что он рассчитывается по лунному календарю. А мир живет по европейскому солнечному календарю. Он рассчитан на период годичного обращения Земли вокруг Солнца. Восточный же календарь рассчитывается по лунным фазам. Лунный месяц короче 30-ти солнечных суток. 12 месяцев лунного календаря составляют примерно 360 солнечных суток. Поэтому каждый год возникает разница лунного календаря с солнечным в пять и более суток. В лунном календаре тоже бывают свои високосные годы с 13 месяцами. Они случаются, когда для поправок один раз в несколько лет в лунный календарь вводят двойной месяц. Так появляется високосный лунный год. Все эти поправки вносятся с определенной периодичностью. Именно поэтому даты буддийских праздников, в том числе нового года выпадают на разные даты.

— Поэтому восточный календарь называют лунным?

— Значит, в прошедшем 2020 году начался только очередной 12-летний цикл большого 60-летнего цикла – рабджуна?

— Да, сейчас идет XVII-й рабджун. Он начался в 1984 году и завершится в 2043 году. Бурятский писатель Владимир Гармаев назвал свой знаменитый роман о возвращении хори-бурят на родовые земли «Десятый рабджун». Писатель описал, как за 60 лет изменилась жизнь нескольких поколений.

— Почему восточный календарь опирается именно на эти цифры – 5, 12 и 60?

— Но почему каждый год в восточном календаре имеет не только своего хозяина – животное, но и свой цвет и стихию? Например, сейчас наступает год белой Коровы под стихией металла.

— Под стихией понимается первоэлемент природы. Оглянитесь вокруг. Вся природа состоит из пяти первоэлементов: дерево, огонь, железо, вода и земля. Они переходят друг в друга. Дерево рождает огонь, в огне появляется железо, оно дает воду, которая покрывает землю, которая питает дерево. Этим первоэлементам соответствуют пять цветов. Синий или зеленый, красный, белый, черный и желтый. Поэтому в 60-летнем календарном цикле каждое из 12 животных становится хозяином года пять раз и все пять раз меняет цвет.

— Цвет и стихию года определяют буддийские священнослужители?

— Нет, на самом деле вы и сами можете легко предсказывать, какие года нас ожидают по восточному календарю. Для этого просто запомните, что все года, оканчивающиеся на 0 и 1, проходят под стихией металла, следовательно, цвет белый. Таким образом, 2021 год возьмет под покровительство Корова, а преобладать будет такой первоэлемент, как металл или железо.

— Соответственно, все года, оканчивающиеся на 2 и 3, проходят под стихией воды и они черные?

— Да, как и все года, оканчивающиеся на 4 и 5, проходят под стихией дерева, они синие или привычные нам зеленые. Все года, оканчивающиеся на 6 и 7, проходят под стихией огня, а цвет у огня красный. Все года, оканчивающиеся на 8 и 9, проходят под стихией земли, она, как известно, желтая. Теперь, зная свой год рождения, вы легко можете определить цвет и стихию своего символа.

— Так все-таки 2021 год Коровы или Быка? Как определить точно, наступает женский или мужской год?

— То есть все годы восточного календаря делятся на мужские и женские?

— А как определяется инь и янь животных?

— По числу их когтей, лап и копыт. Обычно у животных одинаковое количество пальцев на передних и задних лапах. И только у мыши четыре пальца на передних лапах и по пять на задних. Поскольку это уникальное животное сочетает в себе как нёчетные признаки янь, так и чётные инь, оно открывает 12-летний цикл календаря.

— Таким образом, годы Мыши, Тигра, Дракона, Коня, Обезьяны, Собаки всегда мужские?

— Всегда! А года Коровы, Зайца, Свиньи, Овцы, Змеи, Курицы – всегда женские. Поэтому нельзя говорить, как бы это красиво ни звучало, что 2021 год – это года Быка. Возможно, что путаница происходит от неточного перевода с бурятского слова «ухэр». Оно означает крупнорогатый скот в целом. Корова же на бурятском – унеэн, бык – буха.

— Когда лучше начать подготовку к восточному новому году?

— В старину начинали готовиться еще осенью. До принятия буддизма буряты, как большинство кочевых народов, отмечали новый год осенью. Кстати, еврейский новый год тоже отмечается осенью, поскольку евреи в древности были кочевым народом.

— Почему кочевые народы отмечали новый год именно осенью?

Заранее начинали шить обновки в старину. Без швейных машин это занимало много времени. В наши дни вы еще можете успеть купить или заказать себе национальные костюмы. Благо у нас еще сохранились мастера по пошиву такой одежды и открылись ателье, специализирующиеся на этом. Набивая холодильник мясомолочными продуктами, не забудьте про сладости для малышей. Их нельзя отпускать без угощения и вкусных подарков. Заранее купите подарки своим старшим родственникам и гостям.

— Почему буряты перенесли празднование нового года с осени на зиму?

— Есть разные версии. Самая распространенная из них – внук Чингисхана Хубилай-хан перенес столицу огромной монгольской империи в Пекин и назвал новую династию Юань. На всей территории монгольской империи Юань Новый год стали отмечать по земледельческому календарю народов Юго-Восточной Азии. У земледельческих народов новый год начинается с весеннего пробуждения природы. Недаром языческая Масленица сохранилась у славян даже через тысячелетие христианства как память о древнем новом годе. В Китае новый год так и называется Чхунцзе – праздник весны.

— Тогда почему дата празднования нового года у монгольских народов иногда не совпадает со всем буддийским востоком? Порой мы празднуем на месяц позже, чем в Китае и других странах буддийского Востока?

— Потому что в странах Юго-Восточной Азии пользуются древней китайской системой летоисчисления. Она основана на нумерологии, геомантии и фэншуй. К бурятам же буддизм пришел через Монголию из Тибета. Там время считают по древнеиндийской астрологии. При всей схожести этих двух календарных систем они используют разные годы для начала отсчета «больших» 60-летних циклов и различные техники исчисления поправок. Отсюда и разница в датах празднования восточного нового года у тибетцев и монголов с китайцами и японцами. К тому же стоит учесть особенности северного климата. У нас весеннее тепло приходит позже, чем в южных странах Восточной Азии.

— Почему перед восточным новым годом надо не просто провести генеральную уборку, а непременно избавиться от хлама и старой одежды?

— Почему сутки перед новым годом называют «бутуу удэр» и что это означает?

— Правильно ли называть обряд «Дугжууба» костром?

— Так называют обряд те, кто видит только огненную кульминацию этого молебна. На самом деле в этот день возле буддийских храмов готовят два костра. В один верующие кладут кусочек теста, которым до этого обтирали тело, мысленно перенося на тесто все болезни и невзгоды уходящего года. Раньше даже лепили из этого теста подобие человеческой фигурки, которая вбирала в себя все плохое. Второй костер называется «сор» – это уже обряд общего очищения. Во время «Дугжуубы» и особенно при сжигании «сор» молятся о том, чтобы горести и невзгоды остались в уходящем году, чтобы наступающий год был светлым и радостным.

— Как это согласуется с древнейшим почитанием огня у монгольских народов? И сейчас буряты никогда не бросают в печь ничего грязного, дурно пахнущего. Подметая пол, мусор собирают к порогу. Даже печь топят, помыв руки.

— Надо различать священный домашний очаг и очищающие костры «Дугжуубы». В древности у кочевников огонь в юрте горел в открытом очаге, обогревая и освещая жилище. Естественно, что бросать в такой открытый огонь грязные или дурно пахнущие предметы чревато плохими запахами в доме. Отсюда и сохранившиеся до сих пор традиции угощать домашний огонь «первинками» пищи и питья, содержать в чистоте печь или плиту как домашний очаг, который кормит семью. Но за пределами дома в старину сжигали мусор или старую одежду.

— Правда ли, что самая важная традиция – ночной молебен?

— Да, его называют «Цедор Лхамо». Эта служба проводится в последнюю ночь старого года.

— Почему именно в эту ночь желательно бодрствовать?

— Считается, что богиня Лхамо (ее индийское имя Шридэви) в канун нового года нисходит на землю и обходит своих подзащитных, даруя им своё благословение. Она считает людей, которых ей предстоит защищать в наступающем году. Спящего человека она может не заметить или принять за мертвого.

— В какое время суток наступает восточный новый год?

— Не в полночь, как мы привыкли, а когда в предрассветной светлеющей темноте можно различить линии на ладони. Тогда и начинаются поздравления с наступившим новым годом. В этот первый день дети прежде всего поздравляют главу семейства, который желает им счастья и долголетия. Если родителей уже нет в живых или они далеко, то первыми навещают старших в роду: дядю, тетю, старшего брата или сестру.

— Что означает особая традиция новогоднего приветствия «золгохо»?

— По этой традиции младший протягивает старшему обе руки ладонями вверх. Старший, в свою очередь, кладёт свои руки сверху ладонями вниз. Должно получиться так, будто младший поддерживает старшего под локти. Это глубоко символичный жест, означающий готовность младшего всегда поддерживать старшего в жизни. А если мужчина и женщина ровесники, то женщина считается младшей.

— Как правильно вручать подарки?

— Подарки старшим вручаются по отработанному веками ритуалу. Даритель держит в руках шелковый платок (хадак) открытой стороной к одариваемому. Поверх хадака на ладонь правой руки или на соединённые ладони ставится подарок. Даритель и получатель должны обязательно быть в головных уборах и стоять лицом друг к другу. Если подарок дарят вам, то вы принимаете его сидя и обеими руками. Не отпускайте и своих маленьких гостей без подарков. Нет сладостей – детям дарят деньги.

— Почему после наступления нового года в его первые 15 дней проводятся именно 15 богослужений?

— Это некорректно. Сагаан Убгэн – это божество добра и благоденствия, покровитель всего живого на земле. Считается, что он приносит мир, покой и равновесие во всех делах и начинаниях тем, кто его почитает. Как правило, изображается в буддийской живописи сидящим у реки под плодоносящим деревом в окружении диких зверей. Кстати, наш Сагаан Убгэн старше российского Деда Мороза примерно на 800 лет. Первое упоминание о нём относится где-то к 600 году до Рождества Христова. А Дед Мороз – это прообраз Святого Николая, жившего гораздо позже.

— Каким должен быть праздничный стол?

Источник

Монгольский Новый год: история и традиции

330dbf00f931c5b73a8879f25f0fbd45

Пожалуй, ни один праздник не воплотил в себе столь ощутимо идею бесконечности и в то же время цикличности времени, как Новый год. Он веха не только в календаре. С него в жизни каждого народа, каков бы ни был уровень его развития, начинается очередной круговорот сезонов и связанных с ним видов хозяйственной и общественной деятельности.

Он не имеет точной, фиксированной даты и вычисляется ежегодно по лунно-солнечному календарю, принятому в качестве основы летосчисления во многих странах Азии. Сам праздник и весь следующий за ним месяц года называется Цагаан сар, что в переводе означает «Белый месяц». Происхождение названия объясняют по-разному.

Одни считают, что, праздник именуют так потому, что в эти дни все кругом бело, покрыто снегом; другие говорят, что праздник приходится на самое голодное время года, когда происходит разгул злых сил, и, чтобы задобрить их, месяц называют белым, то есть счастливым; третьи видят причину в том, что именно в феврале едят «белые» молочные продукты, монгольское название которых цагаан идээ.

Так или иначе, название месяца связано с белым цветом, который в цветовой символике монголов ассоциируется с представлением о счастье. Под счастьем кочевник подразумевал прежде всего изобилие скота и всего, что он дает, — мяса, молока, молочных продуктов.

До середины XIII века монголы отмечали Новый год в сентябре. Август считался зеленым месяцем, за ним следовал белый месяц сентябрь, когда шла массовая переработка молочных продуктов для создания продовольственных запасов на зиму. Их изобилие вполне соответствовало названию месяца и понятиям монголов о счастье.

Внук Чингисхана, император Хубилай, перенес по китайскому образцу начало Нового года на февраль. Вместе с праздником на февраль перешло и название новогоднего месяца. Он стал называться Цагаан сар, по-прежнему символизируя собой изобилие молочных продуктов, хотя на самом деле в это время года их уже бывало мало: к началу весны зимние запасы, как правило, подходили к концу.

Как проходил Цагаан сар при дворе Хубилая, мы знаем по описанию Марко Поло. В этот день все подчиненные императора приносили ему дары: золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни, дорогие белые ткани.

Народный Цагаан сар проходил намного проще. Накануне вечером провожали старый год: ели мясо, варенные на пару мясные пирожки, пельмени, пили чай с молоком. Празднование Нового года начиналось рано утром. Гости ходили из юрты в юрту. Те, кто помоложе, шли к более старшим по возрасту и поздравляли их.

Каждый жест в этот день преисполнен древней благопожелательной символики. Взять хотя бы новогоднее приветствие: младшие из гостей, согнув руки в локтях, подкладывают их ладонями вверх под руки старших, чьи руки также согнуты в локтях, но ладонями вниз. Этот жест означает уважение к старшим, готовность оказать им помощь и поддержку.

Магия первого дня Нового года оказывала влияние и на весь год в целом – отсюда обилие еды белого цвета и новые деньги.

А потом начинался пир. Самые старые и уважаемые гости располагались в северной части юрты, на восточной половине садились женщины, на западной — мужчины. Все были одеты в праздничную, яркую одежду. На столе и молочные продукты (творог, пенки, сыр, кумыс) и молочная водка архи, и специально выпекаемое по случаю Цагаан сара жирное, сладкое печенье (хэвийн боов), по форме напоминающее подошву сапога. И, конечно, отварная баранина, уложенная на большом деревянном блюде по всем правилам традиционного монгольского застолья. Сверху лежат крестец и голова — две наиболее социально значимые части бараньей туши.

Обычно самому старому и уважаемому гостю хозяин предлагал первому отведать кусочек мяса от крестца. Затем им угощали и всех остальных, стараясь соблюдать порядок по старшинству. Пили при этом молочную водку, а если сохранился до этой поры кумыс, то и его. Хозяйка регулярно подливала напитки гостям. А время от времени она же ставила на стол блюдо со свежеприготовленными, сваренными на пару мясными пирожками — буузами.

Специальным новогодним блюдом считалась рисовая каша на молоке. Однако рис в системе питания монголов появился относительно поздно, поэтому, думается, что и блюдо это при всей его двойной белой символике — тоже довольно позднее.

Гости уходили, им на смену появлялись новые. Пир длился целый день и прекращался лишь на ночь. А на другое утро все повторялось. И так несколько дней.

В первый день Цагаан сара возраст всех людей и животных увеличивался на один год. Неважно, что один родился в июле, а другой в декабре. Новый год счастливо уравнивал всех между собой и в этом вопросе.

В первый день Цагаан сара принято гадать о погоде, о видах на будущее, о приплоде скота, о его нагуле и соответственно о том, что зависит от этого и что так важно для скотовода — будет ли достаточно еды следующей зимой. Способы гадания делились на народные (по приметам) и ламаистские (по астрологическим книгам).

Если трубка раскуривалась хорошо, если табакерка из яшмы не потела в руках, если быки в стаде не бодались, а вели себя спокойно — значит, быть хорошей погоде, не будет дзуда (бескормицы) и падежа скота.

По книгам гадали ламы-астрологи. Для каждого человека — в зависимости от того, в какой год, месяц, день и час по животному календарю он родился, какие мэнгэ (родимые пятна) ему при этом сопутствовали и какой из пяти элементов (земля, вода, воздух, огонь, металл) оказывает ему свое особое покровительство, — по сочетанию всего этого определялось, что ему ждать для себя лично в текущем году, чего опасаться, к чему стремиться.

И еще одно массовое зрелище на протяжении довольно небольшого отрезка времени было связано в Монголии с Цагаан саром. Это янгоу — веселые карнавальные шествия на ходулях. Поначалу их устраивали артисты китайского театра в столице дореволюционной Монголии — Урге. В гриме и костюмах они разгуливали на ходулях по городу, заходили во дворы китайских торговых компаний, а потом и монгольской знати и разыгрывали там пантомиму из жизни разных слоев населения.

После победы народной революции молодежь превратила янгоу в агитационные зрелища. Проводились они обычно на улицах в третий день Цагаан сара. Восемь-десять пар актеров в масках, костюмах и на ходулях изображали сценки из жизни старой Монголии, сочетавшие пантомиму с диалогом. Сценки были очень просты по содержанию: лама соблазняет девушку, китайский чиновник избивает простого монгола и т. д. Заканчивалось представление коллективным шествием масок по кругу, фейерверком. Актеров по традиции приглашали в дом и угощали. Некоторые такие агитбригады выезжали в сельскую местность и там показывали свои представления.

Источник

admin
Производства
Adblock
detector